Как Figma стала самым востребованным стартапом в области дизайна

9903

Сколько Google Docs сделали для работы с текстом и GitHub — для кодирования, столько и Figma Дилана Филда делает для дизайна. Приложением пользуются сотрудники Netflix, Airbnb, Zoom и Discord, а в июле компания привлекла от инвесторов $200 млн: в рамках этого раунда Figma была оценена в $10 млрд

ФОТО: © Depositphotos.com\Primakov

29-летний Филд большую часть пандемии общался с пользователями Figma. Когда-то он летал на Украину и в Нигерию, чтобы лично пообщаться с клиентами, а теперь сидел на карантине и читал жалобы в службу поддержки, просматривал отзывы торговых представителей и отвечал пользователям в Twitter, пишет Forbes Russia. К октябрю 2020 года у него родился план.

Главный продукт Figma — это виртуальный холст, где дизайнеры и другие профессионалы создают изображения в реальном времени. Но они не могут использовать Figma, чтобы рисовать диаграммы для идей или блок-схемы. Здесь на помощь приходит FigJam — цифровая версия рабочей доски, покрытой стикерами, в офисе или дома. «Когда вы устраиваете мозговой штурм, вы пытаетесь создать очень гибкое пространство и помочь всем перейти в режим «Мы в потоке? Мы сейчас повеселимся. И пиксели нас не должны волновать», — говорит Филд.

После шестимесячного спринта Figma собрала достаточно отзывов от клиентов вроде Discord, Netflix и Stripe, чтобы запустить публичную бета-версию FigJam. Филд назвал проект готовым на 25% и ожидает, что он будет постепенно развиваться. «Когда вы достаточно поработали [над проектом], рынок выжмет из вас [готовый] продукт», — говорит он. Figma уже добавила функцию поддержки аудио, чтобы пользователи могли общаться с другими членами команды. В список приоритетных задач была внесена еще одна опция, которую часто просят клиенты, — таймер.

Adobe популяризировал программное обеспечение еще в 1980-х годах. К тому моменту, когда Figma заняла седьмое место в списке 100 лучших облачных компаний, дизайнеры уже начинали использовать европейский сервис Sketch и InVision (52-е место). Figma, которая вышла на рынок в 2016 году, уже насчитывает миллионы пользователей и, как сообщают источники, ожидает, что в этом году выручка увеличится более чем вдвое по сравнению с $75 млн в 2020 году. Организаторы кампании Джо Байдена управляли всеми визуальными активами через Figma. А когда в 2020 году во всех магазинах Америки закончилась туалетная бумага, Kimberly-Clark составляла формы повторного заказа с помощью инструментов Figma.

В июле компания привлекла от инвесторов $200 млн: в рамках этого раунда Figma была оценена в $10 млрд. Forbes полагает, что Филд и сооснователь компании 31-летний Эван Уоллес, владеют 10% Figma каждый, что позволяет считать их почти миллиардерами (Forbes применяет к непубличным компаниям ставку дисконтирования 10%).

На сегодня миссия проста: Figma намеревается стать для дизайна тем же, чем Google Docs стал для работы с текстом, а GitHub — для кодирования. «Вся экономика превращается из физической в цифровую, и дизайн — лишь очередная глава, — говорит Филд. — К тому же дизайн — это командный спорт, он по своей природе требует сотрудничества».

Как все начиналось

Когда Филд учился в старших классах специализированной технической школы в округе Сонома, штат Калифорния, он создавал роботов и сайты для друзей. Позднее Филд поразил руководителей во время летней стажировки в LinkedIn, когда помог разработать программу социальной ответственности. На занятиях группы студентов-бакалавров факультета информатики Университета Брауна он познакомился с Уоллесом.

В 2012 году, после стажировки в Flipboard, Филд бросил учебу и получил от фонда Питера Тиля грант в размере $100 000 на создание своего бизнеса (Уоллес присоединился к нему в Калифорнии, когда окончил университет). За несколько лет они перепробовали множество идей, включая программное обеспечения для дронов и (в худшие времена) генератор мемов. Наконец, они обдумали возможность бросить вызов приложениям Adobe для редактирования фотографий и создали инструмент, позволяющий сторонникам Барака Обамы вставлять себя в снимки с президентом.

Затем Филд обратил внимание на широко используемый для редактирования всех видов изображений Adobe Photoshop, в котором для этой цели применяется технология в общедоступном веб-браузере, а не в офисном приложении. Этой идеи было достаточно для венчурной фирмы Index Ventures, члена совета директоров Flipboard Дэнни Раймера, тогдашнего генерального директора LinkedIn Джеффа Вайнера и других, чтобы возглавить посевной раунд на $4 млн в 2013 году.

Отказ экс-генерального директора Mozilla Джона Лилли, инвестора Greylock Partners, возможно, был не менее ценным: Филд стоял на своем и попросил назначить встречу с Лилли, чтобы тот дал ему обратную связь. После того, как Лилли небрежно бросил фразу о том, что полезный совет может дать бывший генеральный директор Adobe Брюс Чизен, Филд нашел его и поговорил. «Дилан демонстрирует удивительное умение искать наставников и доходить до истины», — говорит Лилли, руководивший инвестициями Greylock в Figma в 2015 году.

Что оказалось труднее для Филда, так это решительно действовать на основе полученной информации. На запуск тестовой версии продукта Figma потребовались годы, и многие разочарованные сотрудники уволились раньше, чем это произошло. Наставник Филда Вайнер сказал ему, что задавать вопросы — это здорово, но нужно доверять своей интуиции.

Когда дело дошло до введения оплаты за использование Figma, интуиция подсказала Филду не торопиться и продолжать дорабатывать продукт. Однако, когда пользователь из Microsoft предупредил его, что внедрение Figma в IT-корпорации замедляется, поскольку сотрудники сомневаются, можно ли доверять бесплатному сервису от стартапа, Филд ускорился. Вернувшись к изучению вопроса, он выбрал модель, вдохновленную примером австралийской платформы Atlassian — простую систему тарифов: от $12 до $45 за редактор (многие пользователи все еще предпочитают бесплатную версию).

Позднее, когда некоторые крупные клиенты, в частности Google, попросили скидки за объем, Филд стал лично объяснять, почему Figma не пойдет на уступки. «Люди либо соглашаются и понимают нашу позицию, либо нет, и тогда они с нами не работают», — говорит он.

Сейчас, получив еще $200 млн, Figma должна решить, как расставить приоритеты для международной экспансии (80% пользователей уже находятся за пределами США, а в последнем раунде участвовали международные стратегические инвесторы, такие как Base Partners из Бразилии), потенциальных приобретений (компания купила два стартапа, один из которых обновил мобильное приложение Figma) и внедрения новых функций, которые позволили бы платформе стать комплексным решением. FigJam, пока незавершенный проект, находится на первой линии. Но предстоит еще большая работа над тем, чтобы превратить его в готовый продукт.

Этот более поздний этап — будущее компании, но Филд старается не заглядывать слишком далеко вперед. По его словам, при такой внушительной и растущей клиентской базе пользователи хотели бы, чтобы он добавил еще «миллион» новых опций. Если взяться за слишком многие задачи, инструменты Figma лишатся внутренней организации. Филд почти каждый день проверяет упоминания Figma и дизайна в Twitter или читает новые запросы в службы поддержки. «Некоторые клиенты недовольны, потому что хотят, чтобы что-то было исправлено, и это позволяет мне держать руку на пульсе, — говорит он. — А когда кто-то доволен, меня это очень радует. Меня это невероятно мотивирует».

Филд, который всегда ищет баланс, был в числе первых руководителей IT-компаний, согласившихся на гибридный формат работы: теперь сотрудники проводят в новом офисе Figma на Маркет-стрит в Сан-Франциско два дня в неделю. Во время июльского визита Филд сказал: «Мы принимаем это решение с широко открытыми глазами».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить