Канат Копбаев, Kusto Group: Государство не выполняет обязательств, мы теряем сотни миллионов долларов

Бизнесмен рассказал о том, как работает бизнес в Украине во время войны, будет ли дешеветь недвижимость, каковы проблемы в сфере казахстанских грузоперевозок и многом другом

Канат Копбаев
ФОТО: кадр из видео
Канат Копбаев

В новом выпуске Forbes Q&A главный редактор Forbes.kz Виктор Бурдин поговорил с Канатом Копбаевым - известным предпринимателем, совладелецем компании Kusto Group, занимавшим 37-ю строчку в списке богатейших бизнесменов Казахстана в 2021 году по версии Forbes Kazakhstan.

Грузоперевозки подорожали в четыре раза

По словам Каната Копбаева, из-за войны в Украине ситуация на рынке перевозок резко изменилась. Казахстанские грузы перестали отгружаться вместе с российскими, потому что в порты России перестали заходить судоходные компании.

- Судоходные линии не подпали под санкции. Это был больше моральный шаг с их стороны из-за войны в Украине. За эти два месяца ничего практически не изменилось. Ситуация до сих пор очень тяжелая, — говорит бизнесмен.

Он отметил, что одна из дочерних компаний Kusto Group, «Костанайские минералы», в марте и апреле 2021 года отгрузила порядка 40 тыс. тонн грузов. В этом же году за тот же период - всего 21 тыс. тонн. «Это падение в два раза. И пока мы не видим решения проблемы», — говорит спикер.

По его словам, сейчас компания начала отгружать небольшие объемы через каспийские порты – Актау и Курык. Но и здесь бизнес сталкивается с новыми проблемами.

- По направлению Актау - Курык на 1000% увеличилось количество заявок. То есть все казахстанские грузы, которые шли через российские порты, сейчас развернулись в сторону Каспийского моря. А там есть большие проблемы по инфраструктуре. В Баку, к примеру, вопросы с количеством паромов. Эти порты не были готовы к такому увеличению потока грузов. Понятно, что проблемы будут решаться шаг за шагом, но в это время казахстанский бизнес несет очень большие потери. А бюджет РК недополучает громадные деньги, - подчеркнул он.

Другая проблема – стоимость перевозок. По словам бизнесмена, логистика через российские порты была целесообразна и выгодна.

- Стоимость перевалки через порты Новороссийска и Петербурга, с которыми мы работали, в разы была дешевле, чем везти через Каспийское море либо китайские порты. Сегодня за отгрузку со станции Житикара в порт Поти мы платим $110 за тонну. А раньше из Новороссийска стоимость была $30 за тонну. В четыре раза подорожала перевозка только ж/д путями, - рассказывает бизнесмен.

ФОТО: кадр из видео

Война войной, а посевная по расписанию

У Kusto Group есть сельскохозяйственный бизнес в Украине. Это порядка 25 тыс. гектаров земли в Винницкой и Житомирской областях.

«У нас четыре собственных элеватора, вагонный парк, который работал до войны. Бизнес рос хорошими темпами. Сейчас наши элеваторы полностью забиты зерном и кукурузой. Мы не можем вывезти продукцию, а это на десятки миллионов долларов. Потому что не работают порты в Мариуполе, Бердянске, Одессе, - пояснил он.

Несмотря на это, жизнь продолжается. По словам Копбаева, сейчас они начинают новую посевную компанию. Объемы вынужденно сокращены, но работа идет.

- Сейчас в Украине находятся наши сотрудники – казахстанцы. Они отправили свои семьи на родину, а сами решили остаться с коллективом. Мы создали отдельный чат, где они нам докладывали каждый день о том, что живы. В феврале и марте все работы, естественно, приостанавливались. На сегодняшний день активная фаза боевых действий прошла. И мы начали работу.

По словам спикера, инфраструктура Украины разрушена очень сильно. Вся страна испытывает логистические проблемы, связанные в первую очередь с отгрузкой. «На украинских элеваторах сейчас находится до 40 млн тонн разной продукции, которая отгружалась через порты», - поясняет он.

Перспективы на этот год не радужные

«Если Украина хотя бы наполовину засеет свои территории, будет очень хорошо. Россия и Украина поставляли на рынки около 30% всех зерновых культур. Если в этом году данный объем не попадет на рынки, в странах Африки и Азии начнется голод», - говорит предприниматель.

Что касается ограничения на экспорт казахстанских зерновых, бизнесмен отметил, что по тем статданным, которые предоставляет государство, Казахстану должно хватить и на внутренний рынок, и на экспорт:

- Я считаю, что ограничение экспорта пшеницы - это не хорошо. Потому что теряют фермеры, трейдеры, водители, продавцы, покупатели. Казахстан теряет свои рынки. В этом ничего хорошего нет. По госстатистике, пшеницы должно хватить. Но можно ли верить цифрам, которые нам показывают, – вопрос.

ФОТО: кадр из видео

Куда пойдут цены?

Копбаев отметил, что Kusto Group является крупным производителем стройматериалов, цены на которые за последнее время выросли на 20-25%. Это произошло из-за роста цен на комплектующие – импортные материалы.

- Сильно растут цены на цемент внутри страны. Мы производим, например, кирпич – он подорожал из-за этого. Естественно, если дорожают стройматериалы, то и недвижимость будет расти в цене. Но в связи с тем, что в России сейчас эмбарго на экспорт продукции многих материалов, думаю, их стоимость в Казахстане должна снизиться, - пояснил он.

По словам бизнесмена, на рынке недвижимости тоже возможно снижение цены, так как многие строительные компании подняли цены на пике курса тенге к доллару. Теперь, когда курс стабилизировался, цены могут пойти вниз.

- С учетом низкого спроса на недвижимость и стабилизировавшийся курс, стоимость квадратного метра может измениться. Хотя мне кажется, что в следующем году в Алматы может оказаться дефицит квартир на первичном рынке. К примеру, крупная компания Qazaq Stroy заявляла в плане на этот год около 1 млн 600 тыс. квадратных метров строительства. Сейчас они урезали свои планы до 450 тыс. кв. м. Такая же ситуация и у других строительных компаний в РК.

По словам бизнесмена, сегодня в Алматы существует еще одна проблема в сфере недвижимости, когда строительные компании вынуждены терять свои деньги.

- С приходом нового акима Ерболата Досаева вышел указ о строительстве домов выше проспекта Абая не выше 9 этажей. Как гражданину мне нравится этот указ, но как бизнесмен я не понимаю, почему должны страдать люди, - задается вопросом спикер. – Прежний аким разрешал строительство, новый – запретил. А строительным компаниям, которые находятся в процессе строительства, устно предлагают сносить лишние этажи. А ведь это деньги, кредиты, обязательства. Почему-то об этом никто не думает.

Государство действует нелогично

Сегодня, по мнению, Копбаева, хорошо зарабатывает нефтяной бизнес из-за высокой цены на ресурс. Но, как выяснилось, у небольших компаний, таких как «КазПетролГрупп» (дочерняя организация Kusto Group), есть серьезные финансовые потери за последние пять лет.

- По контракту с государством мы должны экспортировать 80% нефти, а 20% перерабатывать внутри страны. У нас ситуация другая: нам дают отгружать на экспорт всего 20%, а 80% заставляют перерабатывать внутри страны. Мы порядка $700 млн инвестировали в этот проект в течение 10 лет. Создано колоссальное количество рабочих мест. Миллионы долларов налогов заплачены. Мы все свои обязательства перед государством выполнили. А вот государство перед нами – нет, - рассказывает спикер.

По подсчетам компании вышло, что из-за несоответствия контракта реальной ситуации компания потеряла за последние пять лет порядка $300 млн.

- В целом мы должны экспортировать 2 млн тонн. Если бы нам дали это сделать, как положено по контракту, государство получило бы миллионы долларов налогов. Мы заплатили бы НДПИ, экспортную пошлину, все в валюте. Но государство действует нелогично, заставляя нас 80% продавать внутри страны. Мы пытаемся понять, в чем логика, но пока безуспешно. Ведь в этой ситуации и мы теряем деньги, и государство тоже. При этом компании «Шеврон», Кашагана, Карачаганака экспортируют все что хотят. Заберите у них 2 млн тонн. Для них это капля в море. А маленькие казахстанские компании, экспортируя, получат средства, заплатят кучу налогов. И в итоге все деньги вернут назад в страну - мы же местная компания, - сетует собеседник.

Хотя, по словам Копбаева, раньше, во времена, так называемого старого Казахстана, с ними даже не разговаривали бы на эту тему. А сегодня, с учетом «слышащего государства», начались подвижки. На днях представители компании обратились в Минэнерго страны и написали премьер-министру РК. Об этом и многом другом - смотрите в новом выпуске Forbes Q&A на YouTube.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
47947 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить