Как совладелец Chocofamily развивает многомилионные стартапы за рубежом

19456

Известный казахстанский предприниматель и венчурный инвестор Мурат Абдрахманов рассказал обозревателю Forbes.kz, как казахстанские стартапы могут быть успешными в развитых странах, откуда берутся прорывные проекты в нашей стране и сколько нужно вложить денег в перспективные бизнес-идеи

Мурат Абрахманов
Фото: архив Мурата Абдрахманова
Мурат Абрахманов

История Мурата Абдрахманова во многом показательна. Окончив технический вуз по специальности инженер связи, получив дополнительное образование в Германии и США, он на протяжении многих лет работал на руководящих постах в телекоммуникационных предприятиях и нефтегазовых компаниях, отвечая в первую очередь за информационные технологии. При этом параллельно развивал и собственный бизнес - сети стоматологических клиник Dent Lux и медицинских центров Medical Park, а также телекоммуникационную компанию ASTEL. Со временем, поняв, что в традиционных сферах бизнеса можно добиться успеха, но при этом всё равно в какой-то момент упереться в потолок, Мурат решил пойти другим путём – развивать проекты, которые не будут ограничены Казахстаном, а значит - с безграничными возможностями. Сегодня Мурат Абрахманов – один из крупнейших венчурных инвесторов в стране или, как говорят на Западе, бизнес-ангел. Меценат-инвестор, который даёт возможность прорывным проектам развиваться и выходить на глобальные рынки.

Раньше слово «стартап» было едва ли не ругательным

F: Мурат, вы по-прежнему стараетесь делать упор на стартапы и инвестиции, а не развитие собственных проектов?

- Текущий бизнес никуда не делся. Он работает и приносит прибыль. Просто нужно идти дальше. Нужно учитывать, что у нас рынок ограничен – участие государства в экономике оценивается в 60% и не так много мест, где можно активно расти. Но такие ниши есть, особенно в области интернет-технологий. Этот бизнес легко масштабируется, с ним легко можно переходить границы и делать его глобальным. Собственно, я перед собой такую задачу и ставлю – выходить за рамки Казахстана. С моей точки зрения, основные драйверы роста находятся за пределами страны. Стратегия такова, чтобы использовать Казахстан как пилотную площадку, держать здесь центр разработок, тестировать модель, отрабатывать её и переносить на внешние рынки.

F: Какие тенденции прослеживаются на рынке стартапов и технологий в Казахстане?

- Ещё несколько лет назад слово «стартап» было если не ругательным, так пренебрежительным. Потому что стартапы проектировали в основном вчерашние студенты-энтузиасты - ребята, которые не имеют опыта в построении бизнеса. Сегодня созданием новых проектов занимаются уже опытные молодые люди. За плечами у них серьезное образование, а также опыт работы в крупных компаниях, в том числе зарубежных. Средний возраст - 28-32 года. Они уже осознано идут на создание собственного бизнеса, являясь экспертами в своей отрасли. Мне это очень импонирует.

F: То есть тенденция по возврату «утечки мозгов» сохраняется?

- Казахстан остаётся страной больших возможностей. Наши минусы также являются и нашими плюсами. Ни для кого не секрет – пробиться в той же Кремниевой долине непросто, уровень конкуренции зашкаливает. Бизнес - это всегда связи и возможности. И если с талантами и идеями у ребят все отлично, то со связями все сложнее. У нас им легче и проще, они здесь очень востребованы. Рынок ещё далеко не занят. Можно вырасти в условиях, где конкуренция ниже, и затем уже спокойно выходить на более высокий уровень. Нарастив мускулы, деньги, акционеров, а самое главное - товар и сильную команду, двигаться дальше. Главное, что эта стратегия работает.

Пробиться на западные рынки легче, чем казалось

F: Что из последних проектов заинтересовало вас в большей степени?

- Мы занимались в этом году HR-ботом. Это проект, связанный с автоматизацией деятельности и управлением кадрами, это робот, который работает через приложение whatsapp и подбирает кадры, что особенно актуально для компаний, имеющих большой объём линейного персонала: ретейлеры, банки, крупные производственные и строительные компании. Наш проект первым в СНГ получил бизнес-аккаунт в whatsapp, что было отмечено зарубежными СМИ. Этот проект работает с крупными международными компаниями, например, с Coca-Cola, «Технодомом», Альфа-Банком, Kelly Services и так далее. Мы провели «пилот» для немецкой рекрутинговой компании. Сервис крайне востребован. У нас есть планы по развитию этой компании, чтобы она до конца года подготовилась к выходу на западные рынки. Удивительно, но в Европе такого сервиса ещё нет. Поскольку этот робот работает через мессенджер, то он легко адаптируется под любой язык.

F: Какие из проектов, в которые вы вошли, вы можете отметить?

- Orion M2M – компания, которая является разработчиком и производителем оборудования интернет-вещей, сеть нового поколения. Если в начале компания развивалась и было не совсем понятно, как всё это будет происходить, сегодня многие вещи уже стали очевидными. Компания растёт бурными темпами уже третий год – 10-кратный ежегодный рост. Если в 2016 у нас объём продаж был около $10 тыс., в 2017 – $100 тыс., в 2018 – $1 млн, то в этом году планируем объём продаж на $13 млн. Я сказал ребятам, чтобы на следующий год планировали $100 млн, но они не слишком уверены в этой цифре (смеётся). Понятно, что компания просто физически не в состоянии так быстро расти, так что, я думаю, в следующем году объём будет в районе $50-60 млн.

Фото: архив Мурата Абдрахманова

Эта компания активно работает в России. Недавно мы провели пилотный запуск по управлению уличным освещением в Ульяновской области. Ещё в нескольких регионах запущены пилотные проекты и, думаю, уже скоро мы будем поставлять туда свою продукцию. Активно работаем на Украине. Вышли на рынок Польши. Планируем открыть свое производство в Евросоюзе, которое будет отвечать требованиям ЕС - сейчас находимся в процессе получения европейских сертификатов.

Удивительно, но мы посмотрели, откуда идут наибольшие запросы на нашу продукцию, и увидели, что в первую очередь это Западная Европа. Первоначально мы делали упор на развивающиеся страны, например Юго-Восточной Азии и СНГ, а теперь видим, что уровень автоматизации там не очень высокий, поэтому наши технологии и продукция там пока ещё не так востребованы, как хотелось бы. Западная Европа, Великобритания, США и Канада, Австралия и Новая Зеландия проявляют к нам гораздо больший интерес, хотя ещё 5-10 лет назад казалось, что туда пробиться нереально. Мы производим продукт высокого качества за невысокую цену. Причём иногда производим совершенно уникальные вещи. Например, наш продукт по управлению уличным освещением в стандарте LoRaWAN. Мы его стали демонстрировать на других рынках, в частности, на Всемирной выставке электроники в Лас-Вегасе или на Всемирной выставке в Вене, где выяснилось, что кроме нас такого оборудования в мире никто не производит. Мы пока единственные.

Для достижения 10-кратного роста приходится вкладывать дополнительные деньги

F: Сколько вы вложили в свои проекты за последние пять лет?

- Около $10 млн. Это не так много, как кажется. Не всегда вся сумма вкладывается на старте проекта, иногда приходится дофинансировать. Вкладываю деньги из текущего бизнеса, происходит некая диверсификация.

F: Сразу ли вы готовы вложить в перспективный проект крупную сумму денег?

- Это зависит от проекта. Если он крупный и уже состоялся, как это было с Chocofamily, нужны крупные инвестиции. Все зависит от потребностей самой компании. А вопрос, сколько вкладывать и насколько это рискованно или нет, решается отдельно в каждом случае. Часто разработчикам не хватает административного опыта, опыта управления, опыта решения каких-либо юридических вопросов. Именно в этих случаях я и прихожу им на помощь. Большинство стартаперов ищет не просто деньги, но и smart money, чтобы инвестор помогал советом, экспертизой, опытом.

F: Проекты, в которые вы инвестировали несколько лет назад, например, Orion или Choco, уже начали приносить прибыль?

- Эти проекты рассчитаны на стремительный рост, а он требует финансирования. Если взять конкретную область или рынок, то они в ней безусловно рентабельны. Все инвестиции уходят на расширение - как «продуктовое», так и географическое. Бывает, что собственных денег не хватает и приходится доинвестировать. Чтобы обеспечить 10-кратный рост компании, её необходимо финансировать. Мы в этом заинтересованы.

F: Чего, по вашему мнению, не хватает Казахстану для бурного развития этой индустрии?

- Думаю, многие бизнесмены с этим согласятся - не хватает квалифицированных кадров, в особенности по управлению и маркетингу. Кажется, что у нас достаточное количество университетов, которые ежегодно выпускают огромное количество специалистов, но качественного персонала не хватает. Выпускники не всегда пригодны для рынков. Ситуация меняется, тех же компетентных программистов становится всё больше, но специалистов по маркетингу или управлению как не было, так и нет. И для меня это удивительно.

F: Есть проекты, в которых вы только готовитесь принять участие?

- Конечно. Например, проект Nommi Алёны Ткаченко. Это талантливые ребята с амбициями по развитию проекта по всему миру. У них большой потенциал глобальных продаж, не ограниченных Казахстаном. Сама отрасль близка с телекоммуникациями - это то, чем я всю жизнь занимался и что мне очень близко.

F: На каких рынках вы готовы искать стартапы и вкладываться?

- Помимо Казахстана мы уделяем внимание рынку Украины и России. В других странах слишком развита венчурная инфраструктура. На Украине есть некоторый недостаток венчурного финансирования, но при этом уровень компаний, разработчиков очень высокий, компетентный.  

Для примера - проект Genesis, в котором я также участвую. Это интернет-компания на Украине, которая продвигает свою продукцию в 12 странах Африки, Азии, США и Европы. Это будущий украинский «единорог», одна из самых ярких и талантливых компаний в области IT. Их проект Jiji – классифайд, который сместил с рынка в нескольких странах OLX. Или ButterMe - мобильное приложение для фитнеса, №2 на рынке фитнес-приложений США. Они совершили невероятный успех: через платную подписку за месяц уже собирается около $13 млн. Американские венчурные фонды обратили на них внимание и начинают подкрадываться. Я горд, что являюсь акционером такой компании.

Chocofamily – это также один из крупных наших проектов, который показывает стабильный рост и имеет большие перспективы по дальнейшему развитию. Это одна из лучших моих инвестиций.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить