Инженерное дело

12141

Ерсин Коккозов и его вклад в инновационный процесс

Казахстанский центр новых технологий — такова мечта предпринимателя Ерсина Коккозова. Директор ТОО «Тулпар-Интех» уже 20 лет выстраивает свой бизнес, не слишком рассчитывая на госпрограммы и поддержку со стороны. Его компания занимается научно-производственной деятельностью в области точного приборостроения от идеи и патента до внедрения в производство. Одно из направлений — разработка и производство оборудования, благодаря которому  движение на железнодорожном транспорте становится более безопасным. В течение ряда лет без замечаний эксплуатируются его вагоны-дефектоскопы и вагоны-путеизмерители. Аппаратура, разработанная и изготовленная компанией Коккозова, позволяет диагностировать балльность железнодорожных путей, выдавать точные геометрические параметры, а также выявлять скрытые и наружные дефекты рельсов.

Архивы пресс-служб

«Главное в бизнесе — заниматься тем, в чем ты разбираешься досконально, — считает Коккозов. — Даже если тебе просто интересно открыть ресторан, не стоит начинать, не разобравшись в этом деле детально». 

Детально разбираться в точных науках, приборах, прикладном значении науки  Ерсин Коккозов начал со студенческой скамьи. Он окончил факультет прикладной математики КазГУ им. С. Кирова. В последние годы существования Советского Союза при комсомольских организациях открывались научно-технические центры молодежи, в один из которых и пришел молодой инженер Ерсин Коккозов. Вскоре настало время кооперативов. Разработку  и производство первых приборов Ерсин начал в небольшой научной лаборатории в Караганде. С развалом Союза производство стало приобретать рыночные очертания. Уже в конце 1990-х фирма Ерсина Коккозова выпустила первый в стране робот-дальномер, выполнявший все виды калибровочных работ. Сейчас Ерсин и сам не может понять, как компании это удалось — за разработки не платили вовсе. Сегодня его фирма позиционирует себя как инновационная. Бизнесмен усмехается: «Заездили уже это слово, применяют к месту и не к месту. Я тут слышал как-то один аким области докладывал президенту: представляю нашу инновацию — молочный завод. Да, думаю про себя, прорывная инновация». 

Разработки его компании относят к высокотехнологичному приборостроению. Фирма имеет лицензии на производство и ремонт средств измерений, множество патентов и авторских свидетельств. Например, его «Тулпар» — это единственная отечественная компания, серийно выпускающая вагоны-путеизмерители и вагоны дефектоскопы. Существует ряд российских компаний, которые занимаются созданием подобных комплексов, однако там не везде налажено серийное производство. Только западные производители разрабатывают и выпускают нечто подобное в промышленных объемах, например итальянская фирма «Мермек», изготовляющая диагностический поезд «Архимед».

Вагоны-путеизмерители от Коккозова оснащены бесконтактной аппаратурой собственной разработки: оптическими лазерными измерителями, лазерной навигационной системой и высокопроизводительным вычислительным комплексом. Благодаря такому оборудованию можно не только контролировать десятки параметров железнодорожного пути, но и решать задачи безопасности движения, мониторинга состояния пути.

Традиционно план и профиль пути снимались геодезистами, а основные параметры пути — контактным методом. Это надежный способ, но, к сожалению, он не работает на высоких скоростях. Уже шесть лет системы путеизмерения, разработанные и произведенные компанией Коккозова, измеряют параметры казахстанских железных дорог. Причем обходятся эти системы в несколько раз дешевле зарубежных аналогов.

Одними из первых разработки бесконтактных систем применили британцы. На запуск системы в Великобритании было потрачено 60 млн фунтов. Итальянский «Мермек» усовершенствовал  системы — производство тюнингового варианта путеизмерительной  техники обошлось в 300 млн евро. Коккозов оперирует более скромными суммами. Ежегодно на  данное направление его компании требуется около 800 млн тенге. Эти деньги компания пытается заработать сама. Но перебиваться небольшими тендерами несерьезно, говорит Ерсин, необходима мощная государственная поддержка.

Архивы пресс-служб
В октябре 1989 года было зарегистрировано научно-техническое производственное объединение «Есеп» при Республиканском студенческом совете ЦК ЛКСМ Казахстана, которое и превратилось позже в «Тулпар-ИнТех»

И не его фирме в частности, а отрасли высокого приборостроения в целом. Здесь необходимо говорить о цепи «образование — наука — производство». Если инновационный проект связан с созданием приборов и оборудования, то к составу исполнителей, естественно, добавляются высококвалифицированные сотрудники. В отличие от ученого инженер отвечает за креативное приложение научных принципов к планированию. В триаде «ученый — инженер — рабочий» именно инженер является центральной фигурой прогресса.  Доля инженерного труда в реализации современных технических объектов постоянно растет, это объясняется непрерывным усложнением технологий и, соответственно, сокращением числа рабочих.

В каждой развитой стране мира существует система предъявления требований к качеству инженерной подготовки и признанию инженерных квалификаций. Такие системы, как правило, реализуются в каждой стране национальными неправительственными профессиональными организациями — инженерными советами, имеющими в своем составе органы по аккредитации образовательных программ и сертификации специалистов. Наиболее авторитетной, к примеру, в США и во всем мире профессиональной организацией, занимающейся оценкой качества инженерных образовательных программ в университетах, является Совет по аккредитации в области техники и технологий (АВЕТ).

Компьютерные томографы гораздо дешевле разрабатывать и производить в Казахстане

На базе научно-производственной лаборатории в Караганде Коккозов уже несколько лет занимается обучением специалистов. Он убежден, что сейчас все — от правительственных структур до средств массовой информации — должно работать именно на повышение престижа естественнонаучных и инженерных специальностей. Например, в США в настоящее время резко меняется отношение к образованию и профессиональной ориентации школьников в целях подготовки нового прорыва в науке и технологиях. В Германии и Японии и вовсе все начинается еще на уровне детского сада.

Сам Ерсин мечтает о создании в Астане межотраслевого научно-технического центра. Центр — как специальная экономическая зона, где будут придуманы и сделаны точные приборы и оборудование, причем инженеры и ученые могут вести свои разработки в разных отраслях.  По словам Ерсина, те же компьютерные томографы гораздо дешевле разрабатывать и производить в Казахстане, и тогда они станут доступны  любой районной больнице. Идея подобного центра вполне вписывается в действующую программу форсированного индустриально-инновационного развития, которая как раз призвана финансово поддержать цепь «образование — наука — производство». Главное, говорит предприниматель, заложить правильный фундамент и избавиться от коррупции, начав с проведения честных тендеров. Тогда мечты о казахстанском высокотехнологичном чуде, возможно, и станут реальностью. Ерсин, по крайней мере, в это верит.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить