Как два брата и сестра создали бизнес на $1 млрд, продавая дешёвые игрушки

Путь семьи Моубрей к успеху в производстве игрушек был тернистым — на нём было и дешёвое съёмное жильё в Гонконге, и суды с конкурентами, и товары, которые никто не хотел покупать. Теперь, когда их бизнес стоит более $1 млрд, предприниматели хотят освоить новые территории

ФОТО: Zuru

Ник Моубрей работает в 12-комнатном особняке в новозеландском городке Коутсвилл. Раньше тут жил киберпреступник Ким Дотком — здесь его и задержали в 2012 году. У 34-летнего Моубрея жизнь поспокойнее. В своей усадьбе, занимающей полгектара, он держит виноградник, дающий урожая на 2000 л вина в год. Такую жизнь мужчина может себе позволить благодаря своему быстрорастущему бизнесу. Компанией - производителем игрушек Zuru он управляет вместе со своими старшими братом и сестрой — Мэтом и Анной. Прохаживаясь по своей библиотеке, предприниматель объясняет: «Моя философия состоит в том, что прилагаемые усилия всегда должны быть соразмерны цели».

Zuru, основанная в 2003 году, специализируется на производстве недорогих игрушек вроде Bunch O Balloons — устройства, которое за минуту наполняет 100 шариков водой.

Свою продукцию фирма реализует в 120 странах, её можно найти во всех крупных розничных сетях США. Ежегодный объём продаж компании составляет более $400 млн. Компания базируется в Гонконге, где живут Мэт и Анна. Благодаря гонконгской прописке Zuru платит налоги по низкой ставке.

Компания никогда не брала в долг, за исключением начального займа в $20 тыс. от родителей Моубреев, инженера и учительницы. Сейчас бизнес стоит больше $1 млрд и полностью принадлежит Нику, Мэту и Анне. Но если планы этой троицы воплотятся в жизнь, то в будущем предприятие может стать ещё дороже. Игрушки — лишь первый этап. Потом ожидается линейка потребительских товаров — например, памперсы и корм для домашних животных.

- Мы готовы на все, чтобы сделать компанию ещё прибыльнее. Для меня в этом и заключается смысл ведения любого бизнеса, — рассказал Ник, занимающий должность генерального директора на пару с Мэтом.

Их сестра Анна в высказываниях более сдержанна: «Мы из Новой Зеландии, и поэтому очень скромны. Но бизнес стал для нас настоящим приключением».

Фирма начиналась как хобби. В 12 лет Мэт смастерил мини-модель воздушного шара и с этим проектом одержал победу на новозеландской научной ярмарке. Вместе с Ником они ходили по окрестным домам и продавали наборы всем желающим. В 19 лет Мэт ушёл из колледжа и основал небольшое производство на ферме родителей. Когда 18 лет исполнилось Нику, он тоже решил не продолжать учебу. Вместе братья отправились в Китай, чтобы сделать из своего увлечения полноценный бизнес. Путь с самого начала оказался весьма тернистым.

- В первую ночь нам пришлось спать в кустах у гонконгского аэропорта, — вспоминает Ник.

Затем братья поселились в городе Шаньтоу в 300 километрах от Гонконга и арендовали там квартиру за $20 в месяц в восьмиэтажном доме без лифта. Анна присоединилась к ним спустя год.

Будущие предприниматели не теряли времени зря. Они начали с того, что стали присваивать себе разработки других компаний. Первыми подделками стали копилка и светящийся диск фрисби от двух маленьких производителей игрушек.

- Мы нашли их в интернете и просто скопировали, — признаётся Ник.

С этими товарами компания участвовала в одном из важнейших мероприятий в этой индустрии, Нью-Йорской ярмарке игрушек. Там они заключили контракт с дистрибьютором. Однако ещё до завершения мероприятия о копиях своих товаров узнали оригинальные производители, и изготовитель фрисби подал на Zuru в суд. Спор в итоге удалось урегулировать во внесудебном порядке.

После переполоха семья Моубрей переключилась на налаживание дистрибуции на зарубежные рынки — так, Zuru стала закупать для перепродажи игрушки от гонконгской компании Zing. Со временем в поисках новых источников дохода Zuru начала производить игрушки сама. Однако самое сложное было ещё впереди.

В 2005 Zuru в партнёрстве с китайским производителем выкупила за $1 млн права на карманную игровую приставку, на которой пользователь мог играть за футболиста Дэвида Бекхэма. У партнёров был заказ от Walmart на покупку 2,2 млн штук за $29 млн. Когда производство началось, американский ретейлер отменил более 80% от заказанного объёма, что сразу привело Zuru к огромным убыткам.

- Я летал туда-сюда и буквально упрашивал Walmart войти в наше положение, — вспоминает Ник.

С огромной неохотой торговая сеть все-таки согласилась заплатить за 800 тыс. устройств.

Однако появление приставок на прилавках Walmart обернулось полным провалом. По словам Ника, «товар так и стоял на полках, будто его кто-то намертво приклеил». Путь в Walmart для продукции Zuru теперь на долгие годы был заказан.

Неудачи не остановили семью Моубрей. Они вернулись к работе и со временем вывели на рынок игрушки, которые оказались финансово успешными. Например, Bunch O Balloons, самое известное творение Zuru, приносит компании $200 млн в год, а пластмассовые животные на батарейках из серии Robo Alive — $60 млн.

Тем не менее некоторые игрушки от Zuru слишком уж похожи на продукцию конкурентов. К примеру, игрушечные пистолеты Zuru из серии Dart Blasters, которые расходятся по 35 млн штук в год, до боли напоминают бластеры от Nerf. Ещё есть серия машинок Metal Machines, невероятно похожая на Hot Wheels от Mattel, а также пластмассовые фигурки персонажей, аналогичных тем, которые продает LEGO. В прошлом декабре производитель самого известного в мире детского конструктора подал на Zuru в суд, указав на то, что фигурки новозеландской фирмы «из-за чрезвычайной и очевидной схожести можно легко спутать» с фигурками LEGO. Судебные разбирательства идут по сей день.

Ник Моубрей видит все иначе: «Мы занимаемся не имитациями, а инновациями. LEGO защищают свою нишу, но они не хозяева рынка. Это так же, как говорить, что автомобиль с двигателем впервые создала компания Ford. И что же, теперь запретить строить автомобили всем, кроме Ford?»

В остальном бизнес идет вполне спокойно. В июле Ник прилетел в Штаты, где познакомился с миллиардером Биллом Акманом, занимающимся хедж-фондами. В США он хочет наладить связи с ретейлерами для продажи совершенно новой продукции Zuru, такой как корм для питомцев и моющие средства.

- Производить игрушки — это здорово. Мы добились впечатляющих успехов, ведь вкусы детей меняются каждые полгода, и это самый сложный бизнес на свете, — говорит Ник.

По его собственным оценкам, первое предложение в рамках нового проекта, а именно линейка памперсов под брендом Rascal & Friends, принесёт в этом году более $60 млн. Затем планируется выпуск капсул для стирки One Pod, витаминов Health by Habit и других товаров.

- Мы берём лучшее из того, что нам дал бизнес по производству игрушек, — автоматизацию, технологии изготовления потребительских продуктов, — и переносим их на более стабильные, надёжные категории, — добавляет Ник.

Предприниматель уже полностью вжился в идеальную для себя роль главного продавца в компании.

- Мы намерены построить бизнес невероятных масштабов. Скоро настанет наш звёздный час, — уверен он.

Перевод: Forbes.ru

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
9806 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
18 октября родились
Есжан Биртанов
заместитель председателя Национального банка Республики Казахстан, председатель совета директоров KASE
Елжан Биртанов
министр здравоохранения РК
Эдуард Огай
председатель совета директоров ТОО «Казахмыс холдинг»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить