Лучшим стартапом стал… мыльный орех

12739

В минувшую пятницу в Алматы завершилась Глобальная неделя предпринимательства, итоговым событием которой стало вручение молодежной премии «Лучший предприниматель года»

Мария Мурадова.

223 заявки в 9 номинациях поступило на конкурс «Лучший предприниматель года» от молодых бизнесменов, которым не исполнилось 30 лет. 21 работу жюри отобрало в short-list, и 9 из них стали победителями в прошлую пятницу. 

В номинации «Прорыв года» победил Куанышбек Ерниязов.

Статус «Женщина – предприниматель» получила Зоя Койшыбаева.

«Лучший молодой предприниматель года в сфере торговли» – Камшат Тулеуова.

«Лучший молодой предприниматель в сфере производства» – Владимир Таланов.

«Лучший молодой предприниматель года в сфере услуг» - Ален Кокумбаев.

«Лучший старт-ап» – Мария Мурадова.

«Социально-ответственный предприниматель» – Серик Смагулов.

«Лучший молодой предприниматель с сфере PR и маркетинга» - Жанна Актаева.

«Лучший IT-проект» – Вадим Лю.

Корреспондент Forbes.kz побеседовал с победительницей в номинации «Лучший старт-ап».

26-летняя Мария Мурадова - владелица магазина натуральных органических товаров «Экодар», где продаются растительные заменители моющих средств и бытовой химии, натуральные масла, травы, ароматы и даже камни, которые помогают поддерживать физическое и эмоциональное здоровье, сохраняя экологию.

F: Когда вы начали заниматься бизнесом, и что вас к этому подтолкнуло?

- Идея «Экодара» появилась четыре года назад, это была идея моей мамы. Активно развивать ее мы стали года полтора назад. Направление выбирали не по принципу прибыльности или рыночной потребности (хотя это тоже важно) - нас зажгла сама идея экопроекта, который поможет улучшить жизнь людей. Все началось с мыльных орехов – плодов, которые используются для мытья и стирки и растут в Индии. Сейчас они очень хорошо известны в Европе и Америке, где люди не первый десяток лет используют этот природный заменитель бытовой химии. Потом мы стали искать, что еще интересует и привлекает людей. Я постоянно подбираю и привожу новые экотовары.

F: С чего вы начали? Взяли кредит или грант?

- Сначала мы пробовали привозить мыльные плоды небольшими партиями, экспериментировали с использованием, рассказывали о них друзьям и знакомым. Параллельно создавали интернет-магазин, учились интернет-маркетингу, в общем, делали очень осторожные шаги. Затем в прошлом году рискнули привезти большую партию на продажу. Начинали с собственного капитала, про гранты даже и не думали, и я рада, что обошлись без кредитов. Сейчас постепенно выходим на самоокупаемость. У нас есть большая мечта – зарегистрировать собственное производство экопродуктов и бренд, для такого проекта мы готовим бизнес-план и ищем дополнительные источники инвестиций.

F: Кто вам помогал: инвесторы, наставники, друзья, семья, госпрограммы, зарубежные стажировки или дополнительное обучение?

- Главный инвестор и официальный руководитель проекта – моя мама, Елена Мурадова, без ее материальной и моральной поддержки он бы вряд ли куда-то продвинулся. На начальном этапе большой вклад внесла мамина близкая подруга, папа все время делился богатым опытом ведения бизнеса. А без ежедневной помощи моего брата, близкого друга и нашего консультанта в магазине, я бы вообще не справилась. Мы не обращались ни к государственным программам, ни к дополнительному обучению – все шишки набиваем сами.

F: Ваша молодость помогает или мешает в бизнесе?

- Помогает в том, что всегда есть желание учиться новому, пробовать свежие и даже рискованные идеи. Это легкость и маневренность. Бесспорно, очень не хватает опыта и знаний: ведь никто в нашей команде – не бизнесмен. В один момент мы попали в крайне неприятную ситуацию, сложившуюся из-за нашей неграмотности в основах делопроизводства, бухгалтерии и юриспруденции. Пришлось срочно восполнять пробелы. Зато теперь это личный опыт, а не книжные знания.

F: Используете ли вы какие-либо инновации, собственные разработки в бизнесе?

- Инновации – это собственно наши продукты. Мыльные орехи, мыльные бобы, индийский крыжовник, как и большая часть ассортимента «Экодара», – новый и для наших граждан непривычный товар. Мы постоянно рассказываем о них и обучаем своего покупателя. А что касается собственных разработок, это рецепты экошампуня и натуральных моющих средств на основе мыльных плодов, целая линейка мыла ручной работы и органических средств по уходу за кожей. Дело - за сертификацией этой продукции.

F: Что считаете успехом своего дела?

- Доверие покупателей и растущее количество постоянных клиентов – большая награда за старания. Ощутимой прибыли пока нет – очень много расходов. Но это временно. С самого начала мы руководствуемся принципами честного и человечного отношения к каждому, кто к нам обратился, и люди это ценят. Приятно, что в этом году меня пригласили прочесть лекцию «Жизнь без химии» в формате «зеленой зоны» на фестивале FOUR Э и рассказать об экопродуктах, а позже  мы участвовали в VIII открытом гражданском Форуме, посвященном вопросам экологии и эко-проектам. 

F: Что было трудно? И что бы вы сейчас сделали по-другому?

- Информация о законах и нововведениях не всегда легко доступна, а незнание этих законов обходится порой очень дорого. Особенно мы это ощутили, когда решили завезти свою первую партию товара официально. Пока у нас в Казахстане нет централизованного источника квалифицированной консультации по получению различных сертификатов и регистрации товара – мы все собирали по крупицам через знакомых и до сих пор есть вопросы и сомнения.

Вступление Казахстана в Таможенный союз для нас, представителей малого бизнеса, имеет пока достаточно много минусов: правила регистрации товара меняются чуть ли не каждые полгода, а за несоблюдение – штрафы. Госпошлины за получение декларации соответствия ввозимого товаров на территорию ТС повысились в 5-7 раз с мая 2012. Естественно, это отразится на стоимости товара. Многие, может, и хотели ли бы работать официально по всем правилам, но не всем это по карману.

Еще одна печальная ситуация – сертификация собственного производства. Стоимость только разработки технических условий на новый косметический продукт – 150 тыс. тенге. Добавьте сюда получение всех разрешений на производство, сертификацию производства или партии производимого продукта, тары, получение штрих-кода, закуп ингредиентов и оборудования, оплату работы персонала и налогов. И после всех этих вложений нет гарантии, что магазины возьмут ваш товар в свой ассортимент: стоимость одного места на полке супермаркета – в среднем около 70 тыс. тенге. Не удивительно, что у нас практически нет отечественных косметических средств, продающихся официально.

F: Были ли смешные случаи в работе?

- Около полугода назад мне позвонил рекламодатель, сказав, что информацию об «Экодаре» нашел в журнале Forbes. Тогда я пересмотрела несколько выпусков, но никаких упоминаний о нас не нашла. Во время ответов на эти вопросы я вспомнила тот звонок. Может, он был пророческим?

F: Ваш совет молодому начинающему бизнесмену?

- Когда мы начинали, понятия «бизнес-план» даже не было в моем лексиконе. Сейчас я считаю, что грамотно составленный бизнес-план – один из ключевых помощников в начале любого бизнеса. Еще из собственного опыта хочу сказать, что лучше с самого начала взять себе за правило самостоятельно, без посредников решать свои проблемы, учиться находить нужную информацию. Руководитель, который сам умеет и знает, как разрешать критические ситуации, будет эффективнее выполнять свою работу.

О других лауреатах и участниках молодежной премии «Лучший предприниматель года» Forbes.kz расскажет в ближайшие дни.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить