Как делать деньги, нюхая цветы

18947

Алматинская студентка Дильда Абишева чуть больше года назад запустила онлайн-сервис по доставке цветов, а теперь открыла собственный магазин

Дильда Абишева.
Дильда Абишева.

21-летняя Дильда Абишева всегда хотела начать свой бизнес. Решительности у девушки было предостаточно, оставалось лишь определиться со спецификой.

- У меня было несколько критериев для будущего дела. Оно не должно требовать больших инвестиций, так как особых накоплений у меня не было, и возможности привлечь деньги или взять крупную сумму у родителей – тоже. Также этот бизнес должен был не мешать моей учебе и позволить закончить вуз, - перечислила она. - Как всем девушкам, мне нравится наряжаться. Я записалась на курсы шитья, которые посещала 4 месяца. После окончания курсов я планировала сначала самостоятельно шить вещи на заказ, а потом и ателье запустить. Я очень горела этой идеей, но когда начала погружаться в работу, поняла, насколько это ресурсоемкий процесс.

На курсах Дильда узнала только базовые вещи, которых оказалось недостаточно для работы модисткой.

- Мне хотели заказать платье, но я поняла, что не могу сшить его. К тому же, помимо самой швейной машины, нужны были многие дополнительные приспособления, которых у меня не было. Я поняла: чтобы стать специалистом в этой области, мне будет необходим не один год, и совмещать это с учебой я не смогу.

На тот момент Дильде было 20 лет, она училась на третьем курсе КазНУ им Аль-Фараби по специальности «Учет и аудит».

- В итоге я решила заняться продажей цветов. Денег у меня не было, и я остановилась на интернет-доставке цветов, так как это требовало минимум инвестиций, - объяснила она.

Студентка стала изучать цветочный рынок и, как признается, очень быстро поняла, что на товар есть большой спрос.

- Я поняла, что на рынке много игроков, соответственно, и конкуренция очень высокая. Но тот факт, что все продавцы цветов находят своих клиентов, свидетельствовал о том, что и спрос достаточно высокий, – отметила героиня.

Будущая предпринимательница начала искать оптовых поставщиков, связываться с ними и запрашивать прайс-листы. Но не получив ответа ни от одной компании, Дильда решила съездить к оптовикам, побеседовать, узнать цены, а заодно своими глазами посмотреть на товар. Прежде чем идти на встречи, студентка продумала схему сотрудничества.

- Я понимала, что мне надо идти к поставщикам уже с каким-то предложением. Я решила предложить им схему, согласно которой, получив заказ, я звоню оптовым компаниям, с которыми есть предварительные договоренности, они собирают букет по моему запросу. Курьер приезжает за цветами оставляет небольшую предоплату, забирает букет и доставляет его по названному клиентом адресу. А уже после того как я получу оплату от клиента, доплачиваю остаток поставщику, - рассказала она.

Именно с этим предложением Дильда и отправилась к оптовым продавцам.

- Многие из них мне отказали. Кто-то из оптовиков отказывался, не дослушав, другие посмеивались. Было очень неприятно: ты предлагаешь компании еще один канал сбыта, а люди просто не слушают тебя, - вспоминает девушка.

Обойдя с десяток фирм, она нашла поставщиков, которые согласились работать по предложенной схеме. Дильда изучила ассортимент компании, узнала цены и отправилась домой – создавать свой сайт. По признанию девушки, пришлось пересмотреть множество видеоуроков на эту тему. Но в итоге за две недели она написала свой сайт. Так же из видеоуроков по продвижению сайтов она узнала, что можно дать рекламу в Google и Yandex.

- Я стала изучать, как настроить рекламу. Это было, пожалуй, самое сложное, с чем мне пришлось столкнуться. Я все делала по инструкции, но у меня ничего не получалось. Все время выходила какая-то ошибка. А время уже близилось к дате, когда я планировала запустить свое дело - 14 февраля. Я понимала, что могу не успеть, но допустить этого было нельзя. Ведь День всех влюбленных – один из пиковых по продажам дней на цветочном рынке, наравне с 8 марта, - рассказала Дильда.

Начинающая предпринимательница увидела в Сети информацию о том, что специалисты Google могут помочь с настройками, если к ним обратиться. Она заполнила небольшой бриф, после чего ей перезвонили из московского офиса компании.

- Это было 13 февраля. Специалисты Google меня проконсультировали и попросили пополнить счет на $50 для запуска рекламы. Всего в создание и развитие интернет-мазазина я вложила 9 тыс. тенге, которые скопила со стипендии. Мне очень повезло: менеджер из московского офиса задержалась на работе, чтобы настроить все для меня. В итоге в ночь с 13 на 14 февраля мы запустили рекламу компании, которую я назвала Dildiny, - вспоминает она. – У меня уже были договоренности с друзьями, у которых есть машины, о том, что они помогут мне с доставкой заказов. Оставалось лишь предупредить двух преподавателей, что я не смогу прийти на промежуточные экзамены, которые были назначены как раз на 14 февраля.

Студентка написала педагогам письмо, в котором честно призналась, что начала свое дело и не сможет прийти на промежуточный экзамен, так как 14 февраля пропустить не может.

- В конце письма я подчеркнула, что если преподаватели не смогут пойти мне навстречу, я пойму их. Это был осознанный выбор в пользу бизнеса, - отметила девушка. – Но, к счастью, педагоги вошли в мое положение и разрешили сдать экзамены в другой день.

Утром 14 февраля Дильда увидела на своем ящике первый заказ, который поступил в три часа ночи.

- Это были розовые тюльпаны. В этот день пришло 20 заказов. В первый день работы оборот компании составил более 150 тыс. тенге. Но когда я начала подсчитывать расходы, чистая прибыль составила 7 тыс. тенге. Так получилось потому, что я выбрала дорогой рекламный пакет. Но к 8 марта я разобралась с этим и значительно сократила расходы на рекламу. Кроме того, я просто не знала, что цветы в праздники значительно поднимаются в цене. Я принимала заказы по старой цене, а когда приезжала к оптовым поставщикам, узнавала, что цена новая, «праздничная», - делится она своим опытом.

В промежуток между 14 февраля и 8 марта заказов было немного. Дильда общалась с клиентами, практически не отрываясь от учебы, иногда лишь отпрашиваясь с занятий, чтобы доставить заказ. За этот срок она наладила работу с курьерами, которых привлекала на аутсорсинг.

- Впереди был Международный женский день; я понимала, что заказов будет много и ездить с курьерами я не смогу. Но я должна была доверять этим людям и поэтому решила заранее познакомиться с ними и посмотреть на них в работе, - подчеркнула она.

Как призналась девушка, с весеннего праздника она переключила свое внимание с бизнеса на учебу. Но в мае, после того как закрыла сессию, Дильда вернулась к делу. За лето ей удалось наладить связи с еще несколькими поставщиками в Алматы, а также выйти на рынки Астаны и Караганды.

- Выйти на новые рынки я решила потому, что хотела увеличить свой доход, так как запланировала открыть свой магазин в конце лета, к 1 сентября. Ничего лучше я не придумала, как увеличить его через увеличение оборота за счет выхода в другие города Казахстана.

Девушка нашла партнеров в Астане и Караганде.

- Это компании, которые также занимаются цветочным бизнесом. Если я получаю заказ в этих городах, я принимаю его здесь, связываюсь с партнерами, говорю, какой букет мне нужен, как подписать открытку и куда доставить. Они мне дают скидку на свой товар, а я продаю цветы по рыночным ценам. Маржа небольшая, ниже, чем от продаж в Алматы, но я сначала хочу наработать клиентов в этих городах, а потом уже открою свои точки, - поделилась она планами.

А вот открыть магазин в центре в Алматы к началу осени Дильде не удалось. Зато она запустила его к 14 февраля, ровно через год после старта бизнеса. Как призналась предпринимательница, планы пришлось пересмотреть из-за девальвации тенге.

- Когда я планировала открыть магазин, меня переполняли эмоции. Но подписание договора об аренде, наем людей показали иную меру свой ответственности. Это другой уровень: все намного сложнее, риски увеличиваются. К тому же пока интернет-магазин лидирует по продажам. Если в магазине удается продать в среднем 3 букета в день, то через сайт поступает от 5 до 10 заказов в сутки, - говорит она. – Цена за букет варьируется от 5 тыс. тенге до 66 тыс. тенге. Раньше доставка была бесплатной, но после девальвации пришлось сделать ее платной (стоимость зависит от адреса), зато стоимость цветов я смогла оставить без изменений.

Дильда не сожалеет о решении открыть магазин.

- Когда у меня был только интернет-магазин, многие клиенты изъявляли желание прийти в офлайн-магазин и посмотреть товар воочию. Более того, магазин мне нужен для того, чтобы собирать какие-то интересные букеты. У поставщиков зачастую нет то одного, то другого. А с открытием у меня появилась возможность покупать все необходимое у разных оптовиков, привозить это в магазин и собирать букеты самостоятельно, - поведала она.

Сейчас ежемесячный оборот компании составляет 1 млн тенге. В штате, помимо самой владелицы, работают 2 человека – менеджер по работе с клиентами и флорист.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить