На правах рекламы

Как основать бизнес с друзьями и не потерять ни то, ни другое

8063

В обществе существует твердо устоявшийся стереотип, что запускать бизнес с другом – плохая идея. Но пример инновационной транспортно-логистической компании Starget, основанной пятью друзьями и за короткий срок добившейся немалых успехов, уверенно разрушает этот предрассудок

ФОТО: архив пресс-службы

ТОО «Starget» появилось относительно недавно и в этом году отмечает свой первый юбилей – 5 лет. За счет чего молодая компания может составить конкуренцию «старожилам» отрасли, отработавшим на рынке Казахстана не один десяток лет? Ведь даже крупнейшие из них признаются, что транспортно-логистическая отрасль – одна из самых сложных.

На этот вопрос основатели Starget отвечают без тени сомнения: за счет инноваций. Они делают акцент именно на этом и подтверждают свои слова фактами – в компании автоматизированы все процессы. Благодаря чему даже во время карантина работа не прекращалась ни на день, они легко вошли в ритм дистанционной работы и сумели не только удержать позиции на рынке, но и укрепить их.

И свой молодой возраст (когда образовалась компания, им не было и 25 лет) владельцы компании Starget рассматривают как большое преимущество именно потому, что они как представители поколения миллениалов легче адаптируются к меняющимся условиям и сами трансформируют окружающую среду.

Ребята с нашего двора

Говоря о том, как все начиналось, парни упоминают о том, что все они из одного района. А началось все с того, что Марат Оспанов – генеральный директор Starget – проработав какое-то время в логистической организации, в 2014 году решил открыть собственную компанию по перевозке грузов по стране на наемном транспорте. Дело пошло, компания приносила стабильный доход. Однако спустя год, он понял, что хочется большего – объемов, роста, развития.

Тогда он предложил партнерство своим друзьям детства – Руслану Зеленцову (ныне – финансовый директор) и Ринату Алиеву (директор управления автоперевозок), которые к тому же жили по соседству. А еще через время в компанию влился Ермек Калдыбеков, бывший коллега Марата. Ермек стал четвертым партнером компании Starget, заняв должность коммерческого директора. Вместе с его приходом было запущено новое направление деятельности: к автомобильным перевозкам добавились железнодорожные. Парни особо гордятся тем, что им удалось «поднять ж/д ветку без вложений», только благодаря умению налаживать связи. В дальнейшем им удалось выстроить крепкие партнерские отношения с такими крупными поставщиками как Danone, RG Brands, Efes, Raimbek Group, «Баян Сулу» и др.

Новые горизонты

Благодаря открытию нового направления Starget смогла поднять уровень дохода до 10 млн тенге в месяц. Тогда это уже казалось победой, парни даже представить себе не могли, что уже через три года этот показатель увеличится в несколько раз, а количество работников приблизится к полусотне. Но на тот момент, в 2016, штат оставался достаточно компактным – всего 8 человек, включая самих основателей, которые сами выполняли многие операционные задачи.

По мере увеличения числа клиентов приходило понимание, что критически необходимо систематизировать процесс работы.

- В какой-то момент мы осознали, что, погрязнув в рутине операционных задач, мы не оставили себе времени на то, чтобы подумать над тем, куда двигаться дальше. Наша деятельность на тот момент не представляла собой стройной системы, приходилось много времени тратить на то, чтобы не упустить из виду срочные вещи. Были проблемы и в неразвито­сти внутренних коммуникаций. Тогда мы привлекли в компанию программиста, чтобы он помог нам автоматизировать рабочие процессы, - рассказывает Марат Оспанов.

Итогом такого решения стала абсолютно уникальная собственная разработка - инновационный логистический модуль, выстроенный на базе 1С, который в разы упростил все бизнес-процессы, минимизировав бумажную бюрократию между компанией и клиентами. Теперь все этапы сотрудничества, начиная с заполнения заявки на перевозку груза до формирования рейсов с отслеживанием прохождения маршрута и получения расчета, проводятся полностью в автоматическом режиме. В результате это сильно влияет на оптимизацию перевозок, повышая качество и точность выполнения заказов, сокращение затрат на персонал, снижение удельной стоимости единицы перевезенного груза, уменьшение числа холостых пробегов и т.д.

Пятый элемент

Логистика, как и любой бизнес, нуждается в хорошей рекламе и продаже услуг. Для этого в команду пригласили Берика Сарыкулова. И это стало тем хрестоматийным случаем, когда нанятый сотрудник настолько хорошо сработался, что вскоре стал одним из соучредителей.

Примечательно, что, приступив к работе в качестве продавца, Берик начал показывать неплохие результаты. Видя его стремление и принимая во внимание прошлый опыт в банковской сфере, было решено перевести Берика в отдел аналитики, где ему предстояло работать с недавно интегрированным новым логистическим модулем. Это было верным решением. Ему удалось организовать работу так, чтобы увеличить общую выручку и прибыль компании при более низкой рентабельности сделок.

Оценив вклад Берика в развитие компании, в прошлом году основатели предложили ему войти в число соучредителей и занять кресло директора управления ж/д перевозок. Теперь их стало пятеро. На вопрос, не возникает ли сложностей в связи с тем, что у компании целых 5 владельцев, парни отвечают, что партнерство с друзьями даже выгодно. Потому что общая идея – более эффективный мотиватор, чем деньги.

Человеческий фактор

В целом прошлый год стал особенно удачным для компании: помимо авто- и ж/д перевозок к перечню услуг добавились авиаперевозки и доставка консолидированного груза. Были привлечены международные консультанты из Амстердама и Турции, которые помогли вывести компанию на качественно новый уровень, выполняя не менее 500 перевозок ежемесячно. Оборот вырос до 350 млн тенге в месяц. И это не предел, уверены молодые люди.

Главный секрет успеха кроется в отношениях между людьми, уверен гендиректор ТОО «Starget» Марат Оспанов.

- Когда мы только начинали и нужно было формировать штат, мы нанимали людей интуитивно, и нам везло. Но с развитием компании понимали, что нельзя надеяться только на интуицию, ошибки нам дорого обходились. Нужна была четкая системность, и поиски решения привели к тому, что мы познакомились с компанией, обучающей технологии эффективного найма – «HR Капитал». Благодаря обучению, мы узнали не только о том, как нанимать людей в команду, но и как выстраивать отношения внутри коллектива, чтобы добиться максимальной эффективности от любого сотрудника. И важное условие для этого – чтобы каждый из них был на своем месте. Пример с Бериком в этом плане очень показателен, - говорит Марат.

Парни и сейчас продолжают обучение в «HR Капитал», потому что, по их словам, оно полностью меняет их мировоззрение: они получают не просто знания в сфере найма, а более обширные познания в вопросах отношений между людьми – в семье, с друзьями, коллегами. И советуют его своим друзьям и знакомым. С этой целью проводят совместные с «HR Капитал» и радио «Business FM» бизнес-завтраки, куда приглашают своих партнеров и клиентов. Помимо знакомства с технологией эффективного найма, это хорошая возможность наладить новые связи, найти потенциальных компаньонов.

Нургуль Салыкжанова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить