Летучий финн

17056

Кейтеринг-услуги становятся все более популярными в Казахстане – выездное обслуживание теперь заказывают не только крупные иностранные корпорации, но и частные лица по случаю семейных торжеств

На первый взгляд кейтеринг-компаний в Алматы предостаточно: занимающихся исключительно этим видом услуг – около 30, это как некоторые крупные ресторанные сети, так и неприметные ИП. Последние часто не имеют необходимых лицензий, поэтому доверять большинству из них не стоит, считает Юха Микконен, основатель и шеф-повар кейтеринг-агентства Flying Chef. «В Казахстане репутация кейтеринга подмочена маленькими компаниями, которых я в шутку называю «ковбоями». Их не особо заботит качество услуг, которые они предоставляют. Главное – получить быструю прибыль, а потом можно и исчезнуть», – констатирует он.

Настоящих профессионалов на рынке кейтеринга немного, поэтому спрос на них велик. Особенно летом, когда крупные мероприятия – пикники, свадьбы, «корпоративы» – проходят каждые выходные. По словам Микконена, количество клиентов сильно колеблется, но есть и постоянные – банки, иностранные консульства и международные организации. Им кейтеринг нужен практически ежедневно. «Получается, что в день мы обслуживаем около 400 человек, – отмечает шеф-повар. – Среди наших клиентов такие организации, как USAID, PricewaterhouseCoopers, Samsung, крупные банки и консульства. С каждым из них мы встречаемся несколько раз в месяц, составляем меню и план мероприятий. У западных компаний высокие стандарты работы, поэтому необходимо прорабатывать все детали».

В Казахстане репутация кейтеринга подмочена маленькими компаниями, для которых главное – не качество, а быстрая прибыль

Идея запустить кейтеринг-компанию пришла Юхе Микконену и его жене Айне в 2005 году. До этого Юха, приехавший в Казахстан в 1997-м, работал поваром в отеле Rahat Palace и хотел открыть ресторан, но решил, что кейтеринг – более интересный и перспективный бизнес. Инвесторами стали брат Айны, а также знакомый бизнесмен из Финляндии. Для открытия компании им понадобились $50 тыс., большая часть из которых ушла на установку кухни и закуп оборудования, необходимого для выездного обслуживания. Супруги говорят, что особых сложностей при открытии бизнеса не было и деньги инвесторам они вернули в течение двух лет. Главное, считают они, – иметь хороший бизнес-план и упорядоченную бухгалтерию. В этом случае работается уверенно. 

За восемь лет деятельности Flying Chef сумел закрепиться на рынке кейтеринг-услуг. Если поначалу в компании работали четыре человека, то сейчас постоянных сотрудников 20. Большинство из них занято на кухне, где, по словам Юхи, у них нет должностей или постоянных позиций – все равны. «Работа в кейтеринге сближает людей – часто приходится трудиться по выходным и в необычной обстановке. Недавно нам позвонили в пятницу вечером, попросив организовать воскресный обед. Мы с женой уже подъезжали к дому, остальные повара были на пути в Капшагай. Пришлось разворачиваться и работать. Но мы все искренне наслаждаемся этим – подобная спонтанность, нестандартность и есть изюминка кейтеринга», – отмечает шеф-повар.

Один из интересных трендов последних двух лет – рост популярности кейтеринга среди частных лиц. Количество заказов на обслуживание семейных праздников неуклонно растет – только в прошлом месяце сотрудники Flying Chef организовали несколько дней рождения, число гостей на которых варьировалось от 10 до 40 человек. Айна связывает это с привлекательностью сервиса для хозяек: не надо готовить, накрывать на стол, ухаживать за гостями, убираться. «Казахстанцы стали лучше понимать суть кейтеринга, вкусы стали изысканнее. Если раньше нас часто просили приготовить бешбармак, то сейчас с удовольствием едят запеченные овощи под соусом песто и французские пироги. Причем не только молодые люди, но и бабушки с дедушками. В последнее время мы ощущаем много позитивных перемен», – говорит она. Юха добавляет: «Меняются не только вкусы – растет общая культура бизнеса». Когда компания только открылась, им было сложно достать определенные продукты, найти общий язык с поставщиками. Сейчас же практически все покупается у местных производителей. Исключение составляют свежие морепродукты – их заказывают из Дубая. Разумеется, заказчики иногда имеют особые пожелания, к примеру, одна компания предпочитает американское мясо.

фото: Андрей Лунин

По словам Микконена, основная проблема, с которой сталкивается здесь бизнес, – дороговизна кредитов. «Говорят, что вести бизнес в Казахстане тяжело, я с этим категорически не согласен, – говорит он. – Многое делается для упрощения регистрационных процедур, налоговый режим достаточно мягок. Однако нужно оздоровить финансовую систему. Этой проблеме стали уделять все больше внимания и, я надеюсь, в скором будущем найдут приемлемое решение».

Основатели Flying Chef уверены, что казахстанский рынок кейтеринг-услуг продолжит развиваться. «Мы никогда не ставили деньги во главу угла, – говорит Юха. – Меркантильность загубила не один бизнес в сфере питания. Для нас главное – стабильное развитие и удовлетворенность клиентов. Этот подход уже принес свои плоды, и мы хотим расширять свою деятельность. До сегодняшнего дня практически не занимались маркетингом, так как были и без того известны среди иностранных компаний. Но на фоне растущей популярности кейтеринга среди казахстанцев реклама становится необходимой». 

Юха признается, что полюбил Казахстан: «Я всегда был легок на подъем. В 15 лет уехал из своего родного городка в Финляндии, новый, 1989 год встречал в Калифорнии, 1993-й – в Москве. Работал в Санкт-Петербурге и Одессе. Теперь – в Алматы, где мне очень нравится. Здесь мы познакомились с женой, нашей старшей дочери уже 14 лет. Я не чувствую себя экспатом или иностранцем. Здесь мой дом». 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить