Как «Бал Текстиль» стал первым казахстанским поставщиком IKEA

35085

Белесые капсулы размером меньше горошины. Так выглядит переработанный природный газ – полипропилен, из которого на шымкентской фабрике «Бал Текстиль» производят ковры

Талгат Исхахов — директор шымкентской фабрики «Бал Текстиль»
Фото: Артём Орлянский
Талгат Исхахов — директор шымкентской фабрики «Бал Текстиль»

«В мире 95% ковров – синтетические, потому что они смотрятся лучше, практичнее и дешевле натуральных. Это важно, так как люди стали чаще менять интерьер», – утверждает директор предприятия Талгат Исхахов, который занимается оптовой продажей ковров еще с 1994.

Нить закрутилась

Мысль открыть собственное производство возникла у торговца в начале 2000-х, но тогда это было ему не под силу. В 2011 Исхахов подошел к идее с другой стороны: совместно с турецкой компанией «Картал халы текстиль санайи вэ тиджарет аноним ширкети» зарегистрировал ТОО на территории СЭЗ «Онтустик» в Южном Казахстане. По его словам, партнеру из Турции, разбирающемуся во всех тонкостях ковроткачества, нужно было увеличивать рынки сбыта. Казахстанские же соучредители умеют продавать ковры, знают центральноазиатский и российский рынки. Поэтому совместные усилия должны были дать и уже приносят плоды.

Есть еще один важный игрок, без помощи которого «Бал Текстиль», возможно, не состоялся бы. «Государство создало в ЮКО специальную экономическую зону, чтобы развивать в числе прочего и ковровое производство. К предприятиям на территории СЭЗ подвели дорогу, газ, канализацию, водопровод, нам осталось протянуть лишь 500 метров электрокабеля от подстанции. Мы не платим корпоративный, земельный и имущественный налоги, сырье, которое завозим, не облагают таможенными пошлинами. Землю – 6 гектаров – нам дали на 10 лет в бесплатную аренду, потом надо будет выкупить ее по кадастровой стоимости. К тому же в Шымкенте более дешевая рабочая сила и мягкий климат», – перечисляет преимущества работы в СЭЗ «Онтустик» бизнесмен.

Учредители «Бал Текстиля» (Исхахову и его брату принадлежит 50% предприятия, другие 50% – «Картал халы текстиль») вложили в строительство фабрики 1,2 млрд тенге собственных средств. На первом этапе компания возвела крытые помещения общей площадью 15 тыс. кв. м – два цеха и административное здание, а также купила четыре ткацких станка.

Чтобы реализовать второй этап, взяли кредит в размере 2,2 млрд тенге по линии фонда «Даму» на шесть лет под 6% годовых – на оборотные средства и покупку еще трех станков и комплекса по изготовлению полипропиленовой нити германской Oerlikon Neumag стоимостью 1,8 млн евро. Для Казахстана это уникальное производство: больше никто в республике не выпускает нити для ковров. Мощность комплекса составляет 10 тонн в сутки. Это позволило удешевить себестоимость продукции на 20%.

«Мы хотим развиваться дальше. На третьем этапе планируем приобрести дополнительно 15 станков и два экструдера, чтобы производить до 50 тонн нитей в сутки. Когда будет выполнен третий этап, пока не знаем: все будет зависеть от ситуации на рынке», – говорит Исхахов.

Срок окупаемости проекта составляет пять лет, общие инвестиции на трех этапах – 8,5 млрд тенге.

Президентская помощь

Фактически производство на «Бал Текстиле» началось в сентябре 2013. «Нам было тяжело, – признается генеральный директор, – потому что люди не верили, что в Казахстане могут выпускать качественный товар, и не хотели покупать наши ковры». Слова бизнесмена подтверждает анализ потребительского поведения, подготовленный DAMU Research Group в 2012: 61% опрошенных предпочитали ковры турецкого производства и только 11% – отечественного.

Местные фабриканты своим основным конкурентом видят Узбекистан. «У них рабочая сила дешевле и есть серьезная государственная поддержка: ковровое производство дотируют, при ввозе ковров в страну взимают таможенные пошлины в размере 60–70% от стоимости товара. Узбекистан же свою продукцию за границей продает даже ниже себестоимости – чтобы обеспечить приток валюты в страну», – объясняет исполнительный директор «Бал Текстиля» Жомарт Керимшеев.

Возможно, импортные предпочтения казахстанцев связаны не только со скептическим отношением к товарам «made in Kazakhstan», но и с тем, что республика элементарно производит недостаточно ковровой продукции. Как сообщает Национальное агентство по экспорту и инвестициям Kaznex Invest, по итогам 2015 потребление составило порядка 12,3 млн кв. м ковров и ковровой продукции (в 2014 – 12,4 млн кв. м) и лишь 20% потребностей (2,4 млн кв. м) покрыто отечественными предприятиями (в 2014 – 15%).

Ситуацию с продажами «Бал Текстиля» в 2014  переломило посещение фабрики президентом Казахстана. «Глава государства сказал, что нужно поддерживать отечественных производителей. Выступление показали на многих телеканалах, осветили в газетах. Для нас это стало очень хорошей рекламой», – признается собеседник. Также на руку компании сыграли победа в том же году на регио­нальном этапе конкурса «Лучший товар Казахстана» и второе место в республиканском конкурсе «Алтын Сапа».

Эффективность пиара демонстрируют цифры: в IV квартале 2013 фабрика произвела 154 тыс. кв. м ковров и ковровых покрытий (оборот составил 222 млн тенге), в 2014 – 1 млн 818 тыс. кв. м (1,775 млрд тенге), в 2015 – 2 млн 180 тыс. кв. м (2,125 млрд тенге).

Прогнозы по 2016 в компании делать не спешат, констатируя, что если в прошлом году мощности фабрики, способной производить 5 млн кв. м в год, были загружены на 90%, то в этом лишь на 70%. Причина лежит на поверхности – уменьшение платежеспособного спроса из-за девальвации национальной валюты. «Один квадратный метр нашей продукции стоит от $3 до 15. После девальвации тенговые цены пришлось поднять почти в два раза, потому что все сырье мы закупаем за границей», – поясняет Керимшеев.

«Ковры ткутся из нитей трех видов, – вновь подключается к разговору Исхахов. – Поперечная нить основы – джутовая, которую производят в Бангладеше, где мы ее и покупаем. Продольная нить – это смесь хлопка и полиэстера. Ее завозим из Индии или Китая. Ворсовую нить изготавливаем сами из полипропилена. Но полипропилен приходится приобретать в России. Мы брали пробные партии сырья в Павлодаре, но их образцы не подошли: текучесть низкая, из такого полипропилена нити для ковров не сделаешь. Сейчас в Атырау хотят построить газоперерабатывающий завод; если его полипропилен нам подойдет, будем закупать сырье там, что, конечно, снизит себестоимость продукции».

Много или мало

В ТОО «Бал Текстиль» производят 16 видов ковров. Обывателю эта цифра может показаться смешной, но в компании объясняют: «Виды ковров мы определяем не по рисунку, а по плотности, точнее, по количеству узлов в одном квадратном метре, толщине нити и высоте ворса». Эти 16 «матриц» можно бесконечно варьировать, выпуская их с разными узорами. В ТОО есть дизайнерский отдел из 20 человек во главе с мастером из Турции, которые создают сотни классических, национальных, модерновых и прочих узоров.

Матрицы могут быть разными по форме (круглые, овальные, квадратные, прямоугольные) и по размеру. «Технические характеристики наших станков позволяют ткать ковры до пяти метров в ширину. Длина же ограничена только потребностями заказчика – можно и километровый сделать», – улыбается Керимшеев.

Покупателями продукции фабрики могут быть только юридические лица, потому что ТОО находится на территории СЭЗ. «Сейчас у нас более 400 заказчиков из Казахстана, России, Кыргызстана. Каждую партию они декларируют, за что платят 50 тыс. тенге таможенному органу», – поясняет исполнительный директор.

«Бал Текстиль» обеспечивает работой 240 человек. Когда речь заходит о кадрах – как их набирают и удерживают, собеседник начинает перечислять: «У нас есть развозка для всех трех смен. Сотрудники питаются в столовой за счет предприятия. Для приезжих открыто общежитие. Мы платим стипендии специалистам, которые проходят обучение на фабрике или едут на учебу в Турцию».

Ковры для IKEA

Вывозить свою продукцию за рубеж «Бал Текстиль» начал со второй половины 2015 – тогда экспорт составлял 12%. За первые три месяца 2016 показатель достиг 20% произведенной продукции. Эту цифру на фабрике хотят увеличить до 45–50% за счет поставок для IKEA, с которой в этом году заключен контракт.

В ТОО даже не предполагали, что будут сотрудничать с известной на весь мир компанией по производству и продаже товаров для дома. Так что, когда в 2014, после волны сюжетов и публикаций в СМИ, IKEA вышла на «Бал Текстиль» и предложила выпускать для них ковры, это стало настоящим сюрпризом.

IKEA работает с теми фирмами, которые отвечают ее жестким требованиям. В первую очередь они предъявляются к качеству продукции. «ТОО «Бал Текстиль» зарекомендовало себя надежным производителем как на внутреннем рынке, так и на зарубежных, – отмечают в Kaznex Invest. – Ковры изготавливаются на современных станках Michel Van De Wile (Бельгия), полипропиленовые синтетические нити – на оборудовании Superba (Франция), Alima Volkmann, Oerlikon Neumag (Германия)».

Пресс-центр IKEA Russia & CIS, подтвердив Forbes Kazakhstan, что в сентябре 2015 с «Бал Текстилем» был заключен контракт, так объяснил выбор казахстанского партнера: «При выборе поставщиков мы руководствуемся кодексом IWAY, требования которого включают ведение прозрачного бизнеса, соблюдение законодательства, обеспечение надлежащих условий труда для собственных сотрудников и бережное отношение к окружающей среде».

«За полтора года у нас было шесть проверок! – комментирует исполнительный директор фабрики. – Мы стали первой казахстанской компанией, которая прошла через аудит IKEA. Это было очень трудно: проверяющие смотрели, соблюдаем ли мы правила противопожарной безопасности, оценивали, насколько защищены права трудящихся на предприятии. Для них принципиально, чтобы мы не использовали принудительный или детский труд, чтобы наши сотрудники не работали сверхурочно».

Для IKEA важно, чтобы производство соответствовало определенным экологическим нормам. «Аудиторы проверяли состав питьевой воды и воды, которая используется в производстве. Смот­рели, не вызывают ли аллергию материалы, из которых ткутся ковры. Изучали, какое топливо мы используем, как партнеры утилизируют отходы фабрики, вплоть до того, куда отправляются использованные сальники, стружка из токарной мастерской. Они даже смотрели, куда мы выкидываем окурки от сигарет, – вспоминает Керимшеев. – Более того, наши партнеры тоже должны соответствовать требованиям. Допустим, с Узбекистаном мы бы сотрудничать не смогли, потому что там используется детский труд. К счастью, нам не пришлось менять ни одного поставщика сырья или услуг».

По словам Исхахова, IKEA предоставила три дизайна ковров, которые «Бал Текстиль» может производить только для этого заказчика. «Они выставили определенные условия по высоте ворса, плотности плетения, качеству обработки, упаковке и этикеткам, где должна быть указана вся информация о товаре – от состава до способов утилизации. Заказчики также регламентировали нашу маржу – она не должна превышать 10 %. Все эти требования мы в состоянии соблюдать», – заверяет глава фабрики.

Первая партия в 100 тыс. кв. м для IKEA была изготовлена в апреле 2016. Ковры, произведенные на «Бал Текстиле», будут направляться в Россию, США и Китай. «С IKEA у нас бессрочный контракт. Они хотят, чтобы к 2017 мы стали производить для них еще три вида ковров. У нас тоже большое желание сотрудничать с ними. Но хватит ли имеющихся производственных мощностей?» – задается вопросом Исхахов. Он надеется, что ТОО сможет реализовать третий этап строительства фабрики и выполнит запросы иностранных и местных покупателей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить