Как казахстанские работодатели помогали своим сотрудникам во время ЧП

13728

Результаты экспресс-опроса «Режим ЧП и управление персоналом» представила компания EY

 

ФОТО: pixabay.com

Январские события всколыхнули Республику Казахстан: общественные беспорядки и митинги беспрецедентных масштабов охватили улицы почти всех крупных городов, что привело к введению режима ЧП по всей стране. В таких ситуациях роль работодателя становится ключевой в части поддержки и информирования своего персонала. Для того чтобы определить проблемы, с которыми чаще всего сталкивались работодатели в экстренной обстановке, и оценить влияние ситуации в стране на краткосрочные и долгосрочные планы компаний в области управления персоналом, EY провел экспресс-опрос.

В опросе приняли участие 152 респондента, которые оперируют в более чем 15 разных секторах экономики во всех регионах Казахстана. Больше всего компаний расположено в Алматы — 68%, Нур-Султане — 25% и Атырау — 21%. Численность сотрудников варьируется от 50 до более 5000, при этом штат большинства участников опроса (76%) достигает 700 человек. Такая обширная выборка позволила провести разносторонний анализ результатов опроса.

Думая наперед

Отмечается, что более половины респондентов (55%) на момент опроса уже имели специально разработанную политику действий и коммуникаций во время режима ЧП. Необходимость четких инструкций по обеспечению непрерывности бизнеса на случай чрезвычайных ситуаций была доказана еще в 2020 году с введением карантина по COVID-19, когда работодатели были вынуждены переводить сотрудников на удаленный режим работы в связи с невозможностью продолжать работу офлайн. Последние события также подтолкнули компании внести изменения в свою политику в области управления персоналом. Результаты экспресс-опроса показали, что 14% респондентов планируют разработать положение о действиях в случае ЧП, ввести новые виды материальной помощи, систематизировать оплату труда и пересмотреть графики работ в сторону гибридного формата работы.

57% респондентов проводили различные опросы, посвященные благополучию своих сотрудников. Такая мера позволяет оперативно отреагировать и оказать своевременную помощь тем, кто в ней нуждается. Чуть меньшая доля (53%) приходится на компании, которые предоставляли финансовую, психологическую и гуманитарную помощь своим работникам. Среди них 13% предприятий поддерживали персонал финансово, что включало в себя материальную помощь в размере МЗП или 50% от заработной платы, а также выплату специальных пособий. Некоторые участники опроса поделились, что развозили наличные деньги по домам сотрудников, так как в первые дни ЧП многие столкнулись с трудностями при снятии денег в банкоматах. Гуманитарную помощь оказывали 7% компаний: доставляли продукты питания, медикаменты и необходимую одежду. Треть участников опроса (33%) организовали оказание психологической помощи. Проводились бесплатные телефонные консультации с психологами, тренинги по борьбе со стрессом, ряд компаний создали круглосуточный кризисный call-центр.

Учитывая, что при режиме ЧП не рекомендуется покидать свои дома без особой необходимости, компании были вынуждены адаптировать и режим работы сотрудников. Согласно результатам опроса, 71% работодателей ввели удаленный режим работы на время ЧП для всего персонала. Пятая часть респондентов отметили, что перевели только часть работников на дистанционный формат. По данным исследования «EY_COVID-19_Управление персоналом в кризисных ситуациях» (2020), такой режим работы несет в себе некоторые сложности. В первую очередь речь идет о технических проблемах, в том числе проблемах с доступом к интернету. Этот негативный фактор в совокупности с невозможностью продолжать свою деятельность в условиях режима ЧП заставил часть компаний (17%) ввести простой. В основном это коснулось банковской отрасли, добывающей промышленности, а также сферы профессиональных услуг. Большая часть респондентов (62%) намерены выплатить сотрудникам полную заработную плату за дни простоя.

Иностранные сотрудники

Нестабильная политическая ситуация в стране, безусловно, влияет на восприятие Казахстана специалистами из других стран. Однако, по результатам опроса, иностранные сотрудники в большинстве случаев (58%) не поменяли решение продолжить работу на территории республики. Так, 40% иностранцев временно отсрочили или отменили приезд в Казахстан. Только небольшая доля работников (2%) рассматривают возможность прекращения работы на территории государства. По состоянию на 2021 год, в стране работает около 15 тысяч иностранных специалистов. И, несмотря на сокращение квот на привлечение рабочей силы из-за рубежа, привлекательность Казахстана как направления для трудовой миграции растет. Подтверждением этому служит рейтинг Expat Insider, который организация ежегодно составляет, основываясь на мнении экспатов, работающих по всему миру. В 2019 году Казахстан поднялся в нем с 50-й на 29-ю строку по сравнению с годом ранее.

На зп не отразится?

Несмотря на то, что многие работодатели понесли ущерб разной степени тяжести, опрос показал, что события в стране повлияли на краткосрочные и долгосрочные планы компаний незначительно. По словам 62% респондентов, режим ЧП не отразился на текущих рекрутинговых вопросах. Небольшая часть работодателей (15%) приостановили наем новых сотрудников до окончания режима ЧП, и только 1% опрашиваемых планирует уменьшить количество работников в компании. Похожая тенденция наблюдается и в вопросе оплаты труда. Большинство (79%) подтвердили, что события в стране не повлияли на пересмотр заработных плат. Лишь 10% респондентов намерены повысить заработную плату в ближайшее время. Наиболее четко это прослеживается в секторе добывающей промышленности, нефтегазовой отрасли и сфере строительства/недвижимости. Аналогичная доля компаний (10%) ответили, что планируемое повышение откладывается или вовсе отменяется. В некоторых организациях (1%) снизили процент повышения оплаты труда.

После анализа ответов был составлен перечень общих рекомендаций для компаний во время кризисных ситуаций:

- создать политику по непрерывности бизнеса, в которой учитывается необходимость наличия оперативного штаба или кризисной команды на случай возникновения чрезвычайной ситуации;

- разработать чек-листы и протоколы действий при различных вариантах развития ситуации (например, чек-лист для удаленной работы, чек-лист по управлению удаленной командой, протоколы обзвона сотрудников, протоколы оказания необходимой помощи и т. д.);

- после наступления кризисной ситуации незамедлительно провести опрос о благополучии сотрудников. Возможно, некоторым из них потребуется срочная помощь;

- использовать разные каналы коммуникации одновременно (рабочая почта, телефонные звонки, СМС, чаты в социальных сетях). Во время ЧП в силу обстоятельств не у всех сотрудников может быть доступ только к корпоративной почте или, наоборот, к телефону;

- четко и регулярно сообщать персоналу о ближайших планах по работе компании. Если филиалы компании расположены по всей стране, информация должна одинаково доходить до всех;

- по возможности предоставить сотрудникам психологическую, гуманитарную и/или финансовую помощь;

- обсудить с провайдерами связи увеличение лимитов на сотовую связь при наступлении определенных событий, например в случае введения ЧП в стране или городе.

 

Сабина Мусаева, старший консультант, практика консультационных услуг EY по управлению персоналом
Шынгыс Айдынов, консультант, практика консультационных услуг EY по управлению персоналом

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить