Мелкие фермеры Казахстана рискуют потерять свои земли

19041

Новые правила субсидирования растениеводства, которые начнут действовать в Казахстане с 2016, могут не только осложнить работу мелких крестьянских и фермерских хозяйств, но и привести к потере ими земельных наделов

Фото: Сергей Буянов

Вливания в перспективу

В начале ноября в ходе правительственного часа в мажилисе министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков рассказал депутатам о том, каким образом ведомство планирует изменить систему поддержки отечественного аграрного сектора, чтобы добиться более эффективного вливания бюджетных средств в отрасль.

По оценке министра, одной из основных причин слабого роста производительности труда в отечественном сельском хозяйстве является то, что 30% субсидий прямо дестимулируют аграриев повышать свою рентабельность, поскольку помощь государства компенсирует упущенную прибыль. В связи с этим аграрное ведомство решило изменить акценты в господдержке. До реформ в животноводстве дело дойдет только в 2017, а земледельцев ждут перемены уже с января 2016.

Ключевой момент реформы в поддержке растениеводства – это отмена выплат субсидий на гектар засеянной площади (все последние годы крестьянин мог рассчитывать на определённые выплаты от государства в зависимости от того, какую именно культуру и на какой площади он посеял). Подобную практику в Минсельхозе признали бесполезной для перспектив развития отрасли, поскольку погектарные субсидии идут лишь на текущие расходы крестьян во время проведения полевых работ – закуп ГСМ, оплату труда работников и прочее.

Теперь же аграрное ведомство хочет сконцентрироваться на перспективном развитии. А это означает помощь в приобретении средств производства - посевных комплексов, комбайнов и прочей техники.

Цель реформы, обозначенная Асылжаном Мамытбековым, - это повышение производительности труда в сельском хозяйстве. Оно возможно только благодаря внедрению современных технологий земледелия, завязанных на использовании новых машин.

Что посеешь...

При этом нетронутыми останутся такие механизмы поддержки крестьян, как субсидирование закупа качественных семян, гербицидов и минеральных удобрений. Объёмы финансирования по этим направлениям ведомство обещает не только не снижать, а напротив - ежегодно увеличивать, как это прописано в государственной программе «Агробизнес 2020».

В частности, в настоящий момент крестьяне имеют возможность получать субсидии на покупку семян первой репродукции (24 тыс. тенге на тонну), второй репродукции (21 тыс. на тонну), третьей репродукции (19 тыс. тенге на тонну). Всё это остаётся в силе и позволит хозяйствам и дальше поддерживать семенной фонд на качественно высоком уровне.

- Семеноводство – это основа всего, - говорит Георгий Прокоп, директор ТОО «Шахтёрское», одного из крупнейших производителей зерна в Карагандинской области. - Пословицу «что посеешь, то и пожнёшь» никто не отменял. Поэтому отказываться от субсидирования качественных семян нельзя. Закон о семеноводстве – это сук, на котором мы все сидим. Он предписывает регулярно обновлять семена, покупая материал высоких репродукций. Если крестьянин будет сеять одни и те же семена десять лет, он не получит высоких урожаев и качества, даже если будет использовать современную технику. Любые другие субсидии будут просто уходить в песок.

Георгий Прокоп.

Георгий Прокоп сравнивает семеноводство с племенным животноводством. Не секрет, что работа по породному преобразованию в Казахстане долгие годы была пущена на самотёк и практически остановилась. В результате сейчас процент высокопородного скота занимает ничтожную долю. А имеющиеся в хозяйствах выродившиеся животные не способны показывать каких-то внятных  результатов ни по набору массы тела, ни по удоям.

Также важно, что остаётся в силе субсидирование гербицидов и минеральных удобрений (50% от стоимости). Уничтожение сорняков и подкормка почвы не только гарантируют прибавку к урожайности, но и позволяют сохранить и приумножить плодородие пашни, базового ресурса земледельцев.

Провальный эксперимент

Для крестьян Карагандинской области работа без субсидий на единицу площади не станет чем-то новым. Дело в том, что регионы имели полномочия самостоятельно устанавливать размеры субсидий на разные виды растений, в зависимости от того, какое именно направление они хотели простимулировать. В Карагандинской области в 2013 власти решили провести эксперимент и полностью отменили субсидирование выращивания пшеницы, самой популярной культуры. И если в 2012 крестьяне получили из бюджета по 500 тенге на каждый засеянный хлебом гектар, то в 2013 – ничего. Зато субсидии на ячмень были увеличены сразу в четыре раза (до 2 тыс. тенге на гектар), чтобы повысить интерес крестьян к выращиванию фуража.

Эксперимент провалился: ячменя действительно посеяли много и собрали высокий урожай. Но из-за избытка предложения на рынке цена на него серьёзно упала: за ячмень давали в 2 раза меньше пшеницы при одинаковой себестоимости культур. Так что даже выплата субсидий не сделала такую диверсификацию интересной с точки зрения экономики.

Этот пример стал показателем того, что субсидии на гектар – действительно не лучший способ стимулировать развитие сельского хозяйства. Многие крестьяне Карагандинской области, вспоминая этот опыт, сейчас поддерживают решение профильного министерства провести реформу.

- Выплаты на гектар – это неэффективная субсидия, - уверен Георгий Прокоп.  - И я считаю полностью оправданной её отмену. Эти деньги просто растворялись: они не помогли ни одному хозяйству встать на ноги и начать работать на новом уроне. К тому же выплата субсидий на гектар противоречит правилам ВТО.

Также Георгий Прокоп рассказал о злоупотреблениях при выплате погектарных субсидий. Потому что члены межведомственных комиссий, призванные проверить реальные площади, засеянные крестьянами, не имели физической возможности в короткий срок объехать огромные все поля. Этим многие пользовались и получали из бюджета деньги за работу, которая была проделана только на бумаге.

Ключ к решению проблемы

Учитывая всё это, Георгий Прокоп разделяет реформаторские планы Министерства сельского хозяйства РК сфокусировать усилия на обновлении парка сельхозтехники.

Цифры тоже говорят в пользу этого: в 2012 по заказу холдинга «КазАгро» было проведено масштабное маркетинговое исследование «Основной рынок и сборка сельскохозяйственной техники в Республике Казахстан». Согласно приведённым данным, «средний возраст более 70% зерноуборочных комбайнов и тракторов в Казахстане составляет 13-18 лет при нормативном сроке эксплуатации 8-10 лет. Кроме того, подлежат списанию более 70% зерноуборочных комбайнов, около 80% тракторов, 75% жаток и 80% сеялок».

С тех пор ситуация в лучшую сторону не изменилась: техника стоит дорого, и обновлять парк могут себе позволить лишь крупные хозяйства. Министерство же надеется, что реформа поддержки аграрной отрасли поможет решить как раз эту проблему.

- Всё зависит от техники: и производительность труда, и внедрение современных агротехнологий, и урожайность, - перечисляет собеседник. – МСХ РК обещает, что средства, высвободившиеся после отмены субсидирования на гектар, пойдут на поддержку обновления технического парка хозяйства через два инструмента. Во-первых, субсидирование 10% ставки по лизингу и по банковским кредитам, выданным на закуп техники. Во-вторых, прямое субсидирование закупа техники. То есть при покупке нового трактора или комбайна государство выплатит до 30% его стоимости. Это очень хорошая инициатива.

Сомнительный механизм

В то же время крестьяне понимают, что многие из них в новой ситуации окажутся в принципе без поддержки государства.

Олег Бесплемянный, директор ТОО «Енбек-95», ещё одного крупного зернового хозяйства Карагандинской области, рассказал Forbes.kz: в его хозяйстве парк техники уже обновлён, новых приобретений пока не планируется. Соответственно, никакой пользы от новой системы господдержки его хозяйство не получит. Старую, погектарную схему субсидирования Олег Бесплемянный тоже считает неэффективной, но полагает, что менять её нужно на что-то более совершенное, а не просто – лишь бы поменять.

Вячеслав Шамардин, директор ТОО «Жана Ай», лидера по урожайности зерновых в Карагандинской области, также с сомнением говорит о планах покупки высокопроизводительной техники в нынешних экономических реалиях. Ведь цена на зерно осталась практически прежней, а техника, которая и без того стоила десятки и даже сотни тысяч долларов, с учётом роста курса доллара подорожала почти вдвое.

Вячеслав Шамардин.

- Планы по обновлению парка техники мы пока заморозили, - признаётся Вячеслав Шамардин. - У нас сейчас другая задача – сохранить то, что есть. Нам необходимо провести сезонное техобслуживание, иначе вся наша техника просто превратится в дорогую кучу металлолома. С новым курсом тенге импортные запчасти подорожали на 60–70%, и нам предстоит потратить на их покупку большие деньги. Это станет серьёзным бременем для хозяйства, повысит себестоимость продукции. А планов по субсидированию покупки запчастей у Министерства сельского хозяйства нет.

Планы чиновников помочь крестьянам с покупкой новой техники фермер в целом одобряет, однако переживает, что реальность окажется не такой радужной, как планы на бумаге.

- Да, говорят, что субсидироваться будет до 30% её стоимости. Если так – хорошо. Но это «до» настораживает, - говорит глава предприятия. – То есть могут размер субсидии и меньше сделать. Если она будет на уровне 10%, для крестьян такая помощь окажется бесполезной.

Николай Ющенко.

С осторожностью комментирует новшества и Николай Ющенко, руководитель отдела научного обеспечения и внедрения Карагандинского НИИ растениеводства и селекции. Казахстанские аграрии страны, по его мнению, кроме всего прочего, серьёзно страдают от нестабильности и постоянно меняющихся правил игры. Стоит только крестьянам приспособиться к одной схеме работы, начать выращивать какие-то культуры – как им выбивают почву из-под ног очередной реформой. В пример Ющенко привёл всё тот же провалившийся эксперимент с созданием зернофуражного кластера в Карагандинской области.

В нынешнем году в регионе стартовал новый проект - расширение площадей под кормовые культуры. Местные власти повысили субсидии на гектар трав до 8 тыс. тенге. Многие аграрии заинтересовались этим и начали работать по новому направлению, спланировав соответствующим образом свой бюджет. Теперь, после отмены субсидий, им вновь придётся пересмотреть планы.

- Такая нестабильность ничего хорошего агарному сектору не несёт, - полагает Николай Ющенко. – А что касается господдержки закупа новой техники, то лизинг смогут позволить себе только те хозяйства, которые уже твёрдо стоят на ногах. А мелкие фермеры лизинг просто не потянут. Поэтому отмена субсидирования на гектар станет для них большой финансовой потерей, которую нечем будет компенсировать.

Назад в колхозы?

Однако спорить с Минсельхозом поздно. Понятно, что нужно готовиться жить по новым правилам. И крестьяне сходятся во мнении, что единственным выходом для мелких хозяйств является объединение в кооперативы. Осенью вступил в силу Закон РК «О сельскохозяйственной кооперации». Он даёт возможность аграриям объединять свои усилия.

- Конечно, многим реформа не нравится, - отмечает Прокоп. - Если мелкие крестьянские хозяйства раньше хоть что-то получали от государства, то сейчас окажутся в условиях, когда все субсидии могут пройти мимо них. Потому что если у тебя, скажем, 450 га земли, тебе современный посевной комплекс не по карману. Да и удобрения тоже сложно применять, потому что на эту площадь их надо 40 тонн, а в вагон как минимум 65 тонн нужно загружать. То же самое гербициды – для обработки небольшого участка покупать опрыскиватель невыгодно. Поэтому выход один - объединяться. И только это откроет перспективы получения поддержки от государства. Допустим, 10 крестьян, у каждого из которых по 450 га, создадут кооператив – у них будет больше 4 тыс. га. На эту площадь уже есть смысл покупать один современный посевной комплекс, штуки четыре высокопроизводительных комбайна и всё остальное.

Глава ТОО «Шахтёрское» признаёт, что процесс объединения будет проходить сложно, поскольку у крестьян нет желания возвращаться в колхозы. Помимо прочего, аграриям необходимо будет содержать общий штат специалистов, создать совместный парк техники и выработать прочие условия коллективного труда. Тут без разъяснительной работы со стороны местных органов власти и МСХ РК дело не пойдёт. А до начала посевной по новым правилам остаётся всего несколько месяцев.

Подводным камнем этой истории с реформированием порядка субсидирования является то, что с нынешнего года в налоговом законодательстве появились поправки, позволяющие повысить ставку налога на неиспользуемые земли сельхозназначения в 10 раз. Предполагается, что мера заставит собственников заняться обработкой тех участков, которые сейчас простаивают. А это огромные площади. В конце ноября на одном из совещаний Асылжан Мамытбеков сообщил, что из 180 млн га земель сельхозназначения в Казахстане неэффективно используется 106 млн га.

Сейчас территориальные органы земельных отношений в регионах страны проводят работу по установлению неиспользуемых участков. А с нового года начнётся применение новой меры воздействия. И многие крестьяне окажутся в такой ситуации: не имея средств для полевых работ после отмены субсидий на гектар, они рискуют получить наказание за простой земли в виде десятикратного увеличения налога.

После этого у них не останется другого выхода, кроме как отказаться от своего участка. Схема предусматривает его перевод в специальный государственный фонд для последующей продажи с молотка.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить