Как развить советский бренд

10884

Дефицит советского времени Dzintars осваивает западный рынок органической косметики премиум-класса

Илья Герчиков, бессменный директор известной на весь Советский Союз парфюмерной фабрики Dzintars c 1974 года, родился в Белоруссии, но после получения высшего образования по специальности «инженер-механик» в Ленинградском технологическом институте попал на сахарный завод в латвийский город Лиепаю. Поехал он туда главным образом из-за квартиры, которую ему пообещали, но на самом деле дали только через три года.

На лиепайском заводе он прошел все производственные ступени: работал и начальником смены, и главным механиком, и главным инженером, а затем стал директором завода. А через несколько лет под его руководством в Лиепае был построен первый в СССР завод растворимого кофе. Построили его за неправдоподобно короткие сроки – всего за семь месяцев.

Время было тогда такое, что в стране ничего не хватало, по всему Союзу один за другим запускались заводы для производства товаров народного потребления. А в 1967 году в Риге была построена косметическая фабрика, на которой и делают до сих пор Dzintars.

Построили, напичкали его современным на тот момент немецким и французским оборудованием, но освоить его не могли.

Поэтому Герчикова, имеющего образование инженера, перевели в Ригу. Как он сам вспоминает, тогда никто не спрашивал, просто перераспределили – был директором одного завода, стал директором другого. И опять пообещали квартиру, которую дали опять же с задержкой.

По его словам, в Риге были все предпосылки для производства высококачественной продукции. «Dzintars имеет очень долгую историю. Это одно из старейших предприятий Европы. В 1849 году аптекарь Генрих Бригер основал в Риге небольшую парфюмерную и мыловаренную фабрику. Почему аптекарь? Потому что в XIX веке такие товары продавались только через аптеки. Бригер привозил парфюмерные композиции из Франции, создавал на их основе новые ароматы и новые продукты», – обращается к истории Илья Герчиков.

Они были настолько популярны, что их часто подделывали. В музее компании есть сохранившееся объявление, в котором Бригер жалуется на «подделки скверного качества моего ланолинового семейного мыла №275» и просит покупателей быть внимательными.

То есть определенный уровень был достигнут уже тогда. «Надо сказать, что в Прибалтике традиции вкуса и качества шли издавна, и она всегда выделялась на фоне других союзных республик. Здесь была другая дисциплина труда, другая культура потребления», – отмечает Герчиков.

Переход от сахара и растворимого кофе к косметике не был простым для него. На предприятии практически все производили вручную, а оборудование простаивало. Так, первые годы он потратил на изучение оборудования и технологических процессов. В итоге Dzintars превратился в один из самых больших производственных комплексов, здесь делали не только косметическую продукцию, параллельно было и картонажное производство, выпускались и пластмассовые изделия. «Многие придерживаются разделения труда, но я сторонник того, чтобы все делалось в одном месте. Только тогда можно контролировать весь процесс «от и до» и следить за качеством», – объясняет директор.

Прошедший кризис был не таким страшным для Dzintars – компании уже довелось пережить развал Советского Союза. Согласно официальной информации, в октябре 1991 года состоялось учредительное собрание коллектива компании, на котором было принято решение о создании акционерного общества Dzintars, а 7 ноября того же года это решение вступило в законную силу.

«Когда развалился Союз, у нас резко сократилось производство, нарушились годами наработанные связи. Было очень трудно, но мы сумели перестроиться, создавали новую рецептуру, благо были свои лаборатории, улучшали ассортимент, упаковку», – подчеркивает директор.

Следующим испытанием стал рынок, на который хлынул мощный поток импорта из Болгарии, Румынии, Польши, Китая. Компании пришлось полностью переоборудоваться по современным требованиям. По словам Герчикова, сегодняшний Dzintars отличается от советского, как день и ночь.

Сейчас компания строит свою работу по трем основным направлениям – производство private label, франшизы и реализация продукции через собственную розницу. В сентябре этого года открылся 50-й фирменный магазин в Латвии, количество франшизных точек за границей также 50, хотя в 2010 году их было всего 17.

Читайте подробную статью о Dzintars советского времени и как это наследие помогает компании осваивать европейский рынок премиум-класса в ноябрьском номере Forbes Kazakhstan.

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить