WhatsApp - глобальный феномен

Ян Кум приехал в Америку без гроша в кармане. Спустя 20 лет Марк Цукерберг отсчитал ему $6,8 млрд. Все подробности сделки века в сфере IT

Фото: Robert Gallagher для Forbes

«Как насчет встречи?» – заголовок этого письма ничем не отличался от любого другого предложения, которые весной 2012 года переполняли папку «Входящие» электронного ящика Яна Кума. Ему каждый день писали и звонили инвесторы, мечтавшие заполучить долю в компании WhatsApp. Проект, запущенный 24 февраля 2009 года, в день рождения Кума, за три года превратился в феномен глобальных масштабов. Почти 90 млн человек использовали сервис для отправки сообщений и фотографий. Ни одно другое социальное приложение не могло похвастать такими темпами роста. У Facebook на трехлетней отметке было всего 60 млн пользователей. При этом более половины пользователей WhatsApp заходили в приложение каждый день.

Кум посмотрел на имя отправителя письма: Марк Цукерберг. Так, это уже интересно… Основатель Facebook писал, что сам пользуется WhatsApp и хотел бы встретиться с Кумом за обедом. Ян немного помедлил и ответил, что сильно занят решением проблемы с сервером и, вообще, скоро собирается уезжать. Цукерберг предложил встретиться до отъезда. Кум переслал его ответ сооснователю WhatsApp Брайану Эктону и единственному финансовому партнеру Джиму Гетцу из Sequoia Capital, добавив от себя одно слово: «Настойчивый!»

Эктон счел, что встретиться нужно: «Когда на тебя выходит кто-то уровня Марка, то трубку поднять стоит». В том же месяце Кум встретился с Цукербергом за ланчем в кафе Esther’s, примечательном своим расположением в 40 км от офиса Facebook и уединенными столиками на внутренней веранде. Марк начал с того, что выразил восхищение WhatsApp и намекнул, что хотел бы объединить усилия.

Фото: Robert Gallagher для Forbes
Основатели WhatsApp Брайан Эктон и Ян Кум, выходцы из Yahoo и несостоявшиеся сотрудники Twitter и Facebook. Кто смеется последним?

Так начался растянувшийся на два года период «ухаживаний». Взаимное восхищение сначала переросло в дружбу, а затем в лихорадочную гонку на пути к скорейшему завершению сделки, в ходе которой из рук в руки перешла беспрецедентно крупная сумма денег. Все документы были подписаны на пороге бывшего офиса по выдаче социальных пособий, куда 38-летнему Куму в прошлом не раз приходилось обращаться. В феврале Facebook купил WhatsApp за $4 млрд наличными, $12 млрд акциями (8,5% стоимости компании) и еще $3 млрд акциями с ограниченным обращением с горизонтом реализации два года.

Сделка закрепила за Цукербергом статус «создателя миллиардеров». Кум, блестящий разработчик и очень скромный человек, переехал в США из Украины без гроша в кармане, а теперь он войдет в совет директоров Facebook и положит на свой банковский счет $6,8 млрд после уплаты налогов.

Сооснователь WhatsApp 42-летний Эктон, немногословный инженер, бывший сотрудник Yahoo, не принятый на работу в Facebook и Twitter, получит 

$3 млрд. Брайан, по его словам, пребывал «в изумлении».

Sequoia Capital, единственный венчурный фонд, приложивший руку к этой сделке, заработает $3,5 млрд, окупив $58 млн своих вложений в WhatsApp в 60 раз.

Эти суммы кажутся безумием в отношении компании, штат которой составляет всего 56 человек, а выручка не превышает $20 млн. Но, с точки зрения Facebook, все это имеет смысл. WhatsApp – один из самых популярных сегодня сервисов для комуникации, уступающий только электронной почте и телефону. 470 млн человек используют для отправки сообщений WhatsApp вместо SMS, что уже на $33 млрд сократило выручку мобильных операторов, заставляющих подписчиков платить за каждое текстовое сообщение. WhatsApp остается бесплатным в течение первого года использования, после которого оплата составляет лишь $1 в каждый последующий год. Никакой рекламы, никаких стикеров или «премиальных» обновлений. В ходе переговоров Цукерберг пообещал не давить на основателей WhatsApp и не требовать монетизации: «Я бы хотел, чтобы в течение следующих пяти лет база пользователей вашего сервиса выросла до четырех или пяти миллиардов человек».

В перспективе Цук может очень хорошо заработать на WhatsApp. Техническая поддержка обходится WhatsApp в пять центов на каждого пользователя, притом что приложение является платным только в некоторых странах, таких как США и Великобритания, где относительно развит рынок мобильных платежей. WhatsApp думает, что к 2017 году доход составит уже $1 млрд – за счет привлечения новых пользователей и отладки процесса оплаты. Источники в компании также говорят, что приложение намеревается взимать плату с авиакомпаний и стартапов вроде Uber, желающих отправлять пользователям c их согласия сообщения через WhatsApp.

Большим риском, как всегда, остается угроза массового оттока аудитории в случае появления новой, ультрамодной платформы. Пока на горизонте ничего похожего по масштабам нет.

WhatsApp, по словам Эктона, с 1 декабря 2013 года привлекает до миллиона новых пользователей в день. В Гонконге приложением пользуется каждый, у кого есть смартфон. В ОАЭ навыкам пользования WhatsApp посвящены телепередачи. В Нидерландах, где у приложения 9,5 млн пользователей, что составляет более половины населения страны, в словарь голландского языка уже вошел глагол whats ap pen, означающий «послать сообщение в WhatsApp». В Бразилии профессио­нальные футболисты пользуются групповым чатом WhatsApp для организации забастовок. «В недалеком будущем, – прогнозирует Гетц из Sequoia, – WhatsApp переключит на себя весь SMS-трафик по всему миру».

В 2012 году, еще до начала всего этого безумия, у Кума было несколько дней, чтобы поразмыслить над итогами своего ланча с Цукербергом. У них с Эктоном было $8 млн, полученных от Sequoia, и больше всего они хотели сохранить независимость. Поэтому все реверансы, которые делал Facebook в их честь, так и не привели к оформлению конкретных предложений на бумаге. Вместо этого Цукерберг и Кум стали друзьями, не реже раза в месяц встречаясь за обедом. В течение следующего года WhatsApp всецело сконцентрировался на том, чтобы перей­ти рубеж в 300 млн пользователей. В июне 2013 года сооснователи сервиса познакомились с Сундаром Пичаи, возглавляющим в Google развитие Android и Chrome. Все трое сошлись на почве восхищения ясным и простым дизайном. В начале 2014 года Пичаи решил, что пришло время познакомить Кума и Эктона с генеральным директором Google Ларри Пейджем. Встреча была назначена на вторник, 11 февраля.

В пятницу, 7 февраля, один из сотрудников WhatsApp случайно встретился с руководителем бизнес-подразделения Facebook Амином Зуфонуном и проговорился о грядущей встрече Кума c Пейджем. Тот пулей понесся обратно в офис, чтобы нажать на все рычаги, необходимые для ускорения подготовки предложения о покупке WhatsApp, которое уже давно вызревало в недрах Facebook.

Цукерберг пригласил Кума в гости поздно вечером в понедельник и наконец представил идею, которая состояла в том, что WhatsApp после покупки остается независимым, а Ян получает место в совете директоров Facebook. «Это было озвучено как партнерство, в рамках которого я должен был помогать ему принимать решения в отношении всей компании, – вспоминает Кум. – С учетом всех других условий нам это было очень интересно».

На следующий день Кум и Эктон отправились на встречу с Пейджем и Пичаи в штаб-квартиру Google в Маунтин-Вью. Сидя в одной из кристально белых переговорных, они в течение часа обсуждали будущее рынка мобильных технологий и цели WhatsApp. «Это был приятный разговор», – говорит Ян. Пейдж произвел на него впечатление «умного парня». На вопрос о том, было ли у него ощущение, будто Ларри заинтересован в покупке WhatsApp, Кум отвечает не сразу. «Нет», – говорит он. Может, был какой-то намек? «Возможно, я не слишком хорошо понимаю его намеки».

Если Пейдж и был заинтересован в покупке WhatsApp, как утверждают некоторые источники, то одной этой встречи было уже недостаточно. В офисе Facebook в Менло-Парк уже полным ходом шла подготовка предложения, а основатели и консультанты WhatsApp подсчитывали, сколько могут запросить на предстоящих переговорах. Один источник утверждает, что основателей стартапа гораздо больше волновала их независимость, чем деньги, тогда как другой говорит, что Кум и Эктон оценивали себя не ниже $20 млрд, основываясь на капитализации Twitter (в настоящий момент – $30 млрд), базе пользователей WhatsApp и перспективах монетизации.

Цукерберг еще раз пригласил Яна на ужин в четверг, на этот раз в компании Брайна, с которым не был знаком. «Я хочу, чтобы настал день, когда вы опередите нас по числу пользователей, – сказал им Марк. – Ваше приложение может использоваться практически повсеместно». Он подчеркнул, что ему важно, чтобы Кум и Эктон продолжали заниматься своим делом, но при полной юридической, финансовой и технической поддержке Facebook.

Через пару часов Эктон отправился домой к своей молодой семье, а Кум и Цукерберг уселись «играть в покер на высокие ставки». По словам одного источника, Марк начал с того, что предложил за WhatsApp от $15 млрд, а Ян сказал, что его ожидания ближе к $20 млрд. Основатель Facebook взял паузу, чтобы подумать.

На следующий день, в пятницу, 

14 февраля, Кум и Эктон позировали в своем офисе для фотосессии Forbes. Как только фотограф ушел, Ян сел в свой порше и поехал к дому Цукерберга на очередную встречу. Он отрицает, что испортил основателю Facebook День святого Валентина: «Не так чтобы там был ужин при свечах и тут я ворвался в дом». Он рассчитывал уйти до того, как жена Марка вернется в работы, но не успел. Они только начали обсуждать некоторые детали сделки, включая принципы сохранения независимости WhatsApp внутри Facebook. До соглашения было еще далеко. К вечеру субботы Кум и Цукерберг от переговоров за столом на кухне перешли в гостиную. Через несколько часов Марк предложил $19 млрд и приемлемые условия. «Наверное, на это мы можем пойти», – ответил ему Ян.

Он подождал, пока Цукерберг вый­дет из комнаты, и позвонил Эктону домой. На часах было девять вечера. «Я хочу понять, ты за или против, – сказал Кум своему другу, рассказав обо всех предлагаемых условиях. – Ну как, идем дальше?»

«Мне нравится Марк, – ответил Брайан. – C ним можно работать. Давай соглашаться». Ян вышел из комнаты и столкнулся с Цукербергом: «Я только что переговорил с Брайном. Он думает, что мы должны работать именно с тобой. Так что давай». Новоиспеченные партнеры пожали друг другу руки и обнялись. Цукерберг ответил, что все это «суперох***о», и достал бутылку Johnnie Walker Blue Label, который, как ему было известно, Кум предпочитает всем другим сортам виски. Они оба вызвали своих директоров по развитию, чтобы запустить процесс оформления сделки. Через час Ян приехал домой на своем порше и лег спать.

Юристы и банкиры провели все выходные за подготовкой бумаг для подписания договора, которое состоялось в среду утром, чтобы топы могли успеть на выставку Mobile World Congress в Барселоне. Церемонию подписания решили провести не в офисе WhatsApp, а по инициативе Гетца в доме номер 101 на бульваре Моффет. Здесь стояло заброшенное здание центра социальных выплат, где Кум когда-то получал причитающиеся бедным талоны на питание. Ян поставил свою подпись под договором прямо у входа в здание. Вернувшись в офис, он отправил всем сотрудникам WhatsApp сообщение в групповой чат, назначив на два часа дня общее собрание.

«Смотрите, какое дело, – сказал он собравшимся в конференц-зале коллегам. – Мы сливаемся с Facebook». Кум и Эктон сказали своим шокированным сотрудникам, что все будет хорошо и компания сохранит независимость. В 2.30 двери конференц-зала открылись и в комнату вошел Цукерберг, который произнес пару слов и обменялся с присутствующими рукопожатиями. Затем Ян проводил Марка, провел онлайн-встречу с инвесторами и как ни в чем не бывало сел за свой стол и принялся за работу. «У нас много дел», – спокойно объяснил он.

Чтобы понять, как WhatsApp достиг таких вершин, нужно вернуться в то заброшенное белое здание в двух кварталах от скромного офиса в Маунтин-Вью, где Кум когда-то стоял в очереди за получением пособий. Он родился и вырос в небольшом местечке Фастов под Киевом. Ян – единственный ребенок у своих родителей. Мать – домохозяйка, отец – прораб на стройках больниц и школ. Когда он рос, в доме были перебои с водой и светом. Его родители предпочитали не общаться по телефону, опасаясь, что он прослушивается. Все это звучит не очень радужно, но Кум до сих пор вспоминает о простой жизни в поселке с ностальгией. Это отчасти объясняет, почему он так негативно относится к громкой рекламе.

В 1992 году Ян, которому только исполнилось 16, вместе с матерью эмигрировал в Америку, подальше от политической нестабильности и антисемитизма в родной стране. Они сняли небольшую двухкомнатную квартиру в Маунтин-Вью, платить за которую помогало государство. Отец умер в 1997 году и так и не смог к ним приехать.

При переезде мать набила полный чемодан ручками и дешевыми советскими тетрадями, чтобы не тратиться в Америке на канцтовары. Она работала няней, а он мыл полы в продуктовом магазине, чтобы хватало на еду. Когда у матери нашли рак, им пришлось жить на пособие по инвалидности. Ян достаточно хорошо говорил по-английски, но ему не нравилась поверхностная атмосфера общения в американских школах. На Украине часто люди общались с одними и теми же друзьями с первого и до последнего класса. Там, по его словам, можно было действительно узнать, что за человек перед тобой.

Кума выгнали из школы, и ему пришлось ходить на вечерние занятия, но к 18 годам он уже самостоятельно научился программированию по учебникам. Ян вошел в группу хакеров w00w00 в IRC сети Efnet, пролез на серверы Silicon Graphics и завязал знакомство с сооснователем Napster Шоном Фэннингом.

Кум поступил в Университет Калифорнии в Сан-Хосе, а по вечерам работал в Ernst & Young в отделе тестирования систем безопасности. В 1997 году он пришел в Yahoo, чтобы проинспектировать систему размещения рекламных объявлений. Там он познакомился с сотрудником №44 Брайаном Эктоном.

«Я сразу увидел, что Ян не похож на других, – вспоминает Эктон. – Он говорил только по делу типа «почему здесь вот так?», «зачем вы это делаете?». Остальные ребята из Ernst & Young хотели подружиться и дарили нам вино. А Кум даже и не думал об этом». Оказалось, что Яну тоже понравилась прямолинейность Брайана: «Нам обоим не хотелось тратить время на ерунду».

Через полгода Кум устроился в Yahoo инженером инфраструктурных решений. На тот момент он еще не окончил университет. Через две недели после того, как Ян вышел на новую работу, в Yahoo сломался сервер. Сооснователь компании Дэвид Фило позвонил ему на сотовый. «Я на лекции», – прошептал Кум. «На какой, к черту, лекции? – вскипел Фило. – Дуй на работу!» У Дэвида была маленькая команда инженеров, и ему нужны были все свободные руки. «Мне все равно не нравилось учиться», – говорит Ян. В том же месяце он бросил учебу.

Когда мать Кума умерла от рака в 2000 году, он остался один. Ян вспоминает, что Эктон старался его поддержать: «Он приглашал меня в гости». Они ездили кататься на лыжах, играли в футбол и фрисби. За время работы в Yahoo друзья вместе с компанией пережили многочисленные взлеты и падения. Никому из них не нравилось работать с рекламой. «От того, что я налажу выход рекламы, никому легче не станет», – говорит Брайн. На странице в LinkedIn Кум описывает проведенные в Yahoo три года как «занимался всяким разным».

В октябре 2007-го они ушли оттуда и взяли тайм-аут на год. Съездили в путешествие по Южной Америке и еще лучше научились играть в фрисби. Оба пытались, но не смогли устроиться на работу в Facebook. Ян проживал свои накопленные в Yahoo $400 тыс. и ничем полезным не занимался. А потом, в январе 2009 года, купил iPhone и стал пользоваться приложениями. Это было начало новой эры…

Кум стал часто захаживать в гости к Алексу Фишману, в доме которого собирались русские ребята, чтобы поесть пиццы и посмотреть кино. Алекс и он часами стояли на кухне и говорили об идее Яна. «Он показывал мне свой список контактов в телефоне, – вспоминает Фишман. – Говорил, что было бы здорово, если бы рядом с каждым именем стоял статус, показывающий, насколько доступен человек для общения, садится ли у него батарейка, чем он занят».

Кум мог написать программу, но ему нужен был разработчик приложений. Фишман познакомил его с Игорем Соломенниковым, российским разработчиком с сайта RentACoder.com. Ян с самого начала выбрал название WhatsApp, потому что оно звучало как распространенное приветствие What’s up? («Как дела?»). Через неделю после разговора с Игорем, в день своего рождения, 24 февраля 2009 года, Кум зарегистрировал WhatsApp в Калифорнии.

Приложение еще даже не было написано. Ян целыми днями просиживал за разработкой программного обеспечения, которое бы позволило синхронизировать его с любым телефонным номером в мире. Он вчитывался в статьи в Википедии о международных телефонных кодах и провел множество месяцев, дорабатывая программу с учетом нюансов региональных телефонных сетей.

Ранние версии WhatsApp выдавали множество сбоев, и когда Фишман установил приложение на свой телефон, то в его сети лишь пара человек последовала его примеру. Алекс и Ян встретились за обедом в Сан-Хосе, чтобы обсудить возникшие проблемы, и Кум одну за другой заносил их на страницы одной из советских тетрадок, которые хранил для ведения важных записей. Это был момент, когда он едва не сдался. Ян уже начал говорить Эктону о том, что собирается искать работу. «Не глупи, сейчас не время все бросать, – отвечал тот. – Потерпи еще пару месяцев».

Помощь пришла со стороны Apple, который в июне 2009 года сделал возможным получение пользователями уведомлений о приходе сообщений. Это позволило разработчикам отправлять пользователям сообщения даже тогда, когда приложение было закрыто. Кум выпустил новую версию WhatsApp, и каждое изменение статуса – «Не могу говорить, качаю пресс» – становилось видно сразу всем пользователям твоей сети. Русские друзья Фишмана стали рассылать друг другу шутливые статусы вроде «Я проспал» или «Уже бегу».

«В какой-то момент эти статусы взяли на себя функцию мгновенных сообщений, – говорит Алекс. – Мы стали ими пользоваться, чтобы спросить, как дела, и получить ответ». Ян наблюдал на своем компьютере за тем, как из статусов рождается диалог, и вдруг понял, что случайно создал мессенджер. «Возможность послать любому знакомому сообщение на другой конец света с твоего мобильного телефона – это было мощно», – говорит он. В то время единственным устройством для отправки бесплатных сообщений был BBM, но он работал только для владельцев BlackBerry. Были еще Google G-Talk и Skype, но WhatsApp отличался от них тем, что позволял использовать твой собственный телефонный номер. В сентябре 2009 года Кум выпустил обновленную версию в формате мессенджера, и число пользователей мгновенно увеличилось до 250 тыс.

На этом этапе Ян уже не справлялся в одиночку. Первый, к кому он отправился за помощью, был Эктон, который все еще сидел без работы и безуспешно пыталася запустить собственный старт­ап. В октябре Брайну удалось убедить пятерых бывших сотрудников Yahoo сложиться и дать WhatsApp $250 тыс. В результате он стал сооснователем и получил долю в компании. Официально Эктон приступил к работе 1 ноября. Они сняли угол офиса Evernote в бывшем здании склада, поставили там дешевые икеевские столы и оборудовали рабочие места. На складе было холодно, и люди работали, закутавшись в одеяла. Никаких опознавательных знаков у офиса не было. «Когда я ехал к ним на собеседование, то инструкции были такие: «Подъезжай к зданию Evernote. Обойди его сзади и увидишь дверь без таблички. Постучи», – вспоминает один из первых сотрудников WhatsApp Майкл Донахью.

Пару лет Кум и Эктон работали бесплатно. Самые большие затраты приходились на отправку пользователям сообщений с подтверждением статуса доставки. Иногда основатели меняли статус приложения с бесплатного на платное, чтобы пользователей не становилось больше, чем получаемых от подписчиков доходов. В декабре они добавили в приложение для iPhone функцию отправки фотографий и, к своему удивлению, увидели, что количество пользователей продолжало расти, несмотря на то что приложение перестало быть бесплатным. «Знаешь, мы можем начинать выплачивать себе зарплату», – сказал Брайан Яну.

К началу 2011 года WhatsApp уже не покидал топ-20 самых популярных приложений в App Stores большинства стран мира. Больше всего времени потребовалось в Штатах, где мобильные операторы не ограничивают количество сообщений, отправляемых пользователями в рамках одного тарифа.

Кум и Эктон отказывались от любых предложений инвесторов. Брайан считал, что венчурное финансирование – это откуп. Но Джим Гетц из Sequoia оказался настойчивее других и держал осаду в течение восьми месяцев. Параллельно он встречался с основателями других мессенджеров, таких как Pinger, Tango и Baluga, но ему было ясно, что WhatsApp ушел далеко вперед. Гетц был очень впечатлен, когда стартап начал выплачивать корпоративный подоходный налог: «В моей практике венчурного финансирования это было впервые». В конце концов ему удалось договориться о встрече с Кумом и Эктоном. Они забросали его вопросами и с порога заявили, что не потерпят никаких рекламных объявлений. После долгих переговоров Ян и Брайан согласились взять у Sequoia $8 млн в апреле 2011 года. На тот момент оценочная стоимость компании составляла $80 млн.

Через два года, в феврале 2013-го, когда база WhatsApp выросла до 

220 млн активных пользователей, а штат насчитывал 30 сотрудников, Эктон и Кум решили, что настало время привлекать финансирование. «Нам нужны были средства в качестве финансовой страховки, – объясняет Брайан, вспоминая, как его мать, управлявшая собственной компанией по доставке грузов, не спала ночами, думая, как оплатить счета. – Не хочется оказаться в положении, когда не можешь выплатить зарплату». Партнеры решили провести второй раунд привлечения финансирования, не особо его афишируя.

Sequoia захотела вложить еще $50 млн и увеличить свою долю до 25%, оценив WhatsApp в $1,5 млрд. В тот же день Эктон сделал распечатку платежного баланса WhatsApp и послал ее Гетцу. На счету было $8,257 млн, оставшиеся еще от первого раунда финансирования.

Теперь Цукербергу и Куму предстоит выяснить, как сделать WhatsApp настолько прибыльным, чтобы он стоил заплаченных за него $19 млрд. Сначала они должны были обеспечить бесперебойную работу сервиса. В первую субботу после объявления сделки оказалось, что пользователи в разных странах не могут зайти в приложение. WhatsApp «упал» на четыре часа. Основатели говорят, что сбой не был связан с объявлением о сделке, но для стартапа, который опирается на доверие пользователей, это был очень неудачный момент.

Кум и Эктон настолько зациклены на обеспечении бесперебойной работы сервиса, что в компании даже введен запрет на то, чтобы заговаривать с сервисными инженерами на протяжении всех новогодних праздников, чтобы не отвлекать их от обеспечения работы серверов, когда объем трафика бьет все рекорды. Посторонним вход в офис WhatsApp заказан – чтобы сотрудники были полностью погружены в рабочий процесс. В офисе висит доска, на которой отмечают количество дней, прошедших с момента последнего сбоя, – так на заводах ведут учет производственных травм.

«Каждое сообщение – это как первый ребенок, – говорит Эктон, сам недавно ставший отцом. – Мы не можем позволить, чтобы сообщения терялись». Он показывает в своей истории сообщений фотографию, которую в апреле 2012 года прислал ныне покойный отчим. «Вот почему я ненавижу Snapchat», – говорит Брайан о мобильном приложении, в котором фотографии самоуничтожаются после просмотра.

Денег станет больше, когда WhatsApp cможет сформулировать четкие условия сотрудничества с беспроводными провайдерами и мобильными операторами. Кум не хочет рисковать, теряя пользователей, не знакомых со сложными платежными системами. Сейчас WhatsApp взимает плату лишь в нескольких странах, где широк охват кредитными картами, а система мобильных платежей вошла в стадию зрелости. 

В этом же направлении движется Google, который пытается договориться с мобильными операторами в интересах всех приложения для Android, но пока без особого успеха. Владельцы Android-устройств могут совершать платежи с мобильного счета лишь в 21 стране, а для разработчиков других платформ все еще сложнее, потому что мобильные платежи никак не стандартизированы.

Кум думает, что действительно большие доходы начнут поступать c 2017 года, когда у приложения будет 

аудитория в 1 млрд человек. «Мы в самом начале пути монетизации, – признает менеджер по развитию WhatsApp Нирай Арора. – Выручка пока для нас не на первом месте». На счету Ароры уже около 50 соглашений о партнерстве с сотовыми операторами, которые будут включать WhatsApp в предлагаемые ими тарифы. Компания также заключила некоммерческий альянс с Nokia – кнопка WhatsApp появится на бюджетной линейке смартфонов Asha 210.

Второй по важности приоритет сервиса – удержание аудитории. Риск оттока пользователей из Facebook заставил Цукерберга не мелочиться с суммой сделки, но и WhatsApp не защищен от потери своей базы. 

«В течение последних пяти лет WhatsApp предлагает нам «SMS, только бесплатно», и у них это отлично получается. Но придет день, когда пользователь захочет двигаться дальше, – говорит Тед Ливингстон, бывший инженер BlackBerry, основавший популярный у подростков мессенджер KiK. – Поэтому WhatsApp представляется мне похожим на BlackBerry, который годами считал, что на электронной почте свет клином сошелся. Но когда пользователи исчерпали функционал, то задались вопросом: и что дальше? Но ответил на этот вопрос уже iPhone. А BlackBerry безнадежно отстал».

Кум остается верен своим двум приоритетам: бесперебойная работа приложения и лояльность пользователей. Пару раз в неделю он отправляется в неприметное здание в Сан-Хосе, где берет уроки бокса у низкорослого, жующего жвачку тренера в зале, где из динамиков несется рэп. «Ему нравится тренироваться под Канье», – улыбается наставник. Он держит над головой перчатки, по которым высоченный Ян наносит медленные, но точные удары. Каждые несколько минут Кум останавливается, чтобы передохнуть, снимает перчатки и проверяет сообщения. Тренер считает, что у него отличная концентрация. Он не стремится сразу стать кикбоксером, как остальные ученики, но предпочитает сначала поставить удар. Это хорошая метафора для разработанного Кумом мобильного мессенджера, который в первую очередь стремится быть простым и эффективным продуктом.

Ян согласно кивает: «Я хочу заниматься одним делом и чтобы оно получалось хорошо».

 

FЕсли вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Об авторе

 

Статистика

17057
просмотров
 
 
Загрузка...