Как «закидать яйцами» внутренний рынок

13322

Участники рынка и эксперты рассказали Forbes.kz о настоящем и будущем казахстанских птицефабрик яичного направления

Фото: agrobk.ru

Раз ниша товарного яйца свободна – надо ее занять!

С места в карьер начала работу алматинская птицефабрика «Сункар». Предприятие создавалось с нуля, начиная с февраля 2012, и к сегодняшнему дню успело стать лидером Национального бизнес-рейтинга, лучшим агропромышленным проектом СНГ, обладателем золотой медали французской ассоциации содействия национальной промышленности SEIN.

По словам директора ТОО «Алматинская птицефабрика «Сункар» Сергея Асанова, в 2012 они исследовали рынок Алматы и обнаружили в нем «окно». На душу населения в день требуется 2 яйца (здесь в расчет берутся также продукты, для производства которых необходимо куриное яйцо: хлебобулочные изделия, майонез и т.д.), однако в южной столице производилось тогда 1,8 яйца в день. Раз ниша свободна, то почему бы ее не занять?

– В начале работы мы привлекли свои средства и взяли 577 млн тенге в кредит (на первом этапе в проект было вложено 1,5 млрд тенге. – F). Нам помог Фонд развития предпринимательства «Даму»: мы использовали их гарантию на сумму 287 млн тенге в качестве частичного залога по кредиту плюс снижение ставки до 7%. У них есть программа по гарантированию и субсидированию кредитов «Дорожная карта бизнеса 2020», – рассказал Асанов.

В конце 2012 - начале 2013 в голой степи в Жамбылском районе Алматинской области «Сункар» построил 4 тыс. кв. м производственных площадей (4 взрослых птичника и 1 молодняковый цех). К птицефабрике пришлось тянуть ЛЭП протяженностью 18 км, более 3 км линии газотрубопровода, устанавливать шкафные газорегуляторные пункты, рассчитанные на 10 тыс. кв. м теплиц и отапливаемых площадей. В инфраструктуру было вложено 69,5 млн тенге.

Ближайший населенный пункт расположен от фабрики на расстоянии 3 км, от «Сункара» до Северного кольца Алматы ехать 60 км. «Уединенное» место было выбрано не случайно. Во-первых, это позволяет птице не дышать выбросами большого города и промышленных предприятий. Во-вторых, если вдруг на других фабриках начнется эпидемия, то до «Сункара», как надеется Сергей Асанов, болезнь не доберется.

– В 2013 мы произвели 9 млн штук яиц, в этом году собираемся реализовать 64 млн, в следующем объем будет в пределах 75 млн, возможно, и под 80 млн, – поделился планами глава птицефабрики, - говорит предприниматель. (Отметим в скобках: когда «Сункар» достигнет максимальной производительности 300–350 тыс. яиц ежедневно, то будет занимать 18–20% рынка алматинского региона).

В этом году «Сункар» собирается построить еще 2 взрослых и 1 молодняковый цех. На стадии ввода в эксплуатацию сейчас находится кормозавод, для которого производители яйца купили китайское оборудование.

Главное в яйцах – качество

– Мы используем казахстанское сырье: пшеницу, ячмень, подсолнечниковые сорта, исключения составляют отдельные ингредиенты, которые берем на российском рынке, - говорит Асанов. -  Главная проблема нашего производства – это стоимость кормовых ингредиентов, особенно ценных для нас пшеницы и ячменя, которые составляют основу рациона птицы. Сейчас это очень дорогие компоненты: пшеница стоит 44-46 тенге за кг, есть уже даже предложения по 49 тенге за кг. 80% всех затрат на производство – это корма. Поэтому чем дороже корма, тем нам тяжелее.

Между тем, «сункаровская» продукция (одно яйцо реализуется за 13,5 тенге) вполне выдерживает конкуренцию на рынке алматинского региона, куда «стекаются» яйца других алматинских птицефабрик, а также фабрик Павлодара, Караганды, Костаная и России.

– В России производство яиц субсидируется. Но и в Казахстане тоже помогают: за каждое реализованное яйцо нам государство платит 2,6 тенге. Без субсидий мы не сможем выживать, потому что корма дорогие, - считает Сергей Асанов.

Он вообще не видит проблем с конкуренцией со странами Таможенного союза или выходом на рынок северного соседа. Говорит, что главное в этом деле – качество, а у «Сункара» оно есть.

– Птица, с которой мы работаем, выведена в Голландии, но цыплят мы получаем из России. Она работает с той же самой кросс-породой, что и мы, то есть мы не уступаем им в качестве, - уверен глава казахстанского предприятия.

Асанов считает, что качество поможет им выжить и тогда, когда Казахстан войдет в ВТО.

- Будет или не будет государство нам помогать, когда мы вступим в ВТО, мы не знаем, хотя условия для всех стран должны быть равными. Но в то же самое время у нас (участников ВТО. – F) и стоимость кормов будет одинаковая. Сейчас их покупаем только в Казахстане, а потом беспрепятственно сможем покупать и в других странах. Мы рассчитываем, что спокойно сможем конкурировать, – сказал Сергей Асанов.

«Саркан Кус» конкуренции не боится

Другие участники программ поддержки предпринимательства фонда «Даму», работающие на «яичном» рынке, тоже не боятся конкуренции (по крайней мере, на внутреннем рынке) и развивают свое производство.

Алтынкан Мукатаева, глава КХ «Саркан Кус» (Саркандский район Алматинской области), рассказала, что в августе 2013, когда открылось крестьянское хозяйство, они держали 3 тыс. кур. Сейчас в «Саркан Кус» 40 тыс. несушек, к концу года эту цифру Алтынкан хочет довести до 100 тыс. за счет покупки молодняка.

– Чтобы выпускать больше яиц, нам нужно оборудование. Мы решили его купить в Китае. Взяли в банке кредит на три года - 20 млн тенге под 14%, из них 7% будет оплачивать «Даму», а также мы получили гарантию фонда "Даму" в качестве частичного залога по кредиту, – объяснила Мукатаева.

Если планы Алтынкан Мукатаевой воплотятся в жизнь, то в год КХ «Саркан Кус» будет производить более 30 млн штук в год (сейчас производит 13,5 млн). Насчет продаж глава хозяйства не переживает: яйца в среднем по 15-16 тенге за штуку влёт уходят в Алматы, Усть-Каменогорске и в самом Саркандском районе, где расположено новое производство.

Следующий этап развития – переработка яйца в порошок

Ербол Есенеев, секретарь секретариата Комитета пищевой промышленности при Национальной палате предпринимателей, как и участники рынка, с оптимизмом смотрит на будущее птицефабрик яичного направления.

– Летом, когда яйца много, Казахстан на 100% обеспечивает себя этим продуктом, зимой обеспеченность собственным товарным яйцом снижается до 80%. В этот период в страну из Китая идет большой объем переработанного яичного порошка, потому что, например, в производстве те же кондитеры используют именно его, – рассказал Есенеев.

По его словам, в цене китайский яичный порошок выигрывает в сравнении с казахстанским. Технология производства порошка у нас в стране находится на уровне советских времен, поэтому себестоимость очень высокая.

- Мы видим, что в этой отрасли следующим этапом развития будет именно увеличение промышленной переработки яйца, - считает Ербол Есенеев.

Яйцо – скоропортящийся продукт, поэтому завозить его смысла нет и не будет, даже когда мы вступим в ВТО. Та же Россия не конкурентна по ценам на нашем рынке, лишь небольшой объем яиц заходит оттуда в приграничные регионы Казахстана. А по качеству наши производители могут дать форму любым «залетным молодцам».

- У нас есть много производителей, которые за качеством тщательно следят. Например, ТОО «Казгер-Кус» делает яйцо очень хорошего качества. Я был приятно удивлен, когда узнал, что в «Казгер-Кус» покупали пшеницу самого высокого качества с содержанием клейковины 20-30%, которая пользуется большим спросом у переработчиков. Они готовы были покупать эту достаточно дорогую пшеницу, чтобы не ухудшить качество производимого яйца, - отметил эксперт.

Он говорит, что среди отечественных птицефабрик яичного направления существует жесткая конкуренция, поэтому экономить на качестве и терять клиентов никто не хочет.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить