Бизнесмены подняли перед Масимовым китайский вопрос

21316

Тема сотрудничества с КНР стала лейтмотивом на совещании по вопросам поддержки МСБ, которое прошло вечером понедельника, 15 августа, под председательством Карима Масимова в Алматы

Фото: Серикжан Ковланбаев

В понедельник, 15 августа, премьер-министр Казахстана Карим Масимов посетил с рабочим визитом Алматы. В рамках визита, помимо прочего, было проведено совещание по вопросам поддержки МСБ.

Несмотря на действующие в стране инструменты поддержки предпринимательства, в секторе МСБ, как заметил в ходе своего выступления председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов, периодически возникают проблемы. Он перечислил основные из них и предложил пути решения. По словам представителя делового сообщества, в настоящее время бизнес испытывает сложности с приобретением заемных средств, сбытом продукции, закупками и обеспечением казахстанского содержания.

Кроме того, на встрече с премьер-министром предприниматели говорили о необходимости совершенствования налогового администрирования и тарифной политики, поднимали вопросы о подтверждении страны происхождения товаров и экспорта сельхозпродукции. Отдельное внимание участники совещания уделили рынку КНР и взаимодействию с ним.

Исполнительный директор ОЮЛ «Союз автотранспортников РК» Сабит Аманбаев рассказал, как идет бизнес у казахстанских логистических компаний в Китае. Он напомнил, что в 1993 между КНР и РК было подписано межправительственное соглашение, которое дало отечественным компаниям уникальную возможность в автотранспортной отрасли для перевозок. Это соглашение давало возможность казахстанским логистическим компаниям ввозить и вывозить товары из Китая.

- Дело в том, что Китай впускает на свою территорию только автотранспорт соседних государств. Благодаря этому отечественные транспортные компании заняли очень выгодную позицию в этом сегменте. С 2010 Таможенный комитет Казахстана запретил въезд в РК китайских перевозчиков. Правительство КНР долгое время не принимал ответных мер, вплоть до 1 августа 2016. В результате примерно 500 грузовых автомобилей, ранее возивших и вывозивших товары из Китая, остались без загрузки, - описал он сложившуюся ситуацию.

Сабит Аманбаев также поделился своими опасениями.

- Если китайцы будут довозить до границы экспортируемые товары и принимать на ней импортируетмые, то страны СНГ смогут самостоятельно забирать и поставлять их, или другие страны, имеющие границы с КНР, займут эту нишу, то мы потеряем долю на рынке. Все поставки будут осуществляться в КНР уже без нашего участия. Предприниматели потеряют значительный доход, а бюджет – налоговые поступления, - предостерег он.

В секторе пассажирских перевозок между нашими странами, по словам спикера, проблем не меньше.

- Китайские компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, зачастую не соблюдают маршруты. Их автобусы не прибывают, как положено, на автовокзал «Сайран», а напрямую из Урумчи едут на нашу барахолку. Штрафы за это нарушение у нас смешные. В результате они оттянули на себя весь пассажиропоток, - рассказал Сабит Аманбаев.

Исполнительный директор ОЮЛ «Союз автотранспортников РК» обратился к Кариму Масимову с просьбой дать поручение Таможенному комитету по грузовым и пассажирским перевозкам.

Другой проблемой по взаимодействию с КНР для казахстанских бизнесменов стали трудности экспорта отечественной продукции в эту страну.

Как рассказал представитель крестьянского хозяйства «Сагата», отсутствие двустороннего соглашения между РК и КНР о признании результатов подтверждения сертификатов соответствия создает трудности для казахстанских экспортеров.

Так, китайские уполномоченные органы при поставках в КНР конины и говядины требуют от казахстанских производителей ветеринарные заключения российских лабораторий. При этом аналогичные исследования могут проводиться Казахстанской ветеринарной лабораторией. А при экспорте меда из Казахстана необходимо пригласить инспекционную службу КНР для обследования и дальнейшего включения производителя в реестр импортеров Поднебесной.

Представитель крестьянского хозяйства считает, что этот вопрос требует рассмотрения на уровне правительства РК. Также он предложил провести аккредитацию китайской стороной одной из отечественных лабораторий, что, по его мнению, позволит создать условия для казахстанских товаропроизводителей, желающих поставлять продукцию на китайский рынок.

Завершая встречу, Карим Масимов отметил, что не услышал ни одного надуманного вопроса или несуществующей проблемы от участников встречи.

- Все вопросы живые, ни одного надуманного вопроса нет. Все, кто поднимал руку, наверное, уже обсуждали эти проблемы в НПП «Атамекен», с министрами, но решений не нашли. Правильно делаете, что доводите эту информацию до меня, - обратился к предпринимателям премьер-министр.

Карим Масимов обратился к председателю правления НПП и министру национальной экономики Куандыку Бишимбаеву с поручением подготовить протокол по всем вопросам.

- В середине сентября будет заседание правительства по вопросам предпринимательства. Надо провести предварительно заседание рабочей группы. Если там решение не будет найдено, то рассмотрим вопросы на заседании. У нас такие совещания были в областях. Надо обобщить. Плюс те вопросы, которые до меня не дошли. Примерно месяц на проработку, только не затягивайте, - сказал Карим Масимов. - Из того, что я услышал, ни одного надуманного вопроса нет, и мы должны найти решение. По китайским автомобилям это для меня новый вопрос. Все это реальные вопросы; я думаю, мы решение их в течение месяца найдем.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить