Как провести event в общественном транспорте

14494

С сентября 2014 в Алматы начнет курсировать Party Bus. Он станет вторым «представителем» общественного транспорта, где алматинцы и гости города могут отмечать дни рождения, свадьбы и просто встречаться с друзьями. Первым party-транспортом считается Almaty Tram Cafe, вставшим на рельсы в 2012. Forbes.kz попросил организаторов развлекательных проектов на колесах рассказать, как появился их бизнес

В Питере угнали речной трамвайчик – в Алматы появилось кафе в трамвае

Как-то в 2011 студент журналистского факультета КИМЭПа Бахтияр Садвакасов сидел со своим другом Павлом Гребенниковым в кафе. Молодые люди обсуждали животрепещущую тему: «Что бы такое создать, чтобы себя реализовать?

Бахтияр Садвакасов.

История в тему

Алишер Еликбаев, руководитель проекта VOXPOPULI.kz, на своей страничке в Facebook недавно рассказал, как 7 лет назад он отмечал день рождения в кафе-трамвае. Вот что он вспомнил о той поездке:

«Вообще я родился 15 января. И мой день рождения приходился аккурат на середину зимы. Это довольно скучный период, на улице мороз, новогодние праздники позади, каникулы уже закончились, в общем, все довольно неинтересно.

Семь лет назад решил, что в этом году я ни разу не Козерог, а самый настоящий Лев. И поэтому перенес празднование своего дня рождения на лето.

Каждый мой друг за несколько недель до дня рождения получил пригласительный с просьбой явиться к перекрестку Шевченко и Кунаева (откуда отправлялся Almaty Tram Cafe. Сейчас место сбора находится на перекрестке улиц Шевченко и Жарокова. – F) с загранпаспортом и купальными принадлежностями. Наивные мои товарищи нафантазировали себе чартерный рейс в Иорданию, Турцию и Таиланд. Отпросились у жен, родителей и работодателей и с рюкзаками пришли к тому самому перекрестку. Алексей Курапов взял даже гитару.

Какое же было удивление друзей, когда вместо автобуса до аэропорта за ними приехал трамвай с надписью BOEING 747. Они были готовы меня убить. Но пицца и закуски были вкусными, стриптизерши и стриптизеры – красивыми, танцоры гоу-гоу зажигательными, поэтому меня довольно быстро простили...»

– И тут услышали, что в Питере угнали речной трамвай. Стали смеяться над этой новостью, а потом пришло озарение: «Почему бы не совместить идею трамвая и кафе? Ведь мы так любим пить кофе. Тем более что такого кафе нигде нет». Мы в тот же вечер поехали смотреть, как проложены трамвайные пути, как мы сможем ездить, – вспомнил Бахтияр.

Ребята сразу были уверены, что идея воплотится в жизнь. Осталось реализовать проект. Уже утром следующего дня друзья поехали в алматинское трамвайное депо, что на перекрестке Гоголя и Байтурсынова.

– Я достал свой студенческий билет, сказал, что мы с факультета журналистики, делаем материал о трамваях, попросили рассказать побольше об этом виде транспорта. Схитрили немножко, потому что по-другому туда было не пройти. Сначала разговаривали со слесарями, потом поняли, что надо идти к директору. Ему наша затея не понравилась, видимо, потому, что мы были всего лишь студентами. Но мы смогли его убедить, что это будет здорово, что это привлечет внимание к трамваям, которые тогда собирались вообще убирать с улиц города, – рассказал Садвакасов, как в 21 год начинал свое дело.

В итоге друзья взяли в аренду чешский вагон 1973 года выпуска, который шел на списание. Им нужно было придумать инвентор, который будет преобразовывать переменный ток в 600 вольт, от которого работают трамваи, в переменный ток в 220 вольт, от которого могли бы работать бытовые приборы Almaty Tram Cafe.

– Мы ходили по университетам, искали специалистов, которые смогли бы это сделать. Не получилось. Обратились в частные компании. Тоже не вышло. В итоге мы пошли от обратного. Взяли промышленный преобразователь, и программист перепрограммировал его так, чтобы он работал, как нам надо, – объяснил предприниматель, как они решили самую сложную на тот момент задачу.

После этого ребята привлекли слесарей, чтобы они отремонтировали старенький трамвай. Сами взялись за внутреннюю отделку: содрали старую обшивку, сделали шумоизоляцию, утеплили вагон, обшили его деревом, поставили барную стойку, столики и диванчики. Но все это ушло 10 месяцев и около $70 тыс.

– Мы перестали ходить на учебу, забрали все деньги из КИМЭПа, устроились на работу. Но денег все равно не хватало. Поэтому мы привлекли еще одного нашего друга Нуркена Дюйсенбекова в качестве инвестора, – рассказал Бахтияр о первых вложениях.

После всех стараний ребята смогли запустить кафе-трамвай. Первый выезд Almaty Tram Cafe состоялся 5 мая 2012.

Город тронется – кафе останется

Первоначальные вложения владельцы кафе смогли окупить за 3 месяца. Им хватало на оплату электроэнергии, аренды вагона, путей (цена зависит от того, сколько кругов сделает трамвай). В среднем эти расходы составляют $2 тыс. в месяц.

– В кафе 30 посадочных мест. Средний чек, включая 600 тенге за вход, - 2500-3000 тенге на человека. Но мы не обязываем гостей покупать напитки в баре или заказывать еду (сами не готовим, так как для этого просто нет места в трамвае, сотрудничаем с одним из ресторанов города), можно просто кататься, – говорит Бахтияр Садвакасов.

По его словам, они пытались составить «социальный портрет» своего клиента, но не смогли: кафе пользуется популярностью у молодежи и у людей старшего возраста, у влюбленных парочек и семейных пар, у жителей Алматы, у гостей из других городов Казахстана и иностранцев. В кафе отмечают дни рождения, делают предложения руки и сердца, катаются молодожены, собираются компании, чтобы весело и необычно провести время.

Сейчас в штате Almaty Tram Cafe 11 человек, включая двух вагоновожатых, закупщика, бухгалтера, официантов и барменов. Несмотря на то, что с персоналом проблем нет, Бахтияр и его друзья время от времени выходят на маршрут.

– Мы смотрим, соблюдаются ли заложенные нами стандарты обслуживания, слушаем отклики гостей, нравится ли им то или иное блюдо, хорошо ли готовится кофе и другие напитки. Кстати, многие фотографии трамваев, которыми украшено кафе, принесли наши гости, – с удовольствием отметил молодой бизнесмен.

Первое время бронировать место в Almaty Tram Cafe, который ходит строго по расписанию, приходилось за 4 месяца по телефону, сейчас это можно сделать в онлайн-режиме за 3-4 недели до дня поездки. Количество посетителей зависит от сезона: зимой наполняемость выше, ведь так приятно попить глинтвейн или горячий кофе в уютном трамвае. Летом число гостей снижается примерно на 30%.

– Думаю, Almaty Tram Cafe пришлось людям по душе, потому что оно дарит незабываемые впечатления. Обычно мы сидим в кафе – и за окном неподвижно стоит город. А наш трамвай начинает движение – и за окном начинает проплывать Алматы. Также играет роль персонал: ведь и наши сотрудники, и мы сами кайфуем от того, что делаем, – поделился Бахтияр.

Он не скрывает, что в кафе уже нет столько посетителей, сколько было поначалу. Но основателей кафе это нисколько не расстраивает, потому что они этот проект задумывали не столько для зарабатывания денег, сколько для самореализации.

Ночной клуб на колесах

Алексей Пригара, директор компании Liga MICE, которая проводит крупные мероприятия по всему Казахстану, в определенный момент обнаружил, что в Алматы не хватает развлечений.

Алексей Пригара.

– Наша компания также связана с транспортными услугами, и как-то случайно мы обнаружили огромный автобус-гармошку Volvo, который ржавел на стоянке. Все кусочки сложились в общую картину – и появилась идея запустить Party Bus. Потом мы узнали, что такие автобусы есть в Бразилии, России и даже у нас в Казахстане – в Усть-Каменогорске, – рассказал о зарождении проекта Алексей.

Деньги для открытия ночного клуба на колесах Пригара стал искать через казахстанскую краудфандинговую площадку. Надеялся собрать со всего мира по нитке, но не получилось. Зато через эту площадку нашелся частный инвестор, имя которого директор Liga MICE не разглашает.

С марта этого года по сегодняшний день в Party Bus было вложено $145-150 тыс., и нужно будет вложить еще около $15 тыс., чтобы завершить все запланированные работы. Из вложенных денег $20 тыс. ушло на покупку автобуса 1987 года выпуска.

– Он эксплуатировался в Казахстане недолго, но интенсивно, что называется, по-нашему. Поэтому пришлось серьезно вложиться в его ремонт, запчасти, которые мы заказывали в Европе и США. К тому же оказалось, что у нас не хватает специалистов, которые могут нормально отремонтировать автобус. У нас сменилось 4 бригады, прежде чем мы нашли тех, кто действительно смыслит в этом деле, – сокрушается Алексей. – Благо, не возникло проблем с получением разрешений на перевозку людей, продажу алкоголя и размещение рекламы на автобусе.

Из 20-метрового Volvo убрали всю прежнюю «начинку», сделали полноценный ремонт, чтобы машина превратилась в приличное event-заведение, установили диванчики, на которых могут разместиться 46 гостей. Всего же Party Bus может взять на борт 60 человек.

Сам салон разделен на 3 части: караоке-зона, dance-зона, где есть даже пилоны для стриптизеров, и хозяйственная часть, в которую входит водительская кабинка, бар, диджейская. Пригара говорит, что на технике они экономить принципиально не стали. Только звуковая установка мощностью 5 киловатт им обошлась в $35 тыс.

– Не во всех ночных клубах такое есть, – не без гордости сказал Алексей и, чтобы можно было понять, как серьезно организаторы относятся к своему проекту, добавил: – На сценических площадках, где выступают большие звезды, звуковые установки от 15 до 25 киловатт.

Party Bus будет ездить только на заказ, а не по расписанию. Маршрут могут составлять сами заказчики. Клиентам будет предлагаться 3 вида банкетного меню, стоимостью 2500, 5500 и 9500 тенге на человека. В автобусе ничего готовиться не будет, блюда будет поставлять ресторан, с которым у Liga MICE уже есть договоренности.

– Думаю, наш ночной клуб на колесах будет пользоваться популярностью, потому что, во-первых, это новинка, во-вторых, автобус сделан хорошо, в-третьих, наши люди любят показать себя во всей красе, а Party Bus, когда едет, даже меня впечатляет, – признался Алексей.

Еще один плюс: новый проект выгодно смотрится на фоне кортежей, которые принято нанимать для свадеб. Так, аренда «хаммера» и 4 машин сопровождения, куда могут уместиться 35-40 человек, стоит $1400-1500 в час. Party Bus обойдется нанимателю в $800 в час. «При этом мы можем взять больше людей, которые смогут во время движения петь, плясать, кушать. К тому же у нас более комфортабельные условия, допустим, есть туалет на борту», – указал на существенное преимущество директор Liga MICE.

По его подсчетам, вложенные деньги они смогут «отбить» за 18-20 месяцев, при условии, что автобус будут нанимать 2 раза в неделю. Скорее всего, с арендаторами, которые могут провести в «чреве» автобуса afterparty, девичники-мальчишники, свадьбы, дни рождения и т.д., проблем не будет. Уже сейчас, до официального открытия проекта, у Алексея есть 5 заказов на сентябрь.

…Теперь казахстанским бизнесменам осталось освоить троллейбусы и метро, чтобы население с удовольствием стало пересаживаться на общественный транспорт.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить