Менеджмент как религия?

12557

Свободный человек - звучит гордо. Предсказуемый человек - звучит управляемо. Человечество всегда балансировало между гордым звучанием и управляемостью. С переменным успехом

Но всегда порядок бил класс. Чингисхан, рациональная Римская Империя, фон Мольтке на пару с Бисмарком, послевоенная Япония доказали это со всей убедительностью. Талантливый руководитель и организатор во главе организованных и предсказуемых масс всегда добивался максимального результата. И сейчас предсказуемый порядок куда эффективнее во многих случаях талантливой махновщины.

Для бескровного обуздания попыток гордого звучания и размахивания дубиной своего эго тогдашнего населения во вред окружающим, светской  и духовной властью использовалась религия. Ведь только религия позволяла иметь инструмент управления моральным обликом и межличностным взаимодействием не сильно образованных и весьма далеких от моральных устоев народных масс в определенных этических рамках системы ценностей. И мотивация на изменение себя была отнюдь не материальная. Не убей, не укради, не обмани. Не будем вдаваться в тонкости религиозных течений и диспутов, просто скажем, что религии и моральные установки появлялись с учетом ареала обитания и этнических особенностей народов. Трудно себе представить, что неистовые северяне викинги будут медитировать среди суровых скал и заснеженных фьордов и проповедовать принцип уравновешенного спокойствия, когда природа против тебя, все против тебя, и всегда надо быть начеку, чтобы выжить. Тут уж не до многочасовых медитаций на вершине фьорда и диеты в виде плошки риса. Каждому свое...

Шли времена, товарно-денежные отношения совершенствовались, эволюционировали, занимали все большее место в жизни человека почти предсказуемого, приемы управления и удержания его под контролем совершенствовались. Системы управления человеком гордым в товарно-денежных отношениях, именуемых ныне бизнесом, обрели некое кумулятивное название, именуемое менеджментом.

Менеджмент – отец порядка?

Методов приведения человека гордого в условные рамки предсказуемости, определенные должностной инструкцией сегодня – на любой вкус и уровень понимания. Не все они работают предсказуемо эффективно, иногда работают только в пухлом псевдонаучном труде автора, но свою задачу отчасти решают, помогая слегка подкорректировать совсем уж очевидные огрехи. Человек предсказуемый выдает определенный результат, все довольны, но до поры до времени.

В природе человека заложено желание получать больше, чем он имеет, может иметь и имеет право иметь. Именно поэтому, отбросив в сторону все рекламные уловки бизнеса для легковерных простаков, приведем формулу менеджмента для получения максимальной производительности человека управляемого в рамках корпоративной иерархии. "Работать максимально производительно, за минимально допустимую оплату, в минимально возможный промежуток времени, с максимально предсказуемым положительным результатом". Ничего удивительного в этом нет. Как бы цинично это ни звучало, механизм бизнеса, состоящий из шестеренок, ползунков, храповичков и прочей механической мелочи должен работать без отсебятины и вольных импровизаций, эксплуатироваться долго и просить бюджетов для поддержания работоспособности как можно меньше.

Hic Rhodus, hic salta (здесь Родос, здесь и прыгай)

Но иногда эта приятная уху собственника бизнеса формула успешного достижения требуемой производительности дает сбой, ибо человек управляемый ленив по своей природе, хочет сделать меньше, а получить больше (точка зрения работодателя), что входит в конфликт со всеми наработанными подходами деловой производительности, и тогда в ход идут разные хитрые штучки, именуемые управленческими приемами, мотивацией, командообразованием, нематериальным стимулированием и проч.

Подходы дают эффект на какое-то время, работники приспосабливаются к менеджерским хитростям по выжиманию из них соков (точка зрения работников) и  наступает момент, когда ни один из методов подстегивания производительности уже не дает мало-мальски значимого эффекта. Тут на горизонте, как нельзя кстати, появляется очередной апологет улучшения производительности человека управляемого. С видом проповедника он убеждает, что метод его учителя наилучшим образом даст себе проявить косным человеческим ресурсам, что метод опробован последователями в огромных заокеанских корпорациях по всему миру в десятках стран и привел к многократному росту доходов акционеров при резком снижении затрат за очень короткий период времени. И он сертифицировано научит ленивые человеческие ресурсы верить в свое предназначение. И будут ресурсы "Работать максимально производительно, за минимально допустимую оплату, в минимально возможный промежуток времени, с максимально предсказуемым положительным результатом". Только в это они должны, обязаны, как следует поверить. Кто поверит, тот получит эффект, а если не получился эффективно, значит, вера в методику была недостаточной и вины проповедника в этом нет, сама компания виновата.

Подход с точки зрения продаж своего продукта проповедником абсолютно циничен и столь же правилен. И неважно, насколько он действительно эффективен в конкретном случае. И как он увязывается с уже используемыми в компании методами менеджмента, насколько это учитывает специфику страны, особенности компании, ее делового окружения, внутренней среды, предыдущей деятельности. Компания не живой организм, а набор кирпичиков  - по теории его гуру. Расставь кирпичики как делалось в монстре из далекой и богатой страны, и станешь такой же богатой мегакорпорацией, но уже в своей стоящей на пути развития стране. Главное, показать успешные примеры этих мегакорпораций, которые за пару лет выросли в десятки раз. Про то, что эти самые мегакорпорации в результате действий его гуру через пару лет в итоге обанкротились или влачат жалкое существование, и рынок вообще-то любит стабильность без всяких резких всплесков, ведь всплески в итоге приводят к кризису, проповедник предпочитает умолчать. Как говорил мне приватно в свое время один из таких специалистов: "Пока на рынке есть дураки, верящие в сказки о быстром и легком обогащении без особых затрат только на голом энтузиазме работников, наш бизнес будет процветать".

Подход, взятый современными бизнес-проповедниками на вооружение для роста собственного благосостояния показывает, что используют они своеобразный  микс подходов от религии, там, где это выгодно и бизнес-трюков с оголтелой рекламой, не имеющего ни малейшего отношения к религии. Такой подход гораздо ближе к подходу успешных тоталитарных сект на коммерческой основе. Вот тут остановимся и проведем сравнение.

Цель религии: Бесплатно дать, а иногда и материально помочь человеку обрести систему ценностей и моральный облик, научить следовать определенному своду этических правил (те самые "не убей, не укради, не обмани"). Проповедник передает свои знания бесплатно, руководствуясь принципом добровольности.

Цель тоталитарной секты: Вовлечь в сферу влияния секты как можно больше последователей, обеспечивающих растущее материальное благосостояние главы секты своим имуществом любой ценой. Для сбора последователей, где бесплатно, где за определенную плату использовать агентов. Вступление в секту стоит денег, чем больше последователь заплатит, тем лучше. Кстати это немного напоминает взаимоотношения вендоров-интеграторов-дилеров, но речь сегодня не о них.

Цель проповедников от гуру менеджмента: Вовлечь в использование своего инструмента как можно больше последователей, собрать за это как можно больше материальных ресурсов для роста своего благосостояния, создать институт проповедников, которые заплатив толику денег за разрешение иметь право собирать деньги от имени гуру менеджмента, будут собирать последователей, улучшая вместе с гуру и свое благосостояние. Здесь и сейчас. Всегда и везде.

Тут умный уже сделает выводы сам, осторожный предпочтет получить еще толику информации, а потенциальной жертве этого и не надо. Ему надо исполнить свое предназначение - обогащать гуру менеджмента и его проповедников.

Продолжение следует…

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить