Как грузчик создал компанию, доставляющую грузы в любую точку мира и стал «предпринимателем года»

21364

Количество и качество транспортно-логистических услуг позволяет ему не бояться конкурентов

Фото: Андрей Лунин

Президент Atasu Group 43-летний Марат Жуман, объявленный в минувшем феврале победителем национального финала глобального конкурса «Предприниматель года – 2018» по версии компании Ernst & Young, говорит, что история его транспортно-логистической компании началась в родном ауле Атасу, что в Карагандинской области.

- Мой дед в тяжелые 30-е годы пошел работать на железную дорогу. Можно сказать, что благодаря «железке» он выжил – и тогда, и позже, во время войны (у него была железнодорожная броня, и его не призвали на фронт). Ата был для всех нас авторитетом. Потому многие мои братья и сес­тры работали или продолжают работать на железной дороге. Я тоже пошел по его стопам, – рассказал собеседник Forbes Kazakhstan.

100 долларов и мышечная сила

После школы Марат Жуман поступил в Алма-Атинский институт инженеров железнодорожного транспорта (сейчас Казахская академия транспорта и коммуникаций) на специальность «организация перевозок на железнодорожном транспорте». По большому счету он до сих пор работает по специальности.

- Я приехал сюда в начале 90-х. У родителей денег не было, чтобы помогать студенту. Поэтому я устроился на вокзал Алматы II грузчиком, по ночам там же подрабатывал охранником, – поделился воспоминаниями предприниматель. – В то время начался челночный бизнес, все приезжали в Алматы на барахолку за товаром. Для посторонних людей железная дорога, отправка грузов – это темный лес. Тогда были транспортные компании, которые только оплачивали перевозку. Отправителю самому приходилось заказывать вагоны, брать в аренду железнодорожный тупик, даже сдавать экзамены на умение правильно грузить и крепить грузы. Все это отнимало у людей много времени и сил. У меня появилась идея создать компанию, которая предоставляла бы клиентам такие услуги, как отправка и прием грузов.

В 2018 году показатель EBITDA у Atasu Group вырос на 208% по сравнению с 2015 годом. За этот же период продажи увеличились на 86%, а рост акционерного капитала составил 208%

В 1998 году Марат основал компанию Atasu: «У меня было 100 долларов и съемная квартира, которая стала и моим первым офисом. Начал давать объявления, но в первое время клиентов было мало, потому что никто не знал, что такие услуги в принципе возможны. Я делал всю работу сам: и бумаги оформлял, и грузил, иногда друзья помогали». Однако сарафанное радио быстро разнесло новость, что есть компания, которая «снимает головную боль» у отправителей грузов, и клиенты пошли.

К 2004-му Марат уже был в состоянии арендовать отдельный офис и принимать на работу сотрудников. География поставок Atasu перешагнула границы Казахстана и распространилась по всему СНГ.

- Однажды я шел по коридору офисного здания и встретил двух парней, которых заинтересовала наша вывеска. Мне очень повезло: оказалось, что это представители Sinotrans – одной из самых крупных транспортных компаний Китая. Они стали расспрашивать: «У вас транспортная компания? Вы перевозками занимаетесь? Нам как раз нужен партнер, который сможет по Казахстану и СНГ доставлять наши грузы». Через месяц они пригласили меня в Китай, и мы заключили контракт. Сначала мне дали пробные вагоны. Я справился на отлично. После этого китайцы стали увеличивать объемы перевозок. С Sinotrans я работаю до сих пор, – рассказал собеседник.

200 из почти 8000 действующих контрактов Atasu заключены с китайскими компаниями. При этом китайские товары составляют 40–45% перевозимых компанией грузов. Чтобы было легче работать с Поднебесной, Марат открыл там представительство (они у Atasu Group также действуют в Южной Корее, России, Узбекистане, Латвии и во всех городах Казахстана).

- Поначалу в Китае были проблемы – языковые и связанные с законодательством. У них совершенно другие правила, в которые нам пришлось вникать. Ошибки были, но на них учатся, – заметил Марат.

Фото: Андрей Лунин

Connecting countries

«Сможете отправить груз на Южный полюс?» – спросила у Марата.

- В любую точку мира, – уверенно ответил тот. – Atasu Group осуществляет железнодорожные (это основной сегмент, так как мы большая страна и удобно расположены между Азией и Европой), автомобильные, авиа- и морские перевозки. При необходимости комбинируем их, чтобы удешевить транспортировку. Самолетов и кораблей у нас в собственности нет, поэтому пользуемся услугами авиа- и судоходных компаний.

По словам собеседника, на стоимость услуг транспортно-логистических компаний в лучшую сторону влияет наличие собственных железнодорожных вагонов и терминалов.

- В 2003 году у нас было всего 20 своих вагонов, в 2007-м – уже 170, сейчас около 2000. Этого количества вагонов, конечно, мало, поэтому мы активно привлекаем вагоны других компаний. Сейчас ежемесячный грузооборот компании составляет 10 тыс. вагонов. За все время существования Atasu Group мы потратили 28,5 млрд тенге на покупку вагонов. У нас также есть автопарк – два десятка машин. Раньше было более 50, но мы продали часть, так как поняли, что выгоднее отдать автоперевозки на аутсорс, чем самим содержать машины и штат водителей, – объяснил Марат. – Мы занимаемся и экспортом, и импортом, и транзитом. Но большую часть наших перевозок составляет транзит грузов из Китая в Центральную Азию, Россию и Европу.

Чтобы еще более оптимизировать цены, во второй половине 2010-х в компании задумались о строительстве собственного железнодорожного терминала. Купили участок под Алматы и в 2010 году начали строительство. В 2011-м терминал, который сейчас занимает площадь 18 тыс. кв.м и в который Atasu вложила собственных 3,3 млрд тенге, был запущен в работу.

- Я еще в начале 2000-х понял, что будущее за Китаем: каждый год эта страна наращивала перевозку грузов. С появлением программы «Один путь – один пояс» объемы экспорта из Поднебесной стали расти активнее. Поэтому в 2012 году мы решили построить еще один терминал – уже на границе с Китаем, на железнодорожном переходе «Достык». Вложили в строительство 2,1 млрд тенге. С 2013 года терминал площадью 14 000 кв. м заработал, – поделился воспоминаниями предприниматель. – Так как китайская железнодорожная колея уже, чем казахстанская, на этом переходе мы перегружаем грузы в наши вагоны и отправляем дальше. На территории всего бывшего СССР железнодорожная колея одинаковая. Если же надо везти груз дальше, в Европу, то в Белоруссии приходится опять перегружать в другие вагоны, которые могут передвигаться по европейской колее.

В Atasu Group работает порядка 1000 человек. Персонал владеет казахским, русским, английским, турецким, китайским, немецким языками

Клиенты могут заказать у Atasu Group перевозку любых грузов, не запрещенных законом: от простых до сложных, от конверта до турбины для газового месторождения. Если с конвертом все просто, то с негабаритными грузами приходится «заморачиваться». Если объект перевозки не соответствует размерам вагона, то нужно разрабатывать схему размещения и крепления груза, утверждать ее с нацкомпанией «Казахстан Темир Жолы».

- В перевозках очень много особенностей, поэтому компании предпочитают отдавать эту часть работы нам, а не самостоятельно выстраивать всю транспортно-логистическую цепочку. Понимаете, мы не просто решаем проблемы с транспортировкой – мы предотвращаем проблемы, которые могут возникнуть при транспортировке. К тому же мы можем затаможивать и растаможивать товары, страховать их, обеспечивать охрану в пути, предоставлять склады для хранения товаров и площади для временного размещения контейнеров, даем возможность клиентам через наш сайт в онлайн-режиме следить за перемещением груза, то есть оказываем весь спектр услуг, – перечислил Марат.

Именно количество и качество транспортно-логистических услуг позволяет ему не бояться конкурентов. Марат утверждает, что в Казахстане есть компании, которые могут потягаться с Atasu Group в каких-то сегментах – количеством вагонов, мощностью терминала, навыками в брокерских делах, но ни у кого из них нет всего сразу.

Фото: Андрей Лунин

Равнение на лучших

- В 2017 году я решил, что компании нужно дальше развиваться – увеличивать парк вагонов, потенциал терминалов. Но собственных денег для этого у нас не было, в банках мы тоже не хотели кредитоваться, поэтому наняли консультантов, чтобы они помогли найти инвесторов. Мы обошли много компаний с проектом развития Atasu Group. Нами заинтересовалась CITIC Group (одна из крупнейших государственных инвестиционных корпораций Китая. – Прим. авт.). У нас с ними были длительные переговоры, потом почти год они нас проверяли с юридической, финансовой сторон. В итоге в 2018 году CITIC Group вошла в наш капитал, – рассказал собеседник.

Благодаря инвестициям (их сумму Марат не разглашает) Atasu Group приобрела более 1500 новых вагонов, а также специальное оборудование, которое увеличило мощность обоих терминалов, принадлежащих компании.

- Сейчас мы активно развиваем курьерскую службу, потому что видим за ней будущее. Ведь все больше людей покупают через интернет-магазины, а эти покупки надо кому-то доставлять», – объясняет предприниматель. Кроме того, Atasu Group вкладывает в развитие собственного программного обеспечения. «Для меня примером является компания Amazon – то, как они строят бизнес, как развивают свою платформу. В будущем мы хотим выйти на такой же уровень: создать платформу, на которой можно будет собрать всех перевозчиков, – поделился планами Марат.

В конце встречи спросила собеседника: если бы он только сейчас окончил вуз, начал бы заниматься транспортно-логистическим бизнесом?

- Конечно, сейчас сложнее начинать – и конкуренты есть, и денег нужно больше вкладывать. Но когда я понимаю, что могу соединять Восток и Запад, разные страны, разных людей, я чувствую себя счастливым. Я бы все равно занялся перевозками – это мое призвание, – улыбнулся Марат.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить