Куралай Нуркадилова продаёт свои франшизы на Запад

32137

Во вторник, 10 декабря, в Алматы состоялась первая в Казахстане конференция и выставка, посвященная франчайзингу, - KazFranch-2013

Фото: on.kz
Авторский дом высокой моды «Kuralai» продал около десятка франшиз, в том числе в Италию, Францию и США.

Президент Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков рассказал Forbes.kz, что с помощью KazFranch-2013 они хотели обратить внимание на казахстанские бренды.

Бекнур Кисиков.

- Сам рынок франчайзинга в нашей стране небольшой, и тот на 80% забит иностранными франшизами. Рядом с такими флагманами, как Baskin Robbins и Marriott, конечно, о казахстанских франшизах говорить не приходится, - посетовал Кисиков.

Однако этот сегмент рынка все равно развивается. По подсчетам Бекнура Кисикова, примерно 45 казахстанских компаний продали свои франшизы внутри страны и за границу.

- Авторский дом высокой моды «Kuralai» продал 8-9 франшиз,  в том числе в Италию, Францию и США. Сеть Red Dragon, специализирующая на китайской кухне, продала две франшизы в Россию. Сеть медицинских сетей «Сункар» находится на стадии переговоров о продаже своей бизнес-модели россиянам, - рассказал президент Евразийской ассоциации франчайзинга.

Развитию казахстанского франчайзинга, по наблюдениям Бекнура, мешает пресловутый менталитет: предпринимателю трудно привыкнуть к мысли, что можно купить франшизу у отечественных брендов, привыкли к другому - заморское лучше. К тому же в понимании казахстанских бизнесменов, франчайзинг - это изначально дорогой вид бизнеса.

- Но это не так. 80-90% рынка франчайзинга занимает малый и средний бизнес. Это очень удобно: заплатив несколько тысяч долларов, человек может войти в сеть и окучивать где-нибудь свой франчайзинговый огородик. К тому же нельзя ориентироваться только на крупные бренды, потому что они сами разрабатывают стратегии по выходу на другие рынки. Если вы помните, первый McDonald’s открылся в Москве в 1990 году, фактически при коммунистическом строе. То есть если компании интересен рынок, она и без нас сюда зайдет, - считает президент ассоциации.

Однако сейчас Казахстан не особо привлекателен для франчайзеров. Если в странах с развитой экономикой, по сведениям АО «Фонд развития предпринимательства «Даму», франчайзингом в сфере услуг и розничной торговли применяют примерно 50%, в производственной сфере - порядка 15% коммерческих субъектов, то в нашей стране франчайзинг используют не более 4% представителей малого и среднего бизнеса (в других странах Центральной Азии - не более 1%).

Причины непривлекательности казахстанского рынка, которые перечислил Бекнур Кисиков, можно назвать «традиционными». Это и отсутствие выхода к морю, и большая территория, и низкая плотность населения, и прочая, и прочая.

- Тем не менее, рынок франчайзинга увеличивается каждый год на 20-30%. Если четыре года назад компании, работающие по франшизе, имели оборот в $1 млрд, то сейчас эта цифра достигла $2,2 млрд. По моим подсчетам (официально в Минюсте франшизы не регистрируются, а вот в США такая статистика ведется), в настоящее время на территории нашей страны работает 220-250 сетей, - поделился данными Кисиков.

Франчайзи (тот, кто приобретает лицензию) облюбовывает «оборотистые» сегменты рынка: ретейл, ресторанный и сервисный бизнес.

Дело популяризации франчайзинга, как считает Бекнур Кисиков, государство должно взять в свои руки.

- Франчайзинг может решить проблему самозанятых. Купив недорогую франшизу, вчерашний военный или домохозяйка может научиться бизнесу за короткий срок, им не надо проходить все стадии «от» и «до» - это самый быстрый институт бизнеса. К тому же франшизы, согласно международным исследованиям, в 5 раз устойчивее во время кризисов, чем другой бизнес. Это прозрачный бизнес, он может увеличить в Казахстане и уровень цивилизованности бизнеса в целом, и налогооблагаемую базу, - перечислил плюсы президент ассоциации.

Он сказал, что в 2014 году ассоциация собирается проводить очередную конференцию по франчайзингу, список ее участников будет расширен не только количественно, но и «географически»: организаторы пригласят компании из других стран Центрально-Азиатского региона.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить