Как казахстанский стартап «поженил» работодателя с наёмным сотрудником

Цифровой сервис помогает казахстанцам подработать, а бизнесу – быстро привлечь нужных работников

ФОТО: © Андрей Лунин

Сфера управления персоналом «примерила» цифровые решения позже, чем многие другие, но очень быстро оценила их преимущества. Технологичные продукты для сотрудников HR-департаментов и людей, находящихся в поисках работы, предлагают сразу несколько отечественных команд. Сервис EasyTap решает проблемы бизнеса и наемных работников: с его помощью компании (главным образом магазины и заведения общепита) могут привлечь сотрудников на почасовую работу, а люди, ищущие дополнительный заработок, – найти подработку.

Работа не для каждого

Для супермаркетов и ресторанов текучесть кадров является одной из самых главных проблем и источником колоссальных убытков, говорит сооснователь EasyTap 29-летний Магзум Толеш. «В сегменте «синих воротничков» текучесть составляет 300% в год! В результате бизнес теряет огромные суммы на найме и не зарабатывает денег, которые мог бы получить. Простой пример: если из-за нехватки кассиров в часы пиковой нагрузки работают две кассы супермаркета из десяти, посетитель купит меньше или вовсе уйдет без покупки, чтобы не стоять в очереди», – поясняет Магзум.

Высокая текучесть кадров объясняется несколькими причинами. На рабочие места с почасовой оплатой часто устраиваются студенты, которым в итоге не всегда удается совмещать работу с учебой. Корень другой причины лежит в сфере макроэкономики: среди линейного персонала, в особенности занимающегося неквалифицированным трудом, высок уровень закредитованности и зачастую ни белая зарплата, ни официальные отчисления не помогают удержать сотрудника, если на другой работе ему пообещали платить на пять тысяч  тенге больше, пусть и неофициально. Для многих из тех, кто хотел бы найти подработку, важно, чтобы зарплату выплачивали не раз в месяц, а еженедельно, чтобы место дополнительной работы находилось недалеко от дома, принципиальное значение имеет возможность работать на условиях плавающего графика. Словом, существует масса тонкостей, которые не отображаются в объявлениях, размещаемых на популярных ресурсах по поиску работы.

Нюансы, связанные с подработкой, официальным и неофициальным трудоустройством, Магзум в полной мере постиг на собственном опыте. Он родился и вырос в Жамбылском районе СКО и подрабатывать начал со школьных лет – собирал металлолом и бутылки, брался за любую работу, чтобы помочь семье. Окончив школу в 2011 году, поступил в Костанайский государственный педагогический институт на специальность «учитель английского языка» и в качестве подработки организовал в комнате общежития сервис по ремонту ноутбуков. Если точнее, с улыбкой вспоминает собеседник, он выступал в роли своего рода посредника между владельцами ноутбуков и мастером по ремонту.

В 2013 году Магзум решил заняться фото- и видеосъемкой, на взятый матерью кредит приобрел камеру, а после того как бизнес не пошел, подвизался на работе в магазине одной из сетей бытовой техники и электроники. Окончив университет в 2015-м, устроился туда же на должность помощника руководителя по воспитательной работе, поступил в магистратуру и по программе обмена на полгода уехал учиться в польский Лодзь. В 2017 году Магзум с другом открыли образовательный центр в Костанае. Спустя год приятели решили развивать онлайн-направление, создали свой стартап, питчили его в Алматы, но без особого успеха. Через пару недель после возвращения в Костанай он решился на переезд в южную столицу.

Алматинский этап жизни не обещал быть легким. «Одно время у меня даже был свой контейнер на барахолке, но потом я закрыл его. Супруга к тому времени устроилась на работу в Chocofamily, и весной 2019-го рекрутеры холдинга, изучив мой аккаунт в Instagram, предложили создать и возглавить мини-стартап внутри Choco. Состоялось довольно жесткое собеседование с основателем и CEO Chocofamily Рамилем Мухоряповым. Я уверял, что ничего не понимаю в IT, но для Рамиля было важно видеть на этой позиции человека из бизнеса», – рассказывает Магзум.

Летом 2019 года, однако, стало понятно, что продолжать работу над стартапом уже нет смысла, и Магзум перешел на вакансию коммерческого директора Chocofood. Пандемия обострила конкуренцию на рынке food-tech, команда работала над оптимизацией бизнес-процессов, и в июне 2020-го впервые вышла на операционную прибыль. Ближе к осени сервис столкнулся с проблемами роста, а Магзум понял, проблемы какого масштаба способна создать нехватка линейного персонала, в частности курьеров. «Choco оказался для меня очень хорошей школой, но дух предпринимательства не давал покоя, и в январе 2021 года я решил уволиться, чтобы развивать собственный бизнес. Идея стартапа была, но не хватало технической экспертизы, а вскоре меня познакомили с Темирланом. Несмотря на различие в характерах, мы сходимся в отношении к жизненным ценностям и нам легко работать вместе», – рассказывает собеседник.

К тому времени за плечами 28-летнего алматинца Темирлана Кабылбекова была учеба в МГТУ им. Баумана, куда он поступил после окончания РФМШ, и несколько лет работы в крупных российских IT-компаниях. Молодой специалист получил предложение поработать за границей, но в планы вмешалась пандемия. Темирлан вернулся в Казахстан и начал готовиться к собеседованию в Google. «Когда Магзум предложил работать вместе, я решил, что устроиться в Google успею всегда, а вот возможность создать стартап в Казахстане выпадает не каждый день», – объясняет он свое решение.

Взаимовыгодное сотрудничество

EasyTap создавался как своего рода маркетплейс, на котором могли бы найти друг друга люди, находящиеся в поисках подработки, и компании, нуждающиеся в дополнительном персонале, – например, в периоды пиковых нагрузок. Бизнес формирует заявку на нужное количество персонала; соискатель, подписав онлайн-договор, получает доступ к информации обо всех вакансиях, имеющихся в приложении, выбирает подходящее время и место работы и получает на WhatsApp короткое обучающее видео.

ФОТО: © Андрей Лунин

С начала года зарегистрированные на EasyTap пользователи отработали 12 тысяч смен. На первых порах, вспоминает Темирлан, большую часть работы приходилось делать вручную, теперь процесс подбора персонала на 80% автоматизирован. Приходя на смену, пользователь сканирует специальный QR-код, делает селфи, а сотрудники EasyTap, отслеживая геолокацию, понимают, что человек находится на рабочем месте. Аналогичная процедура проводится по окончании смены, по результатам которой работодатель ставит отзыв работнику, а работник – работодателю. Как отмечают собеседники, такая практика позволяет выявить проблемы в управлении: например, для собственника бизнеса может стать неприятным открытием, что причиной текучести кадров в отдельно взятом филиале является грубое отношение к сотрудникам со стороны локального руководства. Если же наниматель не удовлетворен качеством работы сотрудника, он может отказаться от его услуг в течение первых двух часов.

«Одна из ключевых задач, которую нам пришлось решать, заключалась в том, чтобы заранее узнать, выйдет человек на смену или нет, и в случае необходимости найти срочную замену. Мы задействуем все возможные способы коммуникации: отправляем пуш-уведомления в приложении, если они не срабатывают, пользователю звонит наш голосовой бот. Сейчас процесс поиска замены частично автоматизирован, в планах доработать динамическое ценообразование: чем более срочная замена нужна, тем выше ставка. Есть идея вводить разные размеры ставок в зависимости от локации места работы», – делится планами Темирлан.

В конце каждого месяца компании-клиенты оплачивают EasyTap услуги согласно часовой ставке, а наемные работники получают зарплату еженедельно. В перспективе, рассказывают основатели сервиса, планируется, что работодатель начнет пополнять баланс, а из этих средств будет осуществляться выплата зарплаты наемным работникам и комиссии – цифровому сервису. С начала года через EasyTap выплачено в виде заработной платы 110 млн тенге, сервис внес в бюджет 30 млн налогов и отчислений, таким образом способствуя выводу в легальное поле сферы, где традиционно велика доля теневого бизнеса, а многие работники никогда не имели официального заработка. За смену пользователь EasyTap зарабатывает в среднем девять тысяч тенге. По словам основателей сервиса, 50% пользовательской аудитории составляют студенты, еще половина от оставшихся 50% приходится на долю людей, ищущих дополнительный заработок. Среди тех, кто находит работу на EasyTap, есть и мамы в декрете, и пенсионеры – самому старшему пользователю 64 года.

Будучи ответственными за приглашенных посредством EasyTap исполнителей, сотрудники сервиса скрупулезно подходят к вопросу подбора персонала. Интеграция с государственными базами данных, например, позволяет убедиться в отсутствии судимости, кроме того, к претендентам на разные виды работ предъявляют разные требования. Допустим, на позицию грузчика в магазин электроники никогда не порекомендуют человека с улицы, который не знает, как обращаться с техникой. За 12 тысяч смен со стороны EasyTap зарегистрировано всего 30 случаев материальной ответственности на сумму не выше 20 тысяч тенге.

Своевременные инвестиции

Запуск стартапа состоялся в конце ноября прошлого года, на сегодняшний день в проект инвестировано более $350 тыс. Основатели начинали создавать проект на свои сбережения, еще до официального запуска удалось привлечь ангельские инвестиции от венчурных инвесторов Талгата Исмаила, Ельжана Кушекбаева, Марата Толибаева и холдинга Activat.

Переговоры о привлечении нового раунда инвестиций основатели проекта начали в конце декабря 2021 года и планировали продолжить после новогодних праздников, но планы нарушил Кантар. Когда самые напряженные дни остались позади, руководству торговых сетей срочно потребовались люди, которые могли бы помочь навести порядок в магазинах. С другой стороны, многие сотрудники компаний МСБ, пострадавших в результате беспорядков, временно остались без работы и нуждались в заработках. «Мы решили поддержать бизнес, а заодно привлечь аудиторию и вложили в это практически все деньги, в два раза увеличив ставку и пообещав выплачивать деньги еженедельно. Интернет работал с перебоями, но я смог выложить в Instagram свой номер телефона и номер телефона нашего менеджера, в течение нескольких часов мы получили тысячи звонков. В результате за январь 2022 года EasyTap вырос в пять раз, но денег у нас оставалось на пару недель работы», – вспоминают Магзум и Темирлан.

В середине января Магзум написал известному бизнесмену и венчурному инвестору Мурату Абдрахманову (№ 43 рейтинга влиятельных Forbes Kazakhstan) письмо, в котором спрашивал совета, каким образом стартап, находящийся на начальном этапе развития, мог бы быстро привлечь деньги. При этом, по его словам, не рассчитывал на интерес самого адресата. Однако не зря говорят: когда приходишь к инвестору за деньгами, получаешь совет, а когда приходишь за советом – получаешь деньги. Абдрахманов инвестировал в EasyTap $150 тыс., и рынок воспринял это как сигнал, что проект заслуживает внимания. За пару недель они собрали раунд на $300 тыс., предстояло лишь подписать документы. Но 24 февраля Россия начала войну в Украине, рынок погрузился в состояние неопределенности, а инвесторы решили заморозить средства. Магзуму пришлось занять деньги как частному лицу, и команда продолжила работу, а потом рынок начал восстанавливаться. В начале лета EasyTap закрыл ­pre-seed-раунд на общую сумму $270 тыс. при оценке проекта в $3 млн: лид-инвестором выступил Абдрахманов, $50 тыс. инвестировал фонд MOST Ventures, еще $70 тыс. проинвестировал UMAY Angels Club.

На сегодняшний день у EasyTap 18 крупных клиентов, среди которых, в частности Magnum (импровизированный питч для Азамата Османова, первого руководителя сети, Магзум провел в зале вылета аэропорта Домодедово), а также Toimart, Meloman/Marwin, Inditex. Сервис работает в Алматы, Астане, Караганде, Усть-Каменогорске, Костанае и Павлодаре, готовится к запуску в Актобе и Уральске. В планах – до конца года начать работу во всех регионах Казахстана, а к лету 2023-го выйти на операционную прибыль.

Основную свою миссию основатели EasyTap видят в том, чтобы поднять ценность работы, считающейся в обществе непрестижной. «У нас, особенно в регионах, люди опасаются, что знакомые могут увидеть их работающими в магазине или за кассой ресторана быстрого питания. По этой же причине сложно найти техперсонал, хотя спрос на него большой и зарабатывать можно прилично. Мы посредством сервиса стараемся донести до людей, что любой труд почетен, а подрабатывать – классно», – объясняет Магзум.

По мнению основателей, главным свидетельством того, что клиенты из сферы бизнеса довольны сотрудничеством с EasyTap, является высокий показатель возвратности. 90% компаний, однажды воспользовавшихся услугами по найму временных сотрудников, заключили контракты снова. Как отмечают собеседники, главная ценность их ресурса для компании – возможность почти на треть оптимизировать фонд оплаты труда и ускорить процесс найма персонала. Магзум и Темирлан называют себя представителями гиг-экономики – системы, при которой компании предпочитают не нанимать сотрудников в штат, а привлекать по требованию, часто не на полный рабочий день.

«Мы не питаем иллюзий и понимаем, что нашему проекту нужно расти дальше, необходим больший объем рынка», – говорят ребята. EasyTap готовится к тестовому запуску в США, где у казахстанской компании уже есть два клиента. По словам Магзума, в сфере ретейла и HoReCa в Штатах ежегодно трудоустраивается свыше пяти миллионов человек, а стоимость найма одного сотрудника как минимум на порядок дороже, чем в Казахстане. Выход на американский рынок запланирован на II квартал 2023 года.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
21806 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить