«Мы все в одной лодке»: общепит просит доставку снизить цены

Владельцы кафе и ресторанов Алматы считают, что 30% - слишком большая комиссия за доставку готовых блюд. У сервисов доставки другое мнение

ФОТО: pixabay.com

Идет четвертая неделя с момента объявления карантина в Алматы и Нур-Султане. Кафе, рестораны и столовые работают только навынос, и, по подсчетам их владельцев, получают 10-15% обычной выручки. Те заведения, которые не имеют собственной службы доставки, пользуются специализированными сервисами, средняя комиссия которых — 30% от заказа. По мнению игроков рынка HoReCa, в нынешних условиях это слишком много.

Ерлан Ибрагим
ФОТО: facebook.com/walker.yer
Ерлан Ибрагим

- До начала карантина наша сеть очень интенсивно росла. В течение полутора лет мы выросли из одного кафе до сети из шести точек в Алматы, Атырау, Шымкенте и столице с ежемесячным оборотом свыше 12 млн, - делится опытом партнер сети кафе быстрого питания Hong Kong Soy Ерлан Ибрагим. - На текущий момент у нас работают в режиме доставки только три точки в Нур-Султане, Алматы и Атырау. Нам пришлось значительно, больше чем в два раза, сократить свои объемы. В первую очередь это было связано с новыми требованиями, которые сильно усложнили работу, снижением спроса и резким ростом цен почти на все продукты. И при этом действующие точки работают едва на уровне себестоимости. Сейчас вся работа - это доставка, мы доставляем своими силами (на период карантина за свой счет) и, конечно, через сервисы доставки. Но здесь отдельная история. Средняя комиссия у данных сервисов 30%, что для таких небольших форматов, как наш, достаточно дорого.

У сети Lanzhou из 17 точек работает четыре: в Нур-Султане, Атырау и две в Алматы.

- На текущий момент наша выручка по всей сети порядка 5% от того, что было до карантина. Численность персонала уменьшилась в десять раз, - называет печальные цифры основатель сети Гульбану Майгарина. - Основной причиной закрытия точек стали требования по карантину. Стоимость закупа в среднем выросла на 20%, и это с учетом всяческих возможностей по снижению издержек на закуп. Дело в том, что почти все официальные поставщики закрылись.

В пять раз упали доходы и у фастфуда Buter Bro.

- Я был вынужден закрыть одну точку и заготовочный цех, 75% персонала остались без работы. Тем кто остался, пришлось взять на себя больше работы, к примеру мой директор встал к плите, - говорит совладелец Buter Bro Кемель Айтжанов. - Сейчас мы, как, наверное, и все другие, работаем на сырьё - закуп продуктов и персонал - выплату минимальной заработной платы. При этом хотелось бы отметить, что лично я считаю - введение карантинных мер было правильным, хоть наш проект и несет большие убытки.

Сервисы доставки, напротив, сейчас оказались в выгодной позиции, считает Айтжанов, так как почти весь общепит пользуется их услугами.

- Считаю, что сейчас самое время снизить комиссию за доставку для ресторанов. Рестораны в буквальном смысле выживают, и снижение комиссии со стороны сервисов доставки отчасти облегчило бы им жизнь. Мы сейчас все в одной лодке, - призывает он.

По мнению владельцев заведений, и после отмены карантина восстановление сектора будет очень медленным.

- Люди не только отвыкнут от привычки ходить в кафе и рестораны, у населения значительно снизится покупательная способность. И если в прежние годы данные отрасль HoReCa демонстрировала рост, то по результатам текущего года сектору едва удастся сохранить и половину от прошлогоднего объема. В то же время сервисы доставки, как посредники между потребителями и сектором общественного питания, оказывают существенное давление на ценообразование кафе и ресторанов. Оказавшись в более выгодных условиях чем производители продуктов питания, они не снизили свои аппетиты. Они не несут совокупную социальную ответственность, как кафе и рестораны, не осознавая масштаба потерь собственного рынка услуг. И вполне вероятно, что это поведение может привести к переориентированию компаний общественного питания на развитие собственных служб доставки, - предупреждает Ерлан Ибрагим.

По просьбе Forbes.kz представители сервисов доставки прокомментировали мнение рестораторов.

- Комиссия у всех агрегаторов, как местных так и мировых, одинаковая - 30% при доставке службой агрегатора. В эту сумму входят расходы на зарплаты райдеров, униформу, сумки, содержание службы поддержки сервиса (операторы) и другие операционные расходы. Что касается наших партнеров, мы работаем с ними открыто, показываем все цифры, они знают все расходы, которые мы несем, поэтому были лишь единичные просьбы понизить комиссию. Но мы вынуждены отказывать, так как в нынешних реалиях тоже не можем нести дополнительные убытки, - ответил на вопрос, обращались ли предприниматели HoReCa к сервисам доставки, CEO Chocofood Николай Щербак.

Такое же решение принял и сервис Wolt.

- Наши менеджеры по партнёрству с ресторанами получали несколько вопросов касательно комиссий для заказов на доставку. Однако вместе с владельцами заведений мы сошлись во мнении, что лучшее, что мы можем сделать сейчас, – поддерживать и наращивать их поток заказов, - отметили в компании.

Как сообщили в Wolt, сервис снизил комиссию для заказов навынос до 0% на следующие 30 дней. Это означает, что если клиент заказывает еду через Wolt, но забирает её самостоятельно, ресторан получает 100% выручки от этого заказа.

- Мы просим наших партнёров установить специальные зоны для выдачи заказов, где они могут оставлять готовые, собранные пакеты с номером заказа и именем клиента, чтобы клиент мог не контактировать с сотрудниками ресторана напрямую. Так как все платежи проходят через приложение, клиенту нужно лишь забрать свой заказ из заведения, - объяснили в компании.

Кроме того, Wolt проводит кампанию по поддержке независимых местных ресторанов в социальных сетях: «Так как рестораны сейчас потеряли 50-80% от нормального объема заказов, мы хотим возместить их как можно больше, привлекая больше клиентов в каждое заведение на нашей платформе».

- Наша основная цель сейчас – обеспечить нашим сервисом всех, кто в этом нуждается, при этом обеспечивая заказами как наших партнёров-ресторанов, так и курьеров. В долгосрочной перспективе мы хотим продолжать нашу работу и дальше, - объяснили представители сервиса. - Однако Wolt по-прежнему является убыточной компанией. Это означает, что мы теряем деньги на каждом доставленном заказе даже при нормальных условиях. Если мы сокращаем комиссии для ресторанов, мы существенно сокращаем время функционирования нашей компании. Мы нуждаемся в этом источнике дохода для оплаты услуг курьеров и поддержки нашей операционной работы. Нам кажется, что всем – ресторанам, клиентам и курьерам – будет удобней, полезней и лучше, если мы сможем работать как можно дольше.

Снижение комиссии для ресторанов принесет незначительную экономию для ресторанов, но поставит под угрозу существование бизнеса, считают в Wolt.

- Например: если среднестатистический ресторан получит дополнительные 6 заказов в день (сделанные через Wolt) – это принесет такой же эффект, как если бы мы снизили комиссию ресторана вдвое. Мы можем приносить дополнительные шесть заказов с помощью действий, указанных выше, в то время как снижение комиссии вдвое существенно повлияет на устойчивость нашего бизнеса и, в конце концов, положит конец нашей компании, - наглядно объясняют доставщики и делают вывод: - Быть ответственным означает отвечать за развитие нашей компании, её сотрудников и партнёров. Мы не можем разрушать наш бизнес, ведь это было бы безответственно по отношению к каждому.

Все материалы по теме «Коронавирус и Казахстан» вы можете посмотреть по этой ссылке.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19807 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
29 октября родились
Владимир Ким
крупный акционер и член совета директоров KAZ Minerals PLC, президент ТОО «Kazakhmys Holding»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить