Как из одной кофейни в Нур-Султане развилась целая сеть по всему Казахстану

35703

Первая кофейня Zebra Coffee открылась в 2018 году, а сегодня их число достигло 40 по всей стране

Кофейня в Кокшетау, 2021 год
Кофейня в Кокшетау, 2021 год

Маленький шаг в большое будущее

Любовь к кофе у Ержана Тастамбекова, основателя сети кофеен Zebra Coffee, случилась еще 10 лет назад, во время его учебы в США. Вернувшись из Штатов, Ержан открыл свой бизнес, связанный с развитием электронных платежей. Но привычка начинать свой день с покупки ароматного напитка натолкнула на смену своей сферы деятельности.

Основатель сети кофеен Zebra Coffee Ержан Тастамбеков
Основатель сети кофеен Zebra Coffee Ержан Тастамбеков

- Мне не хватало в Нур-Султане кофейни, которая могла бы совмещать в себе экспресс-формат быстрого и профессионального приготовления, а также была удобна для автолюбителей, - начал свой рассказ Ержан Тастамбеков.

Идея создания собственной кофейни возникла в 2017-м, а 1 декабря 2018 в Нур-Султане уже состоялось торжественное открытие первой кофейни-павильона экспресс-формата Zebra Coffee. Первоначальные инвестиции в открытие кофейни размером в 12 кв. метров составили 7 млн тенге. Подготовка длилась несколько месяцев – важно было продумать все качественно и до мелочей: дизайн, меню, технологические карты. Также нужно было определиться с оборудованием, выйти на поставщиков зернового кофе, молока и, конечно, грамотно подобрать сотрудников.

Первая кофейня в день открытия - 1 декабря 2018 год
ФОТО: ©
Первая кофейня в день открытия - 1 декабря 2018 год

Уже в мае 2019 года Ержан вместе с командой открыли вторую кофейню, а сейчас их сеть представлена в 16 регионах Казахстана и Кыргызстане.

«Полосатый» кофе

Словосочетание «Zebra coffee» в названии появилось не случайно. Ержан говорит, что еще с момента зарождения идеи об открытии кофейни, хотелось подобрать такое название для бренда, чтобы основной упор был сделан не на слове «кофе».

- Когда пришла идея Zebra Coffee, мы поняли: да, это то самое экзотическое название, которое будет необычным для нашего менталитета. Куда поедем? В Zebra Coffee! Кроме того, под это название удалось подобрать оригинальный дизайн: черно-белый, с дополнением фирменного цвета – бирюзового, и полностью отойти от коричневых тонов. Черный - кофе, белое – молоко, черно-белые полосы жизни - Zebra Coffee не будет требовать дополнительного перевода при выходе на рынок других стран. Если мы когда-то решим активно идти на международный рынок, то смело сохраним название, - объясняет Ержан.

«Улыбка гостя – лучшая награда»

Средний объем продаж в одной кофейне - около 200 стаканов кофе в день. По данным анкетирования, 80% посетителей – это постоянные гости. В Нур-Султане и вовсе 90%, то есть 9 из 10 посетителей кофейни покупают продукцию компании не в первый раз, а большинство посещают кофейню ежедневно.

Столь высокую возвратность Ержан объясняет тем, что еще при запуске бизнеса основной акцент был сделан на качестве продукта и его профессиональном приготовлении.

- Все наши сотрудники, прежде чем приступить к работе, проходят обучение, будь то бариста, кассир или администратор. Мы регулярно повышаем квалификацию наших сотрудников, проводим тренинги и конференции по сохранению качества кофе. Кофе – это капризный продукт, который проходит множество этапов от сбора зерна до напитка, и если на каком-то этапе происходит сбой, то на выходе потребитель не получит «то самое» качество. Но дело не только во вкусе, - считает Ержан Тастамбеков.

Команда Zebra Coffee
Команда Zebra Coffee

Сервис играет одну из главных ролей в повышении лояльности. А обратная связь и улыбки гостей были и остаются самой лучшей наградой и стимулом двигаться дальше.

- Наши кассиры и бариста работают по определенному чек-листу, но также они должны найти индивидуальный подход к каждому гостю, - объяснил Ержан Тастанбеков. - Каждый сотрудник должен обладать знаниями и рассказать о кофейных напитках и технологию их приготовления, предложить попробовать что-то новое, да и просто спросить, как прошел день у гостя. Таким образом гость отвлекается от своих дел и полностью концентрируется на кофе. Исходя из этого, гость возвращается к нам не только чтобы приобрести кофе повторно, но и получить эмоции и гостеприимность, которую мы проявляем к каждому гостю.

Для меня важным приоритетом в развитии было предоставление описания кофейных напитков так, чтобы наш гость смог попробовать как можно больше напитков, расширяя свой кругозор и повышая кофейню культуру. Это уже дало свои плоды: многие, кто пили латте переходили на капучино, американо и эспрессо, то есть имеется своеобразная кофейная эволюция пития, - добавил вледелец сети кофеен. 

Удобное расположение – еще один критерий успеха кофейни. Ержан говорит, что никогда не рассматривал локации, где сформирован узкий круг людей, которые покупают кофе импульсивно или из-за безальтернативности. Поэтому все кофейни сети Zebra Coffee расположены таким образом, чтобы каждая покупка была целенаправленной.

Одна из кофеен в Нур-Султане
Одна из кофеен в Нур-Султане

Для приготовления фирменных напитков здесь не используют сиропы, которые перебивают вкус кофе. В качестве добавок используют натуральные фруктово-ягодные экстракты, которые не содержат сахара и отлично раскрывают вкус кофейных напитков. Ержан отмечает, что такой подход особенно важен для тех, кто придерживается здорового образа жизни, питания или соблюдает диету. По желанию этот экстракт можно добавить в любой из напитков, в ассортименте также имеется большой выбор растительного молока, которое гость выбирает по своему вкусу.

К кофе предлагают перекусы и десерты, поставщики которых проходят тщательный отбор на качество, а у ингредиентов - натуральный состав.

- Даже при выборе сопутствующих товаров мы следим за модными тенденциями, у нас всегда в ассортименте есть продукты, которые особенно популярны у потребителей в конкретный период, – говорит Ержан Тастамбеков

Все сопутствующие товары к кофе и молоко покупаются у казахстанских производителей, таким образом доля местного содержания в продукции Zebra Coffee составляет до 75%.

Из 40 в 80

В данный момент идет открытие еще шести кофеен в разных городах Казахстана. Ержан Тастамбеков говорит, что до конца 2021 года будет действовать 40 точек. Большинство из них открыты по франшизе, которую Ержан вместе с командой запустили в период пандемии.

 - Мы приняли решение масштабироваться с помощью франшизы, так как на нее был спрос, причем появился он спустя полгода с момента открытия нашей первой кофейни. Мы понимали, что самостоятельно открывать десятки павильонов в регионах и при этом не потерять качество – невозможно, - объясняет Ержан Тастамбеков.

Работа по упаковке франчайзингового пакета велась несколько месяцев: графический дизайнер оформлял требования по упаковке, шеф-бариста создавал углубленную технологическую карту, бухгалтер – финансовую составляющую. Все наработки, которые велись больше года, были собраны в единый брендбук. И в августе 2020 были запущены первые франчайзинговые кофейни в Кызылорде и Экибастузе. К концу года появилось еще 13 заведений в 7 регионах Казахстана.

В 2022 году планируется открыть еще 40 кофеен, тем самым увеличив общее число до 80. Основной упор будет сделан на регионы. Но так как уже практически во всех крупных городах работает как минимум по одной кофейне, цель для франчайзи - открыть по три кофейни в каждом регионе, а в крупных городах и того больше.

- С нашими партнерами мы заключаем договор на открытие не более трех кофеен. Причем они не могут быть открыты одновременно. Между открытием первой и второй кофейни должно пройти минимум три месяца. Почему? Для партнера это новый бизнес, ему нужно оптимизировать поставки, наладить логистику, собрать команду, уладить все финансовые вопросы. Эти цели достигаются как раз за три месяца, и тогда уже можно открывать вторую кофейню, - объясняет Ержан Тастамбеков.

Стать владельцем франшизы не так-то просто, говорит основатель бренда. Основные требование к франчайзи – отсутствие другого вида бизнеса и постоянное проживание в городе открытия кофейни. Кофейный бизнес должен стать основным направлением у партнёра, чтобы тот был максимально сконцентрирован на нем. Кроме прочего, запрещено открытие кофейни на деньги инвесторов и в паре с кем-либо: одна кофейня – один партнер. Стать партнером могут и сотрудники компании в городе Нур-Султане. Работникам, проявившим свою активность и профессиональные качества, предоставляют возможность открытия собственной кофейни по бесплатной франшизе.

- Сотрудник, который получает такую возможность, как правило, проходит все этапы работы – от кассира до руководителя кофейни, а значит, хорошо знает этот бизнес изнутри. Как правило, проявив себя в деле, только лучшие сотрудники получают такую возможность. Для нас такой партнер - гарант сохранения качества во всех направлениях ведения бизнеса.

Продажа франшизы остановлена еще в начале 2021 года, так как уже была продана или забронирована партнерами во всех регионах Казахстана. Так как мы сосредоточены на развитии партнерских отношений, наша цель - качественная реализация кофеен в регионах и поддержка партнеров на всех этапах ведения бизнеса, - объясняет Ержан Тастамбеков.

Франшиза Zebra Coffee пользуется спросом и за рубежом. Кофейни казахстанского бренда уже представлены в Кыргызстане. Но на вопрос о том, в каких еще странах может появиться эта сеть в ближайшее время, Ержан с улыбкой отвечает, что пока в планах освоение именно местного рынка. Но при этом бизнесмен не исключает возможности очередного выхода на рынок ближнего зарубежья уже в 2023 году.

- Мы подали патент на название бренда в других странах ближнего зарубежья, и этот процесс занимает до полутора лет. Мы его получим в 2022 году и, возможно, пойдем дальше на международный рынок в 2023 году. Но в данный момент мы не преследуем цели идти за рубеж, потому что еще в самом Казахстане потенциал кофейной культуры велик.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить