Как студент из Казахстана задаёт новый тренд в британском ретейле

22678

Аскар Булегенов, 22-летний участник рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30», приехал в Великобританию, будучи 15-летним подростком. Ученик алматинской школы №105 получил грант на обучение в английском колледже, по окончании которого поступил на факультет экономики и финансов в университете Бристоля, а затем, заработав деньги на создании сайтов, переехал в Лондон, чтобы изучать основы международного бизнеса в Университете Кингстона

Фото: Cyril Rastila

Эврика!

Проект логистического сервиса доставки продуктов из небольших магазинов Grocemania, который сегодня оценивается в £1,1 млн, казахстанский студент запустил в конце 2016. Жители шести районов Лондона, уже оценившие преимущества сервиса – на сегодняшний день число скачиваний достигло 10,6 тыс., а 400 клиентов прибегают к услугам Grocemania как минимум раз в неделю, – наверняка не догадываются, что полюбившийся им проект мог бы вообще не состояться, если бы не стечение обстоятельств.

Все началось с того, что руководство университета предложило лучшим студентам вместо работы над диссертацией придумать и воплотить идею стартапа. Изначально интернациональная команда отличников из Университета Кингстона взялась за разработку стартапа, связанного с эксплуатацией электрических велосипедов, но, по признанию Аскара Булегенова, спустя полгода стало очевидно, что от реализации казавшегося перспективным проекта придётся отказаться. Будущие выпускники университета в срочном порядке взялись за поиск альтернативной идеи.

- Тот год был очень сложным: приходилось совмещать учебу и работу. Когда мы собирались встретиться во время одного из мозговых штурмов, я попросил коллег по команде купить клубнику и шоколад, но абсолютно все забыли о просьбе. Спустя минуту после того, как я в сердцах воскликнул: «Почему никто не может доставить продукты так же, как Deliveroo доставляет еду из ресторанов?!» – мы переглянулись и поняли, что идея проекта найдена. Таким образом, совпали два момента. Нам, как потребителям, хотелось бы иметь возможность оформить небольшой заказ из ближайшего магазинчика, вместо того чтобы самим ездить за покупками; в то же время мы увидели свободную нишу для успешного бизнес-проекта, а это не так уж мало, – вспоминает Аскар.

По его словам, для поддержки начинающих предпринимателей в Великобритании создана вся необходимая инфраструктура: акселераторы, инкубаторы, венчурные фонды, есть возможность получить гранты от государства или учреждений, проявляющих интерес к тому или иному проекту. В то же время в местном стартап-сообществе очень высок уровень конкуренции. Практически любая идея, с которой планирует выйти на рынок стартапер, почти наверняка уже витает в воздухе, и для того, чтобы стать лучшим, надо быть на две головы выше конкурентов. Ещё одна отличительная особенность местного рынка стартапов заключается в том, что урожденные британцы не слишком часто приходят в этот бизнес; значительная часть начинающих предпринимателей – иностранцы, всеми силами стремящиеся доказать, что они могут успешно работать в новой для себя стране и стать ей полезными.

Проект Grocemania оказался той самой редкой уникальной идеей, хотя поначалу скептики, в том числе некоторые проживающие в Соединённом Королевстве казахстанские предприниматели, подняли авторов стартапа на смех. Во-первых, аналогичные сервисы в Лондоне существовали во многих других сегментах, но не в бакалее. Во-вторых, на момент запуска службы доставки продуктов существовали у крупных ретейлеров, но они принимали в работу лишь заказы на сумму от £60 до £80.

Создатели Grocemania установили ценовой порог в £10, на тот момент это был самый низкий показатель в Великобритании. Кроме того, со временем создатели стартапа перешли на модель маркетплейса, и пользователи получили возможность выбирать товары не в одном магазине, а в нескольких.

- Широта выбора и самая дешёвая доставка – это те «якоря», которые привлекают покупателей. Человек может заболеть, у него может закончиться определённый продукт, или в процессе готовки выясняется, что не хватает одного ингредиента. В этом случае заказывать товар на 60 фунтов стерлингов просто нет смысла. Надо сказать, что мы получаем в основном положительные отзывы, хотя со стороны инвесторов порой звучит критика, – говорит собеседник.

Фото: Cyril Rastila

Преодолевая скепсис

На протяжении первых трёх месяцев начинающие предприниматели не могли похвастаться большим количеством заказов. Но потом проект Grocemania попал на конкурс Virgin Voom, организованный Virgin Group, в котором участвовали 10 тыс. стартапов, вышел в финал и привлек внимание британского миллиардера сэра Ричарда Брэнсона. Об Аскаре и его товарищах по команде рассказали на британском и американском телевидении, и весной прошлого года декан факультета предложил казахстанскому студенту развивать стартап, пообещав со своей стороны визовую поддержку и помощь с организацией офиса.

В настоящее время к системе подключено 25 магазинов. Булегенов вспоминает, что поначалу рынок принял новичков настороженно: сказывался недостаток знаний о подобных проектах как со стороны ретейлеров, так и со стороны потребителей. Люди, работающие в этом бизнесе, довольно консервативны, и в среднем на сотрудничество соглашались лишь три магазина из десятка, а на то, чтобы объяснить владельцам торговых точек принцип работы Grocemania, порой уходила не одна неделя.

- В сегменте магазинов у дома аналогичных сервисов не было, и ретейлеры опасались, что сотрудничество с нами повлечет дополнительные расходы и обязанности. Но чем шире о нас узнают, тем больше нам доверяют, и ретейлеры сами выходят на контакт. В раскрутке проекта большую роль сыграла маркетинговая составляющая, на которую приходилось порядка 50% затрат. Но это логично: чем активнее ты вкладываешься в маркетинг, тем больше новых клиентов привлечёшь, – рассказывает Булегенов.

По наблюдениям предпринимателя, наиболее открыты к сотрудничеству владельцы магазинов из числа урожденных англичан и выходцев из европейских стран, например из Польши. В китайских и индийских районах владельцы розничных точек пока проявляют настороженность.

Основатели Grocemania уже привлекли в проект инвестиции в размере £47 тыс. Инвестор получил 7,5-процентную долю в компании и хорошо помог начинающим предпринимателям с формированием команды и разработкой приложений для iOS и Android, а также выделил средства на покупку инвентаря. Недавно проект Grocemania вышел на краудфандинг. Аскар с коллегами планируют привлечь £100 тыс. и, учитывая предыдущий опыт инвестирования, отдать потенциальному инвестору 14% акций компании. Создатели сервиса договорились о партнёрстве с крупной логистической компанией Quick Up, а также с сетью продуктовых магазинов Londis, которая работает в 13 странах, включая Великобританию.

Партнерство со столь крупными игроками рынка розничного ретейла и логистики, рассчитывает казахстанский предприниматель, откроет перед Grocemania возможности для масштабирования. Единственным сдерживающим фактором, уверяет собеседник, остается технологический: предстоит закончить разработку интерфейса для парт­неров и интегрировать Quick Up в софт Grocemania. В перспективе, когда количество доставок удастся довести до 500–1000 в день, Аскар Булегенов с коллегами планируют отказаться от доставки на аутсорсе и нанимать собственных водителей, что позволит снизить затраты примерно на два фунта в час.

С прицелом на аналитику

Ну а пока в будни Grocemania принимает в среднем 15–20 заказов, в пиковые с точки зрения продаж субботние дни число заказов достигает сотни. По факту средний чек составляет чуть меньше £23, 2,2 из которых – комиссия компании, а 2,5 – плата за доставку. Таким образом, с одного заказа создатели сервиса получают £4,7.

Проведенные инициаторами стартапа исследования целевой аудитории показали, что 60% всех заказов поступают в Grocemania от проживающих неподалеку домохозяек, 22% – от работающих мужчин 35–42 лет, которым некогда ходить по магазинам; ещё 18% заказов обеспечивают студенты трёх расположенных поблизости университетов. На протяжении последних шести месяцев клиенты чаще всего заказывают через Grocemania воду в полуторалитровых бутылках, второе место в рейтинге самых заказываемых товаров держат сигареты, третье – детское питание и молочные смеси; многие клиенты добавляют в заказ конфеты Haribo.

- В сегменте розничной торговли есть свои нюансы, главный из которых – контроль стоков. В ресторане клиент заказывает блюдо по меню, и ресторан, как правило, может приготовить это блюдо. В продуктовых магазинах некоторый товар заканчивается очень быстро, и может возникнуть ситуация, когда клиент заказывает тот или иной товар, а в процессе оформления заказа выясняется, что его нет в наличии. В этом случае мы замещаем отсутствующие продукты на ближайшую товарную позицию. В настоящее время мы работаем над решением проблемы контроля стоков. В новом приложении все партнёры смогут самостоятельно контролировать наличие продуктов на своих складах с помощью мобильного устройства, – рассказывает собеседник.

Но это лишь один из шагов по усовершенствованию продукта. В перспективе автор идеи Grocemania намерен развивать аналитическую составляющую проекта, благодаря которой удастся получить представление о том, какие продукты, например, более востребованы в том или ином районе.

- Магазины регулярно производят закупки товаров, и, когда мы усовершенствуем софт, они смогут внести наименования товаров и периодичность, с которой их обычно приходится закупать. Наша система проанализирует продажи, предупредит владельца, что запасы колы или детского питания на исходе, и спросит, не планирует ли он сделать заказ у поставщика или у производителя. К слову, этот заказ тоже можно будет сделать в системе Grocemania, – делится планами Аскар Булегенов.

И всё же, по признанию самого предпринимателя, аналитический уклон – дело более отдалённого будущего, которое наступит, когда команда проекта закончит разработку программного обеспечения и подключит к системе Grocemania весь Лондон. Создатели проекта поделили столицу Туманного Альбиона на 37 условных островков. В настоящее время сервис работает в 11, на то, чтобы завоевать оставшиеся, Grocemania отводит себе девять месяцев.

- Поставив себя на место потенциальных заказчиков, я понимаю, что и сам бы с удовольствием пользовался таким приложением. Это одна из главных причин, по которой я занимаюсь проектом. Верю в продукт, в его идею и в то, что в течение нескольких последующих лет Grocemania станет популярной не только в Лондоне, но и во всей Великобритании, – уверен создатель проекта.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить