Как превратить юношеское хобби в бизнес

Основатель интернет-магазина по продаже моделей сооружений, военной и гражданской техники, а также клея, красок, инструментов и других сопутствующих товаров для моделизма Тимур Утебаев приехал в Алматы из Шымкента

Фото: Андрей Лунин

Стипендиат «Болашака» получил высшее образование в Шотландии. Там же, в Эдинбурге, Тимур впервые увидел специализированный магазин моделей и загорелся идеей создания подобного проекта на родине. Он с детства любил исторические книги, увлекался моделизмом, который находится на стыке научно-технического прогресса и истории.

- Многие считают, что модели кораблей, самолётов, бронетехники – это игрушки. На самом деле моделизм – это почти религия. Правда, в Казахстане после кризиса она потеряла много адептов. Моделизмом увлекаются в основном люди среднего достатка и старшего возраста. Современным детям он кажется нудным, поскольку требует времени, концентрации, изучения новой информации, – говорит Тимур Утебаев.

Так, чтобы создать небольшую диораму, нужно тщательно рассмотреть архивные фотографии, подобрать конструкционные материалы, выбрать модель, узнать, какие знаки следует нанести, как изобразить ржавчину, потертости и т. д.

Aquilifer начинался как офлайн-проект. В 2010 году Утебаев открыл магазин, арендовав маленькое помещение в спальном районе Алматы. Поначалу товар закупал у «Хобби-центра Казахстан», представителя японской Tamiya, деньги шли также на зарплату продавцов. Затем последовал переезд в центр города, в помещение площадью около 30 «квадратов», соответственно выросла стоимость аренды – до 200–250 тыс. тенге в месяц. Гораздо легче стало после того, как удалось выкупить собственный бутик в одном из торговых центров; только после этого удалось выйти на окупаемость.

На то, чтобы наработать свою аудиторию, потребовалось время, и в этом очень помог выход в интернет: в онлайн-магазины практически не заглядывают случайные посетители.

Утебаев также открыл интернет-магазин радиоэлектронных товаров Masterkit.kz; проект Airpaint.kz, посвящённый аэрографии; стал партнёром проекта женского творчества Samodelki.me. Специфика всех этих начинаний, связанных с хобби, заключается в «заточенности» на узкий круг пользователей, зато свою нишу они прорабатывают намного глубже, чем конкуренты, работающие в более массовом сегменте. Последним нет смысла продавать специальные краски для моделизма или редкие инструменты.

Aquilifer получил известность, в том числе в тех городах, где целевая аудитория не столь велика и нет смысла в открытии офлайн-магазина. В числе постоянных покупателей, например, увлечённые моделизмом жители западных областей страны, достаточно обеспеченные, чтобы платить за любимое хобби, но не имеющие доступа к такому многообразию товара, как их алматинские сотоварищи. Поступают заказы из других регионов, а также из России, Кыргызстана и Узбекистана.

Доставку «от двери до двери» осуществляет курьерская компания Exline, хотя некоторые клиенты предпочитают пользоваться услугами «Казпочты». Сегодня в ассортименте Aquilifer примерно 5000 наименований. Порядка 30% продаж в денежном выражении приходится на сами модели, столько же – на инструменты, 40% – на расходные материалы.

В такой специфической нише, как моделизм, наличие наряду с онлайн-ресурсом физического магазина в Алматы является плюсом небольшого местного игрока перед такими серьёзными конкурентами, как Aliexpress и российские интернет-магазины.

- Онлайн-магазину в чистом виде тяжело продавать продукт, который требует особых знаний, а ролики на YouТube выручают не всегда. Многие делают покупки в интернете, но приходят в магазин за консультацией, которую я могу дать как человек, давно занимающийся моделизмом. Мы знаем, насколько хорошо сделана та или иная модель, как ляжет та или иная краска, – говорит продавец-консультант Андрей Щепалов.

Через интернет основатели Aquilifer налаживают и связи с производителями, среди которых Tamiya, Italeri, Airfix, Dragon, Trumpeter, «Звезда» и др. В последние годы благодаря развитию компьютерного моделирования порог вхождения на этот рынок для новых компаний снизился, новые модели появляются буквально каждый день.

- За всем угнаться невозможно, но наши клиенты ценят Aquilifer за то, что мы часто обновляем ассортимент. Мы выбираем товары, которые наверняка будут пользоваться успехом. Так, у наших клиентов востребованы модели бронетехники и самолётов; корабли же более популярны в странах, где есть выход к океану, – объясняет Утебаев.

В Aquilifer также регулярно поступают заказы от людей, собирающих готовые модели, но не увлекающихся моделизмом. Автор самого необычного заказа высказал пожелание получить модель лодки капитана Немо. Заказ удалось выполнить, правда, обошёлся он очень дорого, потому что лодка была изготовлена не из пластика, а из эпоксидной смолы.

Моделизм, как любое хобби, подвержен сезонности – пик продаж приходится на осень и зиму, с апогеем перед Рождеством и Новым годом. В США и Европе растёт спрос на модели современной российской техники, показавшей себя в горячих точках; вне времени всё, что связано с периодом Второй мировой войны – к слову, самую полную линейку моделей советской военной техники выпускают китайские компании. Некоторые фирмы воплощают в моделях прототипы, не дошедшие до серийного производства. Производители очень быстро реагируют на появление технических новинок. Стоило пассажирскому Ту-204 появиться на авиасалоне, как «Звезда» изготовила модель борта «Почты России», а модель танка Т-90 МС появилась даже раньше, чем с конвейера сошла настоящая машина.

После девальвации среди клиентов заметно вырос спрос на модели в ценовом диапазоне от 700 до 1000 тенге, для сборки которых не нужен клей. Их используют для создания диорам военных баталий или в качестве фишек в настольных играх. А один из самых дорогих экземпляров в коллекции Aquilifer – модель американского авианосца, в комплекте с которой идут модели 40 единиц авиационной техники – ценой больше 70 тыс. тенге. По словам Утебаева, найти покупателя на такой товар непросто: мало кто может выделить из бюджета столь значительную сумму, а потом вложить ещё примерно столько же, чтобы довести модель до совершенства.

Структура покупок очень разная: один может выделить на любимое хобби не более 1000 тенге в месяц, другой заказывает массу дешевых танков, третий за две покупки выполняет месячную норму магазина по выручке.

- Нам приходится конкурировать с большим количеством предложений, но у небольших игроков всегда есть возможность найти свое место, ведь даже в океане пищи хватает и огромным акулам, и мелким рыбёшкам, – улыбается собеседник. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
2703 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
21 ноября родились
Джамбулат Сарсенов
специальный представитель генерального секретаря Энергетической хартии
Раимбек Баталов
Собственник и председатель совета директоров Raimbek Group
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить