Как маленькая типография сэкономила 18 млн тенге

19544

В самый разгар финансовой нестабильности небольшое ТОО «Adanaz», занимающееся производством упаковки, сделало ход конём и приобрело дорогое турецкое оборудование по выпуску бумажных пакетов. «Кризис не вечен, а вот наш семейный бизнес – на всю жизнь», - гордо заявляет директор компании Сана Жандай

На снимке - Сана Жандай (слева).

ТОО «Adanaz» было создано в 1997. Тогда, как говорит основательница компании Сана Жандай, ее бизнес начинался с «купи-продай»: фирма занималась поставкой расходных материалов для типографий.

Но вскоре такой спекулятивный бизнес наскучил Сане – она хотела сделать больше для развития производства. Компания приобрела оборудование по размотке и резке рулонной бумаги. Тут же у фирмы появились первые заказчики – другие типографии, которые приобретали у ТОО «Adanaz» готовую разрезанную бумагу для печати.

- Маленькими шажками мы двигались дальше и в 2010 приобрели бывшее в употреблении оборудование и начали производить упаковку, - рассказывает Сана. – Спрос на нашу продукцию рос. В 2014 мы заключили договор о намерении с крупным мукомольным предприятием. Тогда и мы решили вложиться в расширение производства.

Сана Жандай решилась на очень рисковый шаг – приобрести турецкую автоматизированную линию по производству пищевой упаковки стоимостью $220 тыс.

Но оборудование было поставлено в феврале 2015 – не самое удачное с финансовой точки зрения время. Когда всё было готово к производству, потенциальный крупный клиент так и не стал заключать основной договор.

Сана проводит экскурсию по цеху на окраине Алматы, где стоит автоматизированная линия. Огромная машина длиной в 10 метров у основания загружена бобиной бумаги, которая раскручивается с огромной скоростью. Лента бежит вдоль всей линии. Где-то в середине она проходит через печатный станок, где на белоснежном листе выводятся буквы: Esentai Gourmet. Это - будущий пакет для хлебопекарни супермаркета. На финише техника выдает готовый бумажный пакет. Весь процесс автоматизирован. Лишь в самом конце линии сидит оператор, который фасует готовую бумажную продукцию. Средняя производственная скорость машины – 500 пакетов в минуту.

- Это - линия экологичной упаковки, - не без гордости говорит Сана Жандай. - Полиэтилен имеет свойство разлагаться в течение 50-100 лет, поэтому мы сделали акцент на бумажных пакетах. Казахстан должен идти в ногу со временем – мы ведь заявляем, что наша страна должна войти в тридцатку лучших государств мира. А сейчас все развитые страны пакуют продукты только в бумажную упаковку. Во Франции, например, это внедрено уже на уровне законодательства, и там запрещено упаковывать продукты питания в пластик и целлофан. Наш проект и заключается в том, чтобы производить экологически чистую упаковку, в которую можно класть хлеб и хлебобулочные изделия, фастфуд и сыпучие продукты. Соответственно, наши клиенты - рестораны, кофейни, хлебопекарни, супермаркеты.

Сотрудники типографии говорят: оборудование настолько технологичное, что даже не требует присутствия в Казахстане операторов по его ремонту. Если происходит какой-то сбой, машину подключают к интернету. Так осуществляется связь с турецкими инженерами. Они удалённо диагностируют машину и выявляют недочеты. Если что-то можно отремонтировать на программном уровне, то ремонт идет удаленно. Если ломается запчасть, то инженеры также по интернету выясняют, какая именно, и присылают её самолётом из Турции.

Всё бы ничего, вот только работать на таком оборудовании в Казахстане почти некому.

- Такая упаковка никогда не производилась в Казахстане, потому и специалисты по её производству не выпускались в учебных заведениях страны, - рассказывает директор ТОО «Adanaz». - Полиграфия - да, развита в стране, но все наши специалисты работают на офсетных машинах, а у нас принцип печати другой – это флексопечать. Для такой упаковки нужна только пищевая краска. Она разработана на водной основе и безвредна. Поэтому мы - самоучки, варимся в собственном соку, сами организовывали своим ребятам поездки за рубеж на учебу.

Бумагу и краску для производств типография покупает в России и Европе. А заказчики есть в Астане, Алматы, Усть-Каменогорске и Караганде. Даже в соседней Киргизии нашлись клиенты. Впрочем, о крупномасштабном выходе на внешние рынки Сана Жандай не мечтает – казахстанских бы клиентов всех охватить.  

Так и развивался бы успешно бизнес ТОО «Adanaz», если бы не падение российского рубля. Многие клиенты компании посчитали, что им выгоднее закупать пищевую упаковку в соседней стране. Только за первые три месяца 2015 количество заказчиков типографии уменьшилось наполовину. А оставшиеся стали сокращать объемы заказов и просить сделать скидки.

Тут как нельзя кстати оказалась поддержка фонда «Даму».

- В ТОО «Adanaz» открыта кредитная линия на 100 млн тенге, в том числе - на приобретение оборудования, - рассказывает главный менеджер по программам повышения компетенций «Даму» Зарина Карменова. - Так как предприятие находится в приоритетном секторе экономики, то обеспечение половины их залога государство взяло на себя: «Даму» выдал гарантии банку на 50 млн тенге. Кроме этого, фонд на 7% субсидировал процентную ставку по кредиту ТОО «Adanaz». Таким образом, сумма субсидий компании составила свыше 18 млн тенге.

Сана Жандай говорит, что без господдержки ее предприятию трудно было бы выстоять.

- Для малого и среднего бизнеса сейчас особенно нужны инструменты со стороны государства, - говорит Сана. - Мы чувствуем в себе силы выстоять. Тем более что наше дело – не на один день. Мы стремимся делать качественный продукт, воспитывать наших партнеров и идти в ногу со временем. Мы - на правильном пути.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить