Как приструнить «хулиганов» рынка
В пятницу, 9 ноября, в Алматы завершил свою работу двухдневный Форум GRC (Governance, Risk Management and Compliance), посвященный вопросам корпоративного управления, управления рисками и комплаенс
Об итогах форума рассказывает генеральный директор ТОО Compliance Consulting Айгуль Телькараева:
- Два дня плодотворной работы коллектива Compliance Consulting и экспертов положили начало созданию Комплаенс-ассоциации Казахстана и деятельности рабочих групп по совершенствованию законодательства в области комплаенс, ПОД/ФТ, управления рисками . Задачи, которые ставили перед собой организаторы форума, достигнуты.
Зарубежный эксперт по вопросам GRC Маринус де Поотер, глава и владелец компании MdP Management, Consulting and Training, провел вступительную презентацию по теме «Governance, Risk Management and Compliance», тем самым задав верное направление всему форуму.
В связи с разнообразием отраслей, представители которых посетили форум, тематика дискуссий имела разнонаправленный характер. Кого-то беспокоили вопросы комплаенс в финансовом секторе, в то время как делегаты от нефтегазового сектора были обеспокоены проблемами соблюдения законодательства в области охраны труда, здоровья и окружающей среды. Все специалисты, знакомые с дисциплиной комплаенс, понимают, что эта функция обширна и охватывает соблюдение законодательства, правил и норм во всех областях деятельности любой организации.
За время форума были проведены секции с участием представителей власти, бизнеса, международных организаций, общественных объединений и регуляторов по следующим темам:
1. Взаимодействие с регулятором
2. Риск менеджмент, внутренний аудит и комплаенс в системе внутреннего контроля
3. Противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма
4. Комплаенс как инструмент борьбы с мошенничеством, коррупцией и терроризмом
5. Комплаенс по вопросам охраны труда, здоровья и окружающей среды
6. Корпоративное управление и IPO.
Также эксперты представили интересные презентации по «политике свистунов», террористическим рискам, созданию Комплаенс-ассоциации Казахстана, новому закону FATCA.
Первый день форума был посвящен в основном дисциплине комплаенс, больше обсуждалось вопросов по соблюдению требований законодательства, регуляторов и внутренних норм организации.
Во второй день тематика дискуссий была более обширной.
Всем присутствующим запомнилось яркое выступление руководителя службы внутреннего аудита АО «ФНБ «Самрук-Казына» Ернар Жанадил на тему «Внедрение системы уведомления о предполагаемых правонарушениях», или, говоря простым языком, - «политика свистунов».
Первая сессия второго дня «Риск-менеджмент, комплаенс и внутренний аудит в системе внутреннего контроля» вызвала активные дебаты.
Руководитель внутреннего аудита АО «Казахтелеком» Марат Серикбаев дал определение трем линиям обороны любой организации в процессе управления рисками и создания системы внутреннего контроля. Это операционный менеджмент, контрольные подразделения и служба внутреннего аудита.
Запомнилось яркое выступление Галыма Амерходжаева, члена совета директоров ряда страховых компаний Казахстана, профессионала в области страхования и эксперта финансового рынка. Он выделил несколько путей, которые приводят компании к неконкурентоспособности: это безнаказанность нарушителей закона, отставание законодательства от требований рынка и отсутствие саморегулируемой организации, которая создавала бы стандарты корпоративного поведения и имела полномочия наказывать их нарушителей. Галым Амерходжаев выразил неудовлетворенность ситуацией на рынке, когда одни компании соблюдают требования регулятора и законодательства, а другие представляют из себя «хулиганов» рынка, для которых требования закона не являются препятствием в недобросовестном ведении бизнеса. Это ведет к неконкурентоспособности законопослушных компаний.
Еще одна интересная сессия была посвящена теме «Корпоративное управление и IPO». Высказывались совершенно противоположные взгляды на вопросы корпоративного управления, социальной ответственности и перспектив «народного IPO». Нестандартное мнение высказал Ельдар Абдразаков, глава Centras Group. По его мнению, в Казахстане существует необходимость институционализации миноритарных акционеров, с тем чтобы их интересы были защищены, а риск размывания долей – исключен. Он подчеркнул, что необходима организация, которая представляла бы интересы миноритариев в советах директоров национальных компаний. Запомнились слова Азамата Джолдасбекова, независимого директора АО «Темир Банк», подчеркнувшего: корпоративное управление – это набор морально-этических ценностей, которым должны следовать все члены советов директоров, и чего не происходит в действительности во многих казахстанских компаниях. При этом он отметил, что главная задача комплаенс - предостеречь членов советов директоров от решений, которые могут негативно отразиться на финансовом результате компании.
Основной вывод, к которому пришли участники этой дискуссии: «народное IPO – это мирный способ получения контроля народа над национальными компаниями».
В завершение форума было объявлено о создании Комплаенс-ассоциации Казахстана, а также рабочих групп в рамках Форума, который станет постоянно действующим органом.
Ссылка по теме: Комплаенс – противоядие от коррупции, 8 ноября 2012.