Нужно ли Казахстану растить национальных бизнес-чемпионов

Этот и другие вопросы обсуждали предприниматели на площадке ежегодного форума Kazakhstan Growth Forum

В среду, 17 сентября, в Алматы прошел четвертый по счету Kazakhstan Growth Forum (К4). Он собрал несколько сотен казахстанских предпринимателей, а также иностранных гостей, среди которых был Верн Харниш, основатель всемирной предпринимательской организации Entrepreneurs' Organization, основатель и CEO компании Gazelles Inc, играющую роль корпоративного университета для средних компаний, Леонард Лаудер, председатель Estee Lauder, и многие другие.

Как отметил идейный вдохновитель «форума роста», владелец финансовой группы «Сентрас» Ельдар Абдразаков, это площадка была создана бизнесменами для бизнесменов, где они могут обсуждать актуальные проблемы и общаться между собой. Все доклады и панельные дискуссии К4 так или иначе касались вопросов – что делать, чтобы экономика Казахстан росла и чтобы казахстанскому бизнесу жизнь казалась медом.

Правила «желтых страниц» могут стать законом Казахстана

Сиддик Хан.

В числе первых на К4 выступил Сиддик Хан, председатель Young Presidents’ Organization Казахстан. Он рассказал об инициативе YPO – внедрении в Казахстане правил «желтых страниц».

Создать благоприятный инвестиционный климат, увеличить конкурентоспособность в реальном секторе экономики Казахстана, а также улучшить рыночные институты, – перечислил правила Хан. – Для достижения этого Казахстану необходимо создать четкий принцип коммерческой деятельности частных и государственных организаций.

По его словам, существует тонкая линия, разделяющая «сферы влияния» частных и государственных компаний. За 20 лет, по наблюдениям председателя YPO Казахстан, эта линия неоднократно перерисовывалась.

Наш месседж очень четкий: чтобы улучшить конкурентоспособность частного сектора, а также увеличить доверие и улучшить партнерство с государством, необходимо прочертить линию, где частный сектор не будет бояться вмешательства со стороны государственного сектора, – рассказал спикер. – Мы встретились с президентом Казахстана по поводу инициативы YPO, и президент сказал, что это соответствует его целям. До настоящего момента наша идея получала поддержку, и теперь мы наблюдаем конкретные результаты – сегодня правила «желтых страниц» представлены в парламенте. Мы надеемся, что к концу этого года правила станут уже действующим законом Казахстана.

Каким Казахстан должен стать к 2050?

Юкка Максимайнен, партнер международной консалтинговой McKinsey & Co, буквально на пальцах объяснил собравшимся, что нужно сделать Казахстану, чтобы к 2050 воплотить в жизнь нежно лелеемую мечту – войти в число стран ОЭСР (чаще эту мечту называют «тридцаткой» самых развитых стран мира).

Если посмотрим на ВВП, то сегодня он составляет $11600 на душу населения, – отметил Максимайнен. – Необходимо, чтобы к 2050 эта цифра выросла до $60 тыс. То есть мы говорим об увеличении в 5 раз в последующее 35 лет. Как достичь этого? Первое – это внедрение инноваций. Сегодня инвестиции Казахстана одни из самых низких (0,2% от ВВП). В развитых странах – от 2,5% и выше инвестируют в инновации.

Спикер также посоветовал обратить внимание на такой показатель, как коррупция. Сегодня Казахстан занимает 133 место в Индексе восприятия коррупции. «Очень редко, когда страны ОЭСР опускаются ниже 40 места в этом рейтинге, – констатировал партнер McKinsey & Co. – Поэтому это очень важная часть, на которой нужно концентрировать внимание и добиваться занимательных изменений».

Также Казахстану во что бы то ни стало надо улучшить эффективность потребления водных ресурсов. «Иначе их будет недостаточно, чтобы достичь необходимого уровня ВВП», – сказал выступающий.

По его словам, Казахстану до 2050 нужно увеличить среднюю продолжительность жизни на 15 лет (сегодня она составляет 69,6 лет), а также снизить уровень преступности и добиться улучшения качества образования.

Как выглядит «первый парень на деревне»?

А вот нужно ли для улучшения экономического статуса Казахстана выращивать национальных бизнес-чемпионов? Это стало темой панельной дискуссии «Что нам нужно, чтобы растить национальных чемпионов?».

Модератор панели, глава торговой миссии Австрии в Казахстане Михаэль Мюллер попросил Кайрата Мажибаева, CEO Resmi Group, определить характеристики национальных чемпионов.

Это компании, которые при изначальных и текущих равных условиях в конкурентной среде пробили себе дорогу. Это лидер, который не просто устойчиво и прибыльно растет, это компания, которая может конкурировать на равных с международными лидерами на конкретной территории. Это компании, которые возглавляют трансформацию на рынке в секторе, которые привносят многое с точки зрения культуры корпоративного управления, которые формируют новые технологии или хорошо переносят мировые технологии сюда, которые работает на общество. Если компания потянула за собой другие частные компании, и они стали чемпионами в своем секторе на своей территории, то это настоящие чемпионы, – высказал свою точку зрения Мажибаев.

Михаэль Мюллер поинтересовался у председателя правления «Народного банка» Умут Шаяхметовой, является ли их организация национальным чемпионом и есть ли у них в принципе такие амбиции?

Шаяхметова также решила первым делом определиться с дефинициями – какие компании можно называть национальными чемпионами?

Классический пример – это Южная Корея (с ее чеболями. – F), Россия. Это та компания, которая поддерживалась со стороны государства, ей создавались определенные льготы, предоставлялись более дешевые средства в обмен на обязательства по развитию внутренней экономики, сохранению рабочих мест. Если мы говорим о таких характеристиках, то «Народный банк» не является национальным чемпионом, так как у нас нет льготного регулирования. Национальные чемпионы – это нацкомпании, по-моему, это «Эйр Астана», возможно, «Казатомпром».

По словам участницы дискуссии, «Народный банк» хотел бы быть чемпионом, но «не с точки зрения регулирования, а с точки зрения конкурентной борьбы».

Я не поддерживаю идею национальных чемпионов, когда идет поддержка только определенных компаний, как [при разработке программы] «30 корпоративных лидеров», которая не состоялась. Компании должны развиваться на равных условиях в конкурентной борьбе, при равном регулировании доказывать, кто является чемпионом, – обозначила свою позицию Умут Шаяхметова.

Ответ за «30 корпоративных лидеров» пришлось держать Куандыку Бишимбаеву, председателю правления национального управляющего холдинга «Байтерек».

Это была только идея, которая должна была стать программой, но так и не реализовалась. Потому что в 2007 все ресурсы были кинуты на антикризисное направление, – объяснил Бишимбаев.

Однако, на его взгляд, сама идея национальных чемпионов – правильная, и она «должна найти свою реализацию в нашей экономки».

Единственный национальный чемпион – это «Казатомпром», – сказал глава «Байтерека», – потому что остальные – национальные или частные компании – лидеры на маленьком рынке, и только «Казатомпром» является мировым лидером. Неотъемлемой характеристикой и частных, и государственных компаний (претендующих быть национальными чемпионами. – F) должно быть активное присутствие на мировых рынках.

«Правительство де-факто проводит политику национальных чемпионов»

Модератора панели заинтересовало, а могут ли национальные чемпионы быть из государственного, а не частного сектора? Этот вопрос Мюллер адресовал региональному менеджеру IFC Моаззаму Мекану.

Было много обсуждений, кто такой национальный чемпион, – констатировал Мекан. – Это могут быть национальные компании, которые трансформировали экономику, предоставляли услуги, которые больше никто не предоставлял. Например, «Эйр Астана», которую упоминали. Думаю, это может быть доминирующая компания в определенном секторе. В Казахстане есть возможность создать компанию, которая может быть признана лидером в мире.

Обращаясь к руководителю «Казатомпрома» Нурлану Каппарову, Михаэль Мюллер утонил, можно ли называть компанию национальным чемпионом? «Как вы чувствуете себя как национальный чемпион?» – задал еще один вопрос модератор.

Каппаров чемпионство отрицать не стал и признался, что в этой роли чувствует себя очень хорошо.

Действительно, «Казатомпром» является одним из флагманом казахстанского бизнеса. Это государственная компания, но ее роль в мировом масштабе большая – мы добываем практически 30% мирового объема урана, – привел данные участник дискуссии.

По мнению Каппарова, бизнес-чемпионами могут быть и государственные, и не государственные компании. Главное же отличие лидеров заключается в том, что они «могут конкурировать за рубежом или у них показатели на уровне мировых компаний». Глава «Казатомпрома» также считает, что государство должно помогать тем, кто имеет потенциал национальных чемпионов.

Однако по мнению независимого экономиста Ораза Жандосова, говорить о чемпионах из госсектора – «это не совсем та тема».

Мы видим, что государственные компании сконцентрированы либо в секторе сырьевых ресурсов, либо в секторе естественных монополий. Как судить об эффективности? – задался вопросом Жандосов. – Я не согласен по «Казатомпрому». Ну, повезло стране, что у нее есть куча природного урана, повезло, что природоохранное законодательство, в отличие от законодательства Канады, позволяет производить больше. Но является она эффективной с точки зрения продуктивности, применяемых технологий?

Речь идет о частных компаниях – национальных чемпионах, считает Ораз Жандосов.

Должно ли государство из частных отечественных компаний вбирать какой-то круг и поддерживать их – дешевыми кредитами, грантами для привлечения кадров, торговыми льготами, предоставлением земли и так далее? Кстати, у нас землю бесплатно раздают каким-то национальным чемпионам. Не все в этом зале знают, что в этом году правительство ряду компаний раздало бесплатно землю. То есть де-факто проводит политику национальных чемпионов. Хотелось бы узнать, кто это? – задался вопросом экономист.

И даже если проводить политику взращивания компаний-лидеров, то не факт, что они у нас вырастут. «Только реальные частные, только несырьевые компании могут привести страну к тем красотам, о которых говорил Юкка (Максимайнен. – F). Если посмотреть даже посткризисные 5 лет, видим ли мы такой рост? Я не вижу», – сказал Жандосов.

Однако Куандык Бишимбаев не согласился с тем, что в сырьевом секторе не может быть национальных чемпионов и что «Казатомпрому» просто повезло. Сырьевики, на взгляд Бишимбаева, могут быть чемпионами, главное, чтобы у них было технологическое конкурентное преимущество по сравнению с мировыми игроками. И у «Казатомпрома» такое преимущество есть, поэтому он может добывать более дешевый по своей себестоимости уран.

…Словом, одни участники дискуссии высказывались за то, чтобы государство создавало условия, при котором могли бы свободно, в конкурентной среде развиваться все компании, а уж кто вырастит, тот вырастит. Другие ратовали за то, чтобы государство пестовало чемпионов. Вопрос же состоит в том, какую модель помощи выбрать, кто и по каким критериям должен отбирать счастливчиков, обласканных государством. В любом случае – с национальными чемпионами или без таковых, Михаэль Мюллер пожелал казахстанской экономике развиваться.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
12296 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
14 августа родились
Еркен Касеев
генеральный директор ТОО «АмангельдыГаз»
Малик Салимгереев
управляющий директор по охране труда, окружающей среды и бурению АО «РД «КазМунайГаз»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить