Как владельцы холдинга «Аврора» построили в РК многопалубный бизнес

31053

Бизнесмены успешно работают в телекоме, энергетике, производстве дезинфицирующих средств, выпуске косметики, строительстве и охранной деятельности

Фото: Андрей Лунин

Несмотря на свое «римско-мифологическое» название, холдинг «Аврора» больше напоминает одноименный многопалубный крейсер. Сейчас этих «палуб» по числу бизнес-направлений шесть: телеком, энергетика, производство дезинфицирующих средств, выпуск бытовой химии и косметической продукции, промышленное и гражданское строительство, охранная деятельность.

Раскинули сети

Свое начало история холдинга берет с 2005. Хотя в то время группы не было, существовала одна телекоммуникационная структура, которая сейчас называется «Аврора Сервис».

- Я работал в сфере производства оборудования и сервиса для операторов связи. В определенный момент пришло понимание, что нужна компания в области строительства сетей сотовой связи, так как подрядчики зачастую не справлялись с поставленными задачами. Открытая нами сервисная фирма стала первой в холдинге. Сам он оформился позже, в 2012-м, когда стало ясно, что целесообразнее иметь одну управляющую структуру, работать под единым зонтичным брендом, – вспоминает один из учредителей и генеральный директор ТОО «Аврора Холдинг» Илья Мартыненко (имена двух других учредителей, как и распределение долей, он не раскрывает).

По словам Мартыненко, в сфере телекоммуникационных услуг в Казахстане существуют пять крупных игроков и «Аврора Сервис» входит в этот «клуб». Компания выполняет заказы Beeline (для этого оператора, к примеру, строили сеть 4G), Altel, Kcell, реже сотрудничает с Tele2 и «Казахтелекомом». За эти годы было введено в эксплуатацию более 2500 базовых станций сотовой связи «под ключ»; на более чем 6500 станциях и радиорелейных линиях связи проведены монтаж и замена оборудования; оптимизировано свыше 7000 базовых станций сетей стандартов CDMA, EVDO, GSM, 3G UMTS, 4G LTE; на более чем 300 объектах выполнен монтаж оборудования центральных узлов коммутации сотовой связи и оптических узлов передачи данных.

Причем услуги оказываются не только на территории Казахстана.

- Мировой рынок телекоммуникационного оборудования поделен между четырьмя компаниями, в число которых входит Huawei, – рассказывает Мартыненко. – Так как мы с ними сотрудничаем, это позволяет нам участвовать в проектах, которые они ведут в соседних с Казахстаном регионах. Мы работали в Белоруссии, Киргизии, Узбекистане, сейчас устанавливаем сети 4G в Москве.

ТОО «Аврора Сервис» сосредоточено не только на услугах, у него есть производственная площадка в Узунагаше, Алматинская область, где изготавливаются башни и контейнеры – небольшие здания, которые располагаются рядом с башнями и где размещается оборудование.

- Мы выпускаем всю сопутствующую номенклатуру, а это сотни наименований, – уточняет собеседник.

Илья Мартыненко — один из учредителей и генеральный директор ТОО «Аврора Холдинг»
Фото: Андрей Лунин
Илья Мартыненко — один из учредителей и генеральный директор ТОО «Аврора Холдинг»

Раскрутка эксклюзивом

Второе бизнес-направление, которое условно можно назвать энергетическим, появилось в 2008.

- Мы случайно познакомились с представителями Минского электротехнического завода имени Козлова. Они сказали, что у них туго идут трансформаторы в Казахстане, и предложили заняться продажами. Под этот проект мы открыли ТОО «Атомэнергокомплект», которое сейчас называется «Аврора Энерджи, – рассказывает Мартыненко.

Сотрудничество началось с… просвещения.

- Мы имели поверхностное представление о трансформаторах, нам объяснили, что это такое, – признается глава холдинга. – Минчане нас поддержали инвестициями, вложив деньги в консигнационные склады, поставляли продукцию под реализацию, то есть поверили, что мы ничего не украдем. Благодаря этому мы смогли поставлять клиентам качественный товар по хорошим ценам и в кратчайшие сроки. Завод Козлова предоставил нам эксклюзив на их трансформаторы (у «Авроры» есть также эксклюзив на поставку в Казахстан определенного оборудования Siemens. – F.), и мы смогли раскрутить это направление.

«Раскрутили» – это заняли 3–4% казахстанского рынка, переиграв россиян и китайцев, которым остались 1–2%. Львиную долю в 95% перекрывает продукция Кентауского трансформаторного завода.

- По этому направлению у нас тоже есть доля локализации, – отмечает Мартыненко. – Мы собираем подстанции – небольшие здания, куда помещают трансформаторы и всю электрическую начинку. Их проектирование, строительство, монтаж и пусконаладку «Аврора Энерджи» осуществляет совместно с другой «дочкой» – ТОО «Аврора Констракшн».

Бизнес против бактерий

В 2009 холдинг надстроил себе еще одну «палубу» – начал подготовку к запуску производства химической продукции: дезинфицирующих средств для медицинских учреждений и пищевиков, которым необходимо обеззараживать поверхности, емкости и другие объекты, с которыми они работают.

Решение было принято после исследований, которые показали, что в Казахстане нет подобных производств, все завозится из России, Франции, Германии. Тем более перспективы открывались большие: дезинфицирующие средства используются всеми сотрудниками медучреждений, начиная с хирургов, которые перед операцией обеззараживают руки, и заканчивая уборщицами, добавляющими специальные средства в воду для мытья полов. «Убийцы бактерий» нужны для обработки вагонов, вокзалов, рабочих помещений на месторождениях – словом, везде, где скапливается большое количество людей.

На кредитные деньги (1,1 млрд тенге – таков общий объем инвестиций на запуск производства дезинфицирующих средств, а также бытовой химии и косметики, о чем пойдет речь ниже) компания купила оборудование и землю с советским строением в нижней части Алматы.

- Это небольшая территория в 30 соток, но такой тип продукта, как дезинфицирующие средства, и не требует обширных площадей, – поясняет Данияр Алшанбаев, директор департамента производства ТОО «Аврора Холдинг». – Мы реконструировали здание, приспособив его под наши линии. Оборудование закупали в России, Белоруссии, Китае, Европе. Технологов и химиков пригласили из Белоруссии и с Украины, потому что не смогли найти нужных внутри страны.

В холдинге «Аврора» работает 1000–1300 человек. Эта цифра постоянно «плавает», потому что ряд направлений носит проектный характер

В середине 2010 началось производство.

- Рынок сырья для дезинфицирующей продукции поделен между десятком крупных компаний. Мы в основном работаем с европейцами, закупаем порядка 280 компонентов, – говорит генеральный директор «Аврора Брендс» Абдусаид Муротов. Надеялись, что будем выпускать только химическую составляющую, а тару покупать у сторонних компаний. Но в первый год около 30% продукции не доезжало до регионов: тара лопалась по швам, крышки протекали, товар стыдно было показывать клиентам. Поэтому мы вынуждены были наладить собственное изготовление тары.

У компании зарегистрировано 80 наименований продукции, но сейчас выпускаются 40 – те, что востребованы рынком. 80–85% товара уходит в государственные больницы, 15–20% – в частные медучреждения и другого рода компании. По подсчетам холдинга, к 2016 удалось занять 60–70% внутреннего рынка. Здесь на руку «Авроре» сыграли два фактора: политика государства, которое поддерживает отечественного производителя, и девальвация тенге, из-за которой иностранным компаниям стало тяжело продавать в Казахстане свою подорожавшую продукцию.

Производственные мощности позволяют «Авроре» за два месяца произвести 1000 тонн дезинфицирующей продукции, которая покроет годовую потребность всего Казахстана. Но доли на внутреннем рынке уже устоялись, поэтому «химию» стали экспортировать. У компании действуют пять филиалов в России, через которые в год продается дезинфицирующих средств на 120 млн рублей (или 15–20% от общего объема произведенной продукции).

На вопрос, как им удалось закрепиться в стране, где есть локальные производители, Муротов отвечает:

- Регионы в России четко поделены между производителями, которые диктуют жесткие условия покупателям. А мы пришли с альтернативой: при таких же ценах предлагаем более гибкую систему оплаты, например соглашаемся на пост­оплату, быстрее поставляем товар и так далее.

В Казахстане у холдинга в каждом регионе есть филиалы по продаже дезинфицирующей продукции. Их создание также стало вынужденной мерой, потому что партнеры часто подводили по срокам.

Перспективная косметика

В 2012 «Аврора Брендс» решила «пощупать» рынок B2C – выпустили и стали продавать антисептики для рук. Первый опыт показал, что работать на розничном рынке можно: антисептики пошли хорошо. Так появилась идея изготавливать бытовую химию и косметику.

- Мы провели исследование, и оказалось, что в Казахстан завозится 90–95% косметической продукции и бытовой химии, в деньгах это примерно $500–800 млн. Так как локальный производитель выпускает продукции всего на $30–40 млн, то рынок можно считать свободным, – говорит Мартыненко. – На базе уже существующего производства дезинфицирующих средств мы стали изготавливать бытовую химию, так как технология схожая. Это средства для мытья посуды, стекол, сантехники, акриловых ванн, душевых кабин, для очистки сливных труб и так далее.

Фото: Андрей Лунин

Для изготовления шампуней, бальзамов, гелей для душа, пен для ванн и крем-мыла компания закупила новые производственные линии. Дизайном этикеток и тары занимались сами, а с рецептурой помогла ROER Research & Innovatie B.V. из Нидерландов. Голландцы по сей день сотрудничают с «Авророй» – контролируют качество продукции.

К качеству тары здесь отношение тоже щепетильное. Технический директор предприятия Александр Поляков, приглашенный из Белоруссии, о цехах, где изготавливается тара и где шелкографическим способом на нее наносятся надписи, рассказывает как о хирургическом отделении: с указанием уровня влажности, пыльности, температуры.

- Мы делаем тару из первичного полипропилена, а не из переработанных пластиковых бутылок. Сами изготавливаем, а не закупаем тубы, из которых потом «выдуваем» тару нужной формы и цвета, – акцентирует он внимание. – Это увеличивает стоимость, но в то же время мы получаем качественный продукт. То же самое с этикетками: мы не клеим бумажки, а наносим специальным способом надписи, которые держатся в течение всего жизненного цикла продукции.

Старт продаж пришелся на октябрь 2015. Сотрудники компании начали ходить по магазинам и предлагать товар, чтобы посмотреть на реакцию покупателей.

- Мы с удивлением обнаружили: та продукция, на которую мы делали ставку, не пользовалась спросом. Думали, средства для мытья посуды в прозрачной упаковке будут покупаться лучше, чем в непрозрачной. Оказалось, наоборот. А вот шампуни в прозрачной таре пошли активнее, чем в непрозрачной. Или спрей для очистки плит: мы его произвели просто ради ассортимента, а он продается лучше, чем вся линейка чистящих средств, – приводит примеры генеральный директор. – Мы поняли, что на вкус и цвет товарищей действительно нет, поэтому подстраиваемся под запросы рынка.

Выяснилось, что «товарищей по цене» тоже нет. Шампуни от «Авроры» стоят до 500 тенге, от раскрученных международных брендов – 800–1000. Разница в процентном соотношении существенная, но алматинцы предпочитают переплатить за брендовый товар, а вот в Караганде склоняются к покупке более доступной продукции.

Кроме этого, на выбор влияет место производства: казахстанцы все еще с опасением относятся к отечественным товарам. Чтобы превратить надпись «Made in Kazakhstan» из стигмы в знак качества, сотрудники холдинга активно рекламируют свою продукцию в соцсетях, на баннерах, во время промоакций, выставляют продавцов-консультантов в точках продаж. Говорят, помогает. Правда, цифрами это доказывать не спешат.

- Мы совсем недавно «встали на полки» и производим по мере необходимости. Наша косметика и бытовая химия (ассортиментная линейка насчитывает более 100 наименований) есть пока только в Алматы, Караганде, Шымкенте и Актобе. Поэтому объемы продаж не репрезентативны, – комментирует Мартыненко. – Но мы уже смогли зайти в такие известные сети, как «Рамстор», «Магнум», Carrefour. В магазинчики «возле дома» заходить было намного легче, поэтому там давно можно найти наш товар.

Фото: Андрей Лунин

Генеральный директор считает направление по производству косметики и бытовой химии самым перспективным для компании:

- В среднем единица продукции стоит $1. В год Казахстан потребляет 800 млн единиц. То есть можно строить завод производственной мощностью 50 тонн в день, и такие объемы будут продаваться на внутреннем рынке. Землю под такой завод мы уже нашли – в Алатауском районе Алматы. Сейчас пишем ТЭО и ведем переговоры с банками о кредитовании: речь идет об инвестициях в 7,68 млрд тенге ($21,9 млн).

Охрана для «дома»

Для собственных нужд – таким был мотив появления охранного и строительного направлений холдинга.

- Мы должны были защищать от вандализма офис, склады, производственные площадки. Решили не отдавать это на аутсорсинг, а организовать собственное охранное агентство, потому что посчитали, что справимся с этим лучше, – объясняет Мартыненко появление в 2012 предприятия «Маген».

Развивая деятельность «Маген», руководство холдинга увидело, что рынок этот весьма стабилен (если клиенту нравится охранная компания, то он ее менять не будет), поэтому привлекателен. Но кто обычно открывает такие компании? Силовики, у которых не было опыта ведения бизнеса. Зачастую они стараются экономить на зарплате персонала и на выходе получают нечистых на руку охранников.

- Мало какие компании доживают до ключевых отметок в три, пять, семь лет с соответствующим количеством персонала и региональных представительств, – констатирует Мартыненко. – А ведь сроки пребывания на рынке и количественные характеристики дают возможность заключать выгодные долгосрочные контракты. Словом, мы подошли к этому бизнесу как профессиональные управленцы: вкладываемся в основные средства, не сокращаем зарплату даже в период кризиса. Полагаю, у нас неплохо получилось выстроить этот бизнес.

В собственный семиэтажный бизнес-центр «Аврора» все подразделения холдинга въехали в 2016.

- До этого арендовали помещения. Но так как компания динамично развивалась, нам постоянно приходилось переезжать, – называет первую причину возведения собственного здания собеседник. – Второй момент: мы строили не для сдачи в аренду, а для себя, «на вырост», таким образом наша коман­да получила сигнал, что работает в стабильной компании. Третий повод: нужны активы, под которые банки готовы выдавать кредиты. Была в этом решении и маркетинговая составляющая: клиенты и партнеры, зная, что у нас появилось свое здание, стали нам больше доверять.

Еще один фактор, повлиявший на появление БЦ «Аврора», – желание руководства попробовать себя в строительстве.

- На наш взгляд, нет неинтересных бизнесов, – считает Мартыненко. – Есть те, где мы лучше понимаем, как зарабатывать деньги, есть – где хуже. Мы постоянно находимся в поиске, ищем новые идеи для реализации, поэтому не исключаем, что в будущем «Аврора» будет развивать и другие направления.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить