Как изменился Закон РК «О защите прав потребителей»

Летом прошлого года документ претерпел серьезные изменения. Но, в связи с пандемией, практически не использовался на практике

ФОТО: Роман Суханов

25 июня и 03 июля 2020 года Закон РК «О защите прав потребителей» претерпел достаточно серьезные изменения. Часть из них вступила в силу 1 января 2021. Другая часть еще раньше. Но из-за отсутствия практики применения новых норм, сложно было что-либо комментировать.

В настоящей статье мы посчитали уместным обратить внимание читателя на наиболее существенные изменения, которые заслуживают внимания субъектов предпринимательства.

Изменения можно условно разделить на основные категории:

(1) Изменение порядка урегулирования требований потребителей;

(2) Регламентация порядка проверки бизнеса по вопросам защиты прав потребителей;

(3) Внедрение так называемого «общественного контроля»;

(4) Внедрение «Единой информационной системы защиты прав потребителей»;

(5) Другие изменения.

Ниже, мы обсудим изменения более детально.

1. Изменение порядка урегулирования требований потребителей

1.1. Регламентирован порядок рассмотрения претензий потребителей

Закон дополнен главой 6-1: «Меры по защите прав и законных интересов потребителей», которая содержит новые статьи 42-1 - 42-8, помимо прочего, регламентирующие порядок рассмотрения требований потребителей. Измененную процедуру рассмотрения требований потребителей можно описать следующим образом:

(1)  Подача претензии предпринимателю (продавцу, изготовителю, услугодателю);

(2)  Рассмотрение предпринимателем обращения потребителя в течение 10 календарных дней;

(3)  В случае отсутствия ответа, отказа в удовлетворении претензии, отказа в досудебном урегулировании спора (например, путем подписания соглашения об урегулировании) в указанный срок, потребитель вправе:

(а)  обратиться с жалобой в уполномоченный орган (соответствующие государственные органы), и по результатам рассмотрения обращения соответствующий госорган может вынести предписание в адрес предпринимателя;

(b)  предложить предпринимателю передать спор для его разрешения cубъекту досудебного урегулирования спора, как описано ниже, либо

(с)  передать спор для разрешения в суд.

Нормы главы 6-1 Закона прямо предусматривают добровольность досудебного (претензионного порядка) урегулирования требований потребителей. Несмотря на это, из некоторых примеров судебной практики следует, что суды возвращают иски потребителей к предпринимателям, если потребитель не обратился с претензией к предпринимателю, либо если он не обратился в уполномоченный орган. При этом, на данном этапе пока сложно комментировать, насколько подобные примеры из судебной практики служат показателем практики судов в целом.

1.2. Субъекты досудебного урегулирования спора

Изменения в Закон предусматривают внедрение термина «субъекты досудебного урегулирования потребительского спора», которые включают в себя, помимо прочих, арбитражи, организации медиаторов, общественные объединения потребителей (утвержден подзаконный акт, содержащий исчерпывающий перечень таких субъектов). Передача претензии потребителя для разрешения «субъекту досудебного урегулирования споров» требует письменного согласия предпринимателя.

Не совсем понятно, зачем нужно было отдельно выделять термин «субъекты досудебного урегулирования потребительского спора», поскольку возможность передать спор на разрешение арбитража, либо медиатора существовала и ранее, без необходимости отдельной регламентации.

Также, вызывает вопрос, как понимать термин в части слов «досудебного урегулирования», поскольку урегулирование спора в арбитраже или путем медиации носит окончательный характер и исключает дальнейшее его рассмотрение в суде.

2. Регламентирован порядок проверок бизнеса по вопросам защиты прав потребителей

Закон дополнен ст. 6-2, которая содержит описание процедуры государственного контроля в области защиты прав потребителей в виде:

(1) Внеплановой проверки и

(2) Профилактического контроля без посещения предпринимателя.

В случае выявления нарушений на основании обращения, уполномоченный орган направляет субъекту рекомендацию об устранении нарушений, без возбуждения дела об административном правонарушении. Субъект обязан исполнить рекомендацию в течение 10 рабочих дней. В случае несогласия, субъект вправе направить возражение в течение пяти рабочих дней.

Несмотря на то, что дальнейшие шаги в Законе не прописаны, из Предпринимательского кодекса следует, что неисполнение рекомендации уполномоченного органа влечет контроль предпринимателя с его посещением.

3. Общественный контроль

Изменения в ст. 41 Закона предусматривают расширение полномочий общественных организаций в области защиты прав потребителей. Теперь они вправе, помимо прочего, в составе комиссии (трех человек) посещать места продажи товара (выполнения работы, оказания услуги), фиксировать такое посещение (фото-, аудио-, видео), а затем размещать результаты фиксации на интернет-ресурсе общественного объединения потребителей и (или) в средствах массовой информации.

В п. 1-1 ст. 41 Закона содержатся требования к периодичности, срокам, а также процедуре проведения общественного контроля (например, обязанность уведомить предпринимателя не менее, чем за один рабочий день до предполагаемой даты общественного контроля).

4. Единая информационная система защиты прав потребителей

Изменения в Закон предусматривают внедрение так называемой «Единой информационной системы защиты прав потребителей» - системы, которая предназначена для автоматизации приема и рассмотрения обращений потребителей.

Насколько мы понимаем, задача системы – объединить предпринимателей, потребителей, их представителей (адвокатов, консультантов), уполномоченный орган, а также других заинтересованных лиц в единую и общедоступную систему рассмотрения обращений.

Закон предусматривает включение предпринимателей в систему на добровольной основе. Между тем, время покажет, насколько в действительности присоединение к системе будет добровольным.

5. Другие изменения

5.1. Запрет на различия в цене товара/услуги в зависимости от способа оплаты

Изменения в Закон предусматривают прямой запрет на случаи, когда стоимость товара или услуги при оплате платежной картой отличается от цены при оплате наличными.

5.2. Запрет на навязывание дополнительных товаров/услуг

Изменения в Закон предусматривают запрет на продажу товаров/услуг при условии приобретения потребителем иных товаров/услуг. Аналогичный запрет применим к разрешению гарантийных требований потребителей (если выполнение гарантийных обязательств обусловлено приобретением потребителем каких-либо товаров/услуг);

5.3. Электронная коммерция

Изменения в Закон предусматривают обязанность предпринимателей при продаже товаров/услуг посредством электронной коммерции указывать на сайте:

(1) Контактные данные (адреса и номера телефона) уполномоченного органа и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров путем ссылки на официальный интернет-ресурс уполномоченного органа;

(2) Упоминание о том, что потребитель вправе обратиться к уполномоченному органу, субъектам досудебного урегулирования потребительских споров, либо в суд при нарушении его прав и законных интересов;

(3) Контактные данные (фактический адрес и номер телефона) предпринимателя.

Бахыт Тукулов, партнер
Арайлым Дауитова, юрист Tukulov & Kassilgov Litigation

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
5839 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Загрузка...
8 марта родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить