Надо проводить больше времени с клиентом, а не со своими фантазиями

18929

Такой совет дает начинающим стартаперам Роман Гурбанов, CEO проекта Bizmo, который попал в список резидентов бизнес-акселератора Technation

Фото: Technation
Роман Гурбанов.

В проекте идет уже третья неделя обучения. Девять резидентов программы трудятся на базе бизнес-инкубатора в Алматы. Здесь учат маркетингу, бизнес-процессам, финансам и многому другому. Сегодня мы познакомимся поближе с одним из самых интересных стартапов Казахстана – Bizmo и его СЕО Романом Гурбановым.

Откуда приходят идеи

«Я пришел в IT из сферы управления качеством, в том числе качеством поставщиков  и снабжения, - рассказывает Роман. - В 2009 впервые задумался о том, что IT может решать проблемы реального сектора экономики и, в частности, мои собственные.

Откуда брать идеи? Могу сказать, что самые лучшие идеи приходят на стыке двух отраслей. В моем случае - сферы закупок и IT. Когда ты достаточно глубоко знаешь одно и второе, то видишь гораздо больше, чем люди из какой-либо одной сферы. Я видел проблемы сферы закупок и благодаря тому, что начал вникать в IT, понял, как их можно эффективно и даже эффектно решать.

Bizmo - это платформа бизнес-листинга, тендерной информации и в ближайшем будущем тендерной аналитики. Сейчас мы объединяем информацию с рядом крупных тендерных порталов, структурируем ее и даем возможность заказчикам найти поставщиков - и наоборот. Но это только вершина айсберга. Дальше - серьезная тендерная аналитика по ценам, товарам, категориям, поставщикам, клиентам и спросу.

Я очень четко помню, как у меня появилась идея. В июле 2013 мы с женой сидели на летней площадке кафе в родном Актау, и я ей рассказывал о классном приложении, которое только что нашел в Сети. К тому времени у меня уже был свой мобильный журнал в AppStore, посвященный оптимизации бизнес-процессов. И тут жена спросила: «Почему ты не сделаешь что-то свое? Помоги закупщикам с легкостью находить поставщиков. Ты же в этом разбираешься».

Так родилась идея Bizmo, созданная на стыке двух отраслей, в которых я разбирался.

Интеллектуальные данные на рынке закупок - это круче нефти и газа. Как и углеводороды, самое ценное на этом рынке лежит глубоко в недрах, и никто оттуда эту ценную информацию не добывает.

Фото: Technation
Роман Гурбанов и Олжас Тойтеев.

Недавно к стартапу присоединился новый CTO - Олжас Тойтеев, который проникся миссией Bizmo и принял все технические сложности платформы как собственный вызов.

Уже прошло больше двух недель, как в условиях акселерации нашего стартапа мы живем в стиле Technation. Знаний и связей за это время мы получили больше, чем за последние два года. Одни менторы обкатывают твою бизнес-концепцию и дают ценнейшие советы, другие связывают тебя с отраслевыми партнерами, что задает серьезные предпосылки к росту. Третьи обращают твое внимание на факты, о которых ты и не думал раньше, но которые так важны для успеха твоего детища. У нас забрали «вилки», которыми мы гребли всё это время, и дали паруса, в которые изо всех сил дует попутный ветер».

Три кита - клиент, MVP, инвестор

Фото: Technation

«Надо проводить больше времени с клиентом, а не с фантазиями, - продолжает свой рассказ Роман Гурбанов. -  Когда в октябре 2013 я попал на конкурс стартапов в Атырау и занял там третье место, то был окрылен. Я нашел инвестора и стал делать MVP (minimum viable product, минимально жизнеспособный продукт. - F). Так как я был окрылен идеей мобильного приложения, то все деньги и ресурсы вкладывал именно в него, а надо было начать с веб-сайта. Я не подумал о том, что мои клиенты - это офисные работники, которые продолжают сидеть за большими компьютерами, а на смартфонах чатятся или играют в игры. Но я был так влюблен в mobile, что не думал об этом.

Непонимание этой простой истины вызвало завышенное ожидание роста продукта. После запуска я был уверен, что абсолютно все будут пользоваться Bizmo: ведь он такой технологичный и крутой. Но получилось иначе.

Сейчас я понимаю, что в том виде продукт вообще просто не мог «полететь». Это был типичный синдром основателя продукта: влюбиться в него без оглядки. Но любить продукт - прерогатива клиента.

Когда я увидел, что роста нет, - к клиентам и пошел. И это был первый правильный и самый важный шаг. Собирал отзывы, пожелания, предложения. А когда переговорил с десятком клиентов - узнал, что масса функций, которые мы внедрили, просто никому не нужна. Тогда я перераспределил ресурсы для создания веб-версии, учел пожелания и сделал продукт действительно нужным. Без долгих разговоров с клиентами этого бы никогда не было. Всегда надо уметь смотреть на свою работу со стороны, а основатель проекта не всегда на это способен.

Ещё совет - не сдвигайте сроки запуска проекта. Запускайтесь с тем, что есть, - и «пилите» по ходу. Я доделывал «фишки», которые в итоге оказались никому не нужны, и сильно подвинул срок первого запуска. В итоге, как сейчас понимаю, просто потерял время. Очень важно начать «обкатывать» продукт на реальном рынке с реальными людьми, чем делать, возможно, никому не нужные вещи дома в закрытом пространстве.

Идите к венчурному инвестору, когда вам надо масштабироваться. Это не касается бизнес-ангелов, которые помогают развиваться на самых первых этапах. Я пришел к венчурному инвестору слишком рано. Не берите у инвестора деньги на MVP и проверку своих бизнес-идей. Идите к нему тогда, когда уверены в том, что ваша идея полетит. Для этого вам нужно победить конкурентов или масштабироваться на новый рынок. А проверять свои идеи можно на чем угодно, даже просто на прототипах дизайна».

Справка

Technation - бизнес-акселератор, модель поддержки бизнесов на ранней стадии, которая предполагает интенсивное развитие проекта в кратчайшие сроки. Это акселерационная программа для стартап-команд из стран СНГ, Европы и Азии, организованная Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан совместно с АО «Национальное агентство по технологическому развитию» при участии бизнес-акселератора Happy Farm и Клуба молодых предпринимателей MOST.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить