НПП предложила бизнесу РФ и РБ объединиться в решении «таможенных» проблем

8292

Председатель правления НПП РК Аблай Мырзахметов обратился к своим российским и белорусским коллегам с предложением объединить усилия бизнес-сообщества трех стран в решении проблемных вопросов, связанных с проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Соответствующее письмо направлено в адрес руководителей РСПП, БелАПП, ТПП РФ, «Деловой России» и организации «Опора России»

Фото: nicoletranscargo.ru

Аблай Мырзахметов отметил, что благодаря инициативам белорусско-казахстанско-российского Бизнес-Диалога в проект документа включен ряд предложенных бизнесом трех стран мер, эксперты от деловых кругов приняли непосредственное участие в разработке проекта. 

«Работа над главным документом в сфере таможенного дела проводится в сжатые сроки, и, к сожалению, государственные органы не всегда прислушиваются к голосу предпринимателей, - констатировал в письме председатель правления НПП РК.  – По мнению представителей деловых кругов Казахстана, значительный объем проекта Таможенного кодекса ЕАЭС, в который имплементированы положения 16 международных договоров и 6 проектов, регулирующих таможенные правоотношения, а также «тяжелый» для единообразного понимания текст проекта приведет к правовым коллизиям и двоякому толкованию. А как показывает практика, устранение ошибок и пробелов в Таможенном кодексе может затянуться на годы».

НПП РК полагает целесообразным включение лишь рамочных стандартов в проект документа – по аналогии с ТК Евросоюза. Все детали можно изложить в решениях, распоряжениях и рекомендациях Комиссии, считает Нацпалата.

Ряд норм, включенных в проект ТК ЕАЭС, вызывают серьезные опасения у предпринимательского сообщества Казахстана, сообщил Аблай Мырзахметов и предложил подготовить обращение белорусско-казахстанско-российского бизнес-диалога на имя председателя Коллегии ЕЭК Виктора Христенко.

 

Нормы, ухудшающие условия ведения международной торговли и ужесточающие ответственность участников ВЭД

1. Норма, устанавливающая увеличение объема сведений в декларации на товары (сведения о покупателе товаров, сведения о цене за единицу товаров, о товарном знаке).

Согласно рекомендациям Киотской конвенции, таможенная декларация должна содержать основные сведения, имеющие существенное значение для выпуска, и не должна перегружаться второстепенной информацией, уточняющей тот или иной случай. За недостоверное заявление сведений декларант привлекается к административной ответственности. В этом случае законодательство не различает, о каких сведениях в таможенной декларации идет речь – об основных либо дополнительных: ответственность применяется равная. К примеру, в Европейском союзе обязательному заполнению при импорте подлежат 26 граф таможенной декларации, тогда как у нас заполняются все 54 графы, еще и с подробной детализацией.

Законодательством государств-членов ТС и ЕЭП установлены жесткие санкции за недекларирование или недостоверное декларирование товаров. Как показывает практика, меры взыскания не адекватны содеянному, не зависят от сущности нарушения и имеют карательную направленность.

Увеличение перечня сведений в декларации на товары – это прямой шаг к увеличению временных и финансовых затрат предпринимателей, а также к росту количества штрафов за самые незначительные ошибки, не влияющие на размер уплаты таможенных платежей и налогов.

2. Норма, устанавливающая расширение перечня платежей (специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины), применяемых таможенными органами в качестве обеспечения по таможенной процедуре таможенного транзита.

Для представителей деловых кругов данное новшество обернется непредсказуемым отвлечением из оборота значительных денежных средств.

3. Норма, устанавливающая право таможенных органов самостоятельно определять физические характеристики товара, самостоятельно осуществлять классификацию, определять происхождение, таможенную стоимость товара при непредставлении лицом после выпуска товаров документов, либо если у таможенного органа имеются признаки того, что содержащиеся в представленных документах сведения являются недостоверными.

Поддержанная экспертами от государственных органов Сторон норма позволяет таможенным органам «перекроить» декларацию по своему усмотрению и создает условия для проявления коррупции. При этом предметом «торга» станут основные составляющие декларации: код товара, вес, количество, стоимость, страна происхождения.

4. Норма, устанавливающая запрет на применение предварительного таможенного декларирования для товаров, в отношении которых опубликованы, но не вступили в силу акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, налогов, а также изменяющие условия предоставления льгот.

Введение такой нормы не соответствует концепции по упрощению процедур торговли, так как именно механизм применения предварительного декларирования направлен на заблаговременное заявление сведений с целью предварительного изучения структуры поставки, применения СУР.

Наличие в ТК Союза данной нормы создаст для предпринимателей непредсказуемые условия для ведения бизнеса и приведет к резкому снижению инвестиционной привлекательности наших государств.

5. Норма, устанавливающая право таможенного органа запросить сертификат о происхождении товара в случае обнаружения признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения, специальные, защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, специальная квота. При этом до предоставления сертификата о происхождении товара выпуск товаров не производится.

Указанная новелла ужесточает положение участника ВЭД по сравнению с действующим Таможенным кодексом Таможенного союза, в соответствии с которым предоставление сертификата о происхождении товара обусловлено предоставлением тарифных преференций, в иных случаях достаточно представления декларации о происхождении товара.

Разработчики проекта ТК Союза рапортуют об устранении в проекте избыточного регулирования, сокращении сроков совершения таможенных операций, автоматическом выпуске товаров. Но при этом внедрение в проект ТК Союза «прогрессивных» новелл происходит за счет ужесточения ответственности участников ВЭД.   

Реализация данных норм, ужесточающих условия осуществления ВЭД, приведет к значительным финансовым и временным потерям для предпринимателей, росту коррупции.

Предложения казахстанского бизнеса

В то же время предложения казахстанского бизнеса, направленные на либерализацию условий таможенного регулирования, представителями государственных органов откровенно игнорируются, что вызывает серьезную озабоченность. Так, к примеру, отклонены следующие поправки:

1) об установлении в проекте ТК Союза единого срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров – в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.

В Казахстане устоялась негативная практика, когда таможенные органы, изменяя коды товаров по ТН ВЭД, на пятом году после выпуска товаров осуществляют многомиллионные доначисления таможенных пошлин, налогов и пеней, что приводит к банкротству предпринимателей и негативно влияет на экономику и инвестиционный климат Казахстана.

2) внедрение «добровольного признания ошибки» – без привлечения декларанта к ответственности, установленной законами государств-членов ТС и ЕЭП.  

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить