Как одна буква меняет трактовку «алкогольного» закона

10505

Казахстанские производители пива и продавцы этого напитка находятся в растерянности: никто не знает, как окончательно будут применяться поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», принятые 18 июня 2014

Фото: pivnoydvor.tomsk.ru

Закон вступил в силу 1 января 2015, но контроль за его исполнением отложен на полгода из-за моратория на проверки бизнеса. Тем временем территориальные органы Налогового комитета Минфина РК еще с осени прошлого года рассылают предупреждения, что разливать пиво в ПЭТ-тару уже нельзя, и грозят административной ответственностью. В распоряжении Forbes.kz есть несколько документов от налоговиков, в том числе письмо налогового управления по Есильскому району Астаны, адресованное одному производителю, где говорится, что «оборот пива в пластиковых емкостях, произведенной на территории Республики Казахстан, запрещается».

В свою очередь, производители пива не согласны с новыми нормами и говорят о заметных последствиях для экономики страны, которые понесет запрет продажи пива в ПЭТ-таре. В редакции Forbes.kz есть копия коллективного обращения производителей пива в мажилис, подписанного представителями АО «Роса» (Павлодар), ТОО «Фирма «Арасан» (Костанай), ТОО «Муйiрiм Актау», ТОО «Шымкентпиво», ТОО «Каско-Агросервиз» (Павлодар), в котором бизнесмены говорят о последствиях запрета и неправомерности поправок в закон.

«Запрет реализации разливного пива в розничной торговле в ПЭТ-тару повлечет повышение его стоимости (стекло дороже), снижение его потребления и, соответственно, повышение потребления крепких алкогольных напитков. Вывод: такой запрет однозначно способствует алкоголизации населения нашей республики», - предупреждают производители пива.

«В случае запрета использования ПЭТ-тары для разливного пива свою работу потеряют люди, занятые в этом производстве, а также работники специализированных торговых точек по продаже разливного пива, принадлежащих малому бизнесу; суммы налоговых и акцизных поступлений в государственный бюджет сократятся, а в последующем и вовсе не буду поступать», - говорится в обращении производителей.

Они также обращают внимание мажилисменов на такой факт: «До настоящего времени розничная реализация разливного пива в основном осуществляется в потребительскую тару – пластиковые бутылки, предоставляемые самим покупателем. Использование ПЭТ-тары не наносит вреда здоровью потребителей разливного пива. Это подтверждается и принятым в 2011 году техническим регламентом Таможенного Союза «О безопасности упаковки», которым разрешено применение пластиковой тары для пищевой продукции».

Мысль производителей разливного пива о том, что пиво продается не «в ПЭТ-таре», а «в ПЭТ-тару», поддержали в Генеральной прокуратуре РК. «Исходя из буквального толкования вышеприведенных норм Закона следует, что законодатель запрещает розничную реализацию пива лишь в самой пластиковой емкости, а не в пластиковые емкости. Соответственно, важно различать «реализацию пива в пластиковой таре» и «реализацию пива в пластиковую тару» (выделено нами. - F). Таким образом, нами не разделяется мнение Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан, поскольку нормы действующего законодательства не ограничивают реализацию пива в пластиковые емкости из непластиковой тары», - сказано в письме Генпрокуратуры на имя одного из предпринимателей, занимающегося разливным пивом.

Помимо этого, производители обращались в Национальную палату предпринимателей и, с их слов, «нашли понимание», однако до сих пор никаких мер со стороны этого органа не было принято (точку зрения НПП РК по этому поводу см. здесь. - F).

По мнению юриста Сергея Уткина, в пластиковой таре действительно запрещается реализация пивной продукции, независимо от того, разлито ли пиво на заводе либо на точке. Но отдельно продавать пиво, отдельно пластиковую бутылку либо наливать в тару покупателя (возможно, даже приобретенную в этом же магазине) закон не запрещает. Сегодняшняя редакция закона об алкогольной продукции позволяет это делать. Налоговые же органы считают, что это неправильно, пишут запретительные письма, в которых именно данная ситуация не прописана. «И, если ими будет составлен протокол о нарушении, предпринимателям надо, конечно же, отстаивать в суде свою правоту, и, на мой взгляд, за предпринимателями будет победа», - уверен Уткин.

Сергей Уткин предполагает, что появление поправок в закон обусловлено чьей-то выгодой. Он не отрицает, что вся эта ситуация могла быть пролоббирована кем-то из производителей, чьи объемы ориентированы на производство в стекле и жестяных банках. И, если запрет будет окончательно введен, их доля рынка повысится.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить