Как в Казахстане делают бизнес не ради прибыли

Социальное предпринимательство становится всё популярней среди казахстанцев

Фото: архив пресс-службы

В 2013 в Казахстане стартовал проект I-SEED - партнёрская программа Британского совета и компании «Шеврон», нацеленная на оказание поддержки социально активной молодежи в Казахстане и создание условий для устойчивого решения общественных проблем через продвижение социального предпринимательства. Мы побеседовали с менеджером этого проекта, Гульмирой Рымбаевой, которая рассказала, зачем бизнесмены делают деньги и не тратят их на себя.

Добро как бизнес-модель

F: Гульмира, расскажите, пожалуйста, что входит в понятие социального предпринимательства?

- Это — бизнес, основной целью которого является улучшение жизни людей, общества или решение социальных, в том числе экологических проблем. Прибыль от коммерческой деятельности таких предприятий уходит не владельцам, а на решение проблем. Модель такого бизнеса должна быть настолько простой и понятной, что может быть тиражируема в масштабах страны. Ну и она должна обладать признаками инновационности.  Это — отличия от классического бизнеса и НПО.

F: Социальным может быть какой угодно бизнес?

- Да, во всём мире есть примеры социальных предприятий, которые работают в абсолютно разных сферах — в образовании, здравоохранении, сфере услуг и т. д.

F: А в Казахстане какие примеры вам известны?

- Например, одно из социальных предприятий выпускает биопакеты, которые разлагаются в течение короткого промежутка времени. Так компания решает экологическую проблему загрязнения природы полиэтиленовыми пакетами, разлагающимися 500 лет.

В Астане работает молодое предприятие Education for All. Это - центр, в котором платно обучаются «обычные» дети, а ребята с особыми потребностями — бесплатно. Там детки не просто обучаются, но интегрируются в социум, общаются со сверстниками, чувствуют себя частью общества.

В Атырау действует предприятие, которое занимается сбором и переработкой пластикового мусора. По всему городу они устанавливают контейнеры для разделения отходов. У них уже есть завод, перерабатывающий пластик. В ближайшее время там из него будут изготавливать кровельную черепицу.

И таких примеров – масса.

F: В независимом Казахстане история предпринимательства короткая. А социального бизнеса, наверное, еще короче?

- Да, но в мире социальное предпринимательство известно с древних времен. Есть давние примеры и в Казахстане. Просто не всегда и не все знали, что тот или иной бизнес — социальный. В Караганде, например, давно работает частный медицинский центр, известный сильными врачами. До обеда они бесплатно принимают детей из социально уязвимых семей, а после обеда предоставляют платные услуги. Но руководитель этой клиники никогда не называл себя социальным предпринимателем.

F: Тогда где грань между классическим бизнесменом, который занимается благотворительностью, и социальным предпринимателем?

- Вообще не существует общепринятого чёткого определения социального предпринимательства. В разных странах в это понятия вкладывают свой смысл. Я рассказала о модели, больше принятой в Великобритании.

F: Если социальный предприниматель не кладёт прибыль в свой карман, то как ему кормить свои семьи, сотрудников?

- Согласно социальной бизнес-модели, в идеале такое предприятие должно быть самоокупаемым, оплачивать все обязательные платежи и зарплаты, а оставшиеся свободные деньги тратить на решение социальных проблем.

Социальные предприятия, в зависимости от формы собственности, также могут подавать заявки на получение различных грантов от донорских организаций или государства. Но в идеале они не должны зависеть от этих денег, иначе с окончанием гранта может закончиться и бизнес.

F: Социальный бизнес вести сложнее?

- Тут нельзя ответить однозначно. С одной стороны, сложнее, ведь прибыль тратится на решение какой-то задачи. С другой стороны, люди сейчас стали социально активными, и если они узнают о таком предприятии, то становятся его лояльными клиентами.

Например, в Великобритании принят Социальный акт, согласно которому предприятия, в первую очередь государственные, при выборе поставщика должны в первую очередь обращать внимание на то, каков социальный эффект от его деятельности. Даже когда парламент Великобритании закупает воду, там смотрят: является ли поставщик социальным предприятием. Если да, то он будет в приоритете.

F: В Казахстане так не принято?

- Есть отдельные примеры, в том числе в Британском совете. Например, когда мы объявляем тендер и выбираем поставщика, то тоже смотрим, каков социальный эффект от нашего потенциального партнера. Сегодня в нашем списке несколько поставщиков - социальных компаний. У одних мы заказываем брендированные материалы – сумки, ручки и т.д. Другая компания занимается кейтерингом и организует для наших мероприятий кофе-брейки, ланчи и т.д.

Гульмира Рымбаева
Фото: архив пресс-службы
Гульмира Рымбаева

Молодёжь у руля

F: Как Британский совет работает в популяризации социального предпринимательства?

- Сегодня социальные предприниматели говорят о том, что им не хватает знаний и навыков, чтобы сделать бизнес более устойчивым, ведь им надо вступать в конкуренцию с обычным бизнесом. Кроме того, подрастает новое поколение казахстанцев, которые хотели бы вести такой бизнес, но не знают, как.

Потому в 2013 в партнерстве с компанией «Шеврон» мы запустили проект I-SEED. Уже шестой год мы обучаем молодёжь в возрасте 12-29 лет основам социального предпринимательства. Проект реализуется в Астане и Алматы, а с 2017 его запустили в Атырау.

Основная цель проекта — образовательная. К нам приходят не действующие предприниматели, а будущие, чтобы мы могли дать им инструменты, знания и навыки, которые завтра помогут им быть конкурентоспособными на рынке труда. Они обретают умение найти и реализовать идею, разработать бизнес-план, коммуникативные навыки, умение презентовать свою идею, находить инвесторов.

F: А не эффективней было бы обучать действующих предпринимателей? Они всё-таки уже, как говорится, понюхали пороху.

- Один из наших приоритетов – это работа с молодёжью. Потому что это отвечает сегодняшним приоритетам государства. Молодёжь – наше будущее, и мы хотим, чтобы она была конкурентоспособной на рынке труда. Весь процесс обучения мы выстраиваем так, чтобы он помог им завтра, когда они выйдут на рынок труда, доказать и показать, что они лучше, что у них уже есть опыт, знания и навыки, которые они смогут использовать, став социальным предпринимателем.

А действующих социальных предпринимателей мы приглашаем как экспертов и менторов. Они делятся своими историями и опытом, рассказывают о трудностях и как их решать, дают советы участникам проекта, раскрывают детали.

У действующих бизнесменов имеется гораздо больше возможностей для личностного роста. На наших курсах им лучше делиться опытом и указывать на ошибки, чтобы их не совершала молодёжь.

F: Сколько молодых людей вы уже обучили?

- Более 2 тыс. человек

F: Многие создали свой бизнес?

- Конечно, нам интересно знать, какой эффект дает наш проект, как он повлиял на выпускников, помог ли он начать свое дело. По нашим оценкам, около 12% выпускников создали свой бизнес.

Одна из миссий проекта - чтобы ученики использовали свои знания и навыки на практике. Поэтому мы даём возможность нашим участникам в рамках проекта реализовать свои собственные краткосрочные социальные проекты, чтобы они «вживую» видели проблему, искали пути её решения, чтобы развивали свои коммуникативные способности, учились найти ресурсы и доводить дело до конца.

F: Каковы ваши дальнейшие планы в этом направлении?

- Надеемся, что проект продолжится. С учётом опыта и отзывов, мы регулярно вносим в него коррективы.

Также хочу отметить, что с сентября этого года обязательным предметом для старшеклассников и факультативом для учеников колледжей страны станет курс основ предпринимательства. Конечно же, тут встает вопрос о подготовке кадров. Поэтому мы решили: для нас важно в рамках проекта подготовить менторов. Мы рассчитываем, что тот опыт, который мы получили в рамках проекта, будем передавать нашим учителям.

Не только брать, но и отдавать

F: Гульмира, как наше государство вовлечено в развитие социального предпринимательства?

- Это понятие не прописано в законодательстве, причём не только в Казахстане, но и во многих странах мира. Сейчас говорить о какой-то целевой поддержке социального бизнеса государством мы не можем. Ведь это новый тренд, и правительство только начало обращать на него внимание и интересоваться этим. Сейчас такой бизнес больше изучается на государственном уровне.

Хотя сегодня социальные предприятия уже могут рассчитывать на поддержку государства в виде грантов. Но, как я говорила, это не должно быть для них приоритетным путём.

F: А в целом насколько такой вид бизнеса хорош для решения социальных проблем?

- На мой взгляд, сегодня это один из основных инструментов на пути к счастливому обществу. Например, сотрудники НПО постоянно сталкиваются с недостаточностью финансирования. Как только у них заканчиваются выделенные кем-то деньги, так сразу прекращаются работы по какой-то социальной проблеме. А социальное предпринимательство — устойчивый инструмент, при условии, что оно имеет прибыль.

F: Почему такой бизнес стал активно развиваться именно сейчас? Возникло больше социальных проблем? Или люди стали ответственнее?

- Думаю, социальные проблемы существовали всегда. Просто сегодня менталитет людей меняется, многие хотят вернуть обществу часть того, что получили – свое время, знания, навыки, деньги. Люди стали понимать, что не только государство должно решать социальные проблемы.

F: Что нужно нашей стране, чтобы этим «болели» как можно больше казахстанцев, чтобы социальное предпринимательство было таким же массовым, как на Западе?

- Нужно время. На Западе это явление развивалось не десять и не двадцать лет.

Нужно, чтобы поменялся менталитет людей и подход государства. Заинтересованным сторонам нужно встречаться, объединяться. Считаю, СМИ должны больше говорить о том, какие экономические и социальные выгоды даёт такой бизнес. Чем больше людей об этом узнают, тем большее распространение получит социальное предпринимательство.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5955 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
22 октября родились
Бауыржан Урынбасаров
вице-президент АО "Национальная компания "Қазақстан темір жолы"
Нуржами Алтынсака
советник председателя правления АО «Жилстройсбербанк Казахстана»
Самые интересные материалы сайта у тебя на почте!
Подпишись на рассылку
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить