Горячие клавиши

18609

Как построить в Казахстане компьютерное производство

Фото: Андрей Лунин

Держа в руках 200 рублей – стипендию за два месяца, студент третьего курса Алма-Атинского энергетического института Сергей Швалов прикидывал, кого еще из друзей можно пригласить на загородный пикник. Компания подбиралась теплая, выходные обещали быть по-студенчески отвязными. Приятные размышления нарушил телефонный звонок. «Бери деньги, вези их в банк, сегодня нужно открыть счет для нашей фирмы», – деловым тоном сообщил друг Сергея, Пак Ин. Мираж вечеринки верно угасал... На дворе был 1992 год, несколько месяцев назад распался СССР, экономика задыхалась от гиперинфляции, общество без подготовки на всех парах въезжало в капитализм, не успев попрощаться с развитым социализмом. Спустя 20 лет Сергей Швалов будет руководить крупнейшей в Казахстане IT-компанией рыночной стоимостью более $22 млн (по оценке Forbes Kazakhstan).

Бизнес не терпит суеты

В начале 90-х прошлого века компьютер был не просто рабочей станцией, а скорее элементом стиля, наряду с малиновым пиджаком и шестисотым «мерином». Кто теперь помнит аббревиатуры ЭВМ, ПЭВМ? Сегодня должность «оператор ПЭВМ» в сознании обывателя нечто среднее между скорняком и резчиком матрешек. Стоимость одной станции «плавала» в районе $5 тыс., и заниматься компьютерами в то время было престижно. Следуя за растущим спросом, трое друзей – Дмитрий Кан, Сергей Швалов и Пак Ин – основали компанию LogyCom, получив акт государственной регистрации 1 апреля 1992 года.

«IT-бизнес сегодня это глубокое и многозначное понятие. Тогда же, в начале 90-х, все сводилось к слову «компьютер». Не было компьютерных сетей, Интернета, и мы назывались просто: компьютерная компания, – вспоминает Сергей Швалов. – Поначалу мы не имели достаточно средств, чтобы организовать процесс поставки и производства компьютерной техники, поэтому занимались ремонтом и сервисом радиоэлектронной и вычислительной техники. Нам, двадцатилетним студентам, сложно было разобраться во многих вопросах: как строятся бизнес-отношения? что такое финансовая отчетность? как выстраивать стратегию развития компании? Понимание рынка, его структуры, механизмов и рычагов пришло гораздо позднее, тогда же мы следовали за своими амбициями, интуицией. Моя первая должность в LogyCom – главный инженер».

Первый логикомовский компьютер был собран на коленях на чердаке Алма-Атинского энергетического института в 1992 году на заказ. «Когда мы его сделали, безусловно, я испытал гордость и потрясающее чувство внутреннего удовлетворения. И, конечно, я понял, что не боги горшки обжигают», – говорит Швалов.

Через некоторое время молодая компания LogyCom получила заказ от Министерства высшего образования на поставку издательских комплексов. В комплект помимо компьютера входили сканер и принтер, которые покупали в Москве и возили в Алма-Ату.

В те лихие времена заниматься коммерцией было непросто – бизнес страдал не только от произвола на «большой дороге» – головорезов с автоматами, милиции и контролирующих организаций. В 1995 году компания потеряла все заработанные деньги – около $200 тыс. – из-за налоговой реформы, когда задним числом был введен НДС, и фактически все деньги нужно было отдать в казну. Позднее выяснилось, что можно было взять отсрочку, существовали другие легальные методы избежать потерь. После этого LogyCom серьезно усилил свою финансовую и юридическую службы.

Сегодня LogyCom один из лидеров казахстанской IT-отрасли. В розничную сеть компании входят 34 магазина в 17 крупнейших городах Казахстана, дилерская сеть насчитывает 500 компаний. Доля Сергея Швалова в капитале АО «Логиком» – 74,22%, что, по оценке Forbes Kazakhstan, составляет $16,81 млн. Остальные доли распределены между партнером Швалова – вице-президентом АО «Логиком» Максимом Круговым (18,56%) и ТОО «ЭЛ СИ ТРЭЙД» (7,22%). Партнеры Швалова впоследствии вышли из бизнеса.

Основной продукт – это комплексы под собственной торговой маркой LogyCom, единственное в Казахстане автоматизированное конвейерное производство персональных компьютеров с ежегодной мощностью выпуска 600 тыс. штук в год.

Кроме того, компания разрабатывает собственное программное обеспечение – систему управления предприятием LogyCom Astrum. Данная система решает задачи как оперативного и стратегического управления предприятием, финансового и управленческого учета, оформления всех видов продаж, интернет-магазина, так и CRM (управление взаимоотношениями с клиентами), DRP (планирование распределения ресурсов), MRP (планирование потребностей производства), логистики, импорта первичных данных в бухгалтерскую систему, оформления документов по производству, сервисному обслуживанию, учету основных средств, бюджетированию и многое другое.

В отличие от других систем Astrum разработана специально для казахстанских реалий, с учетом специфики казахстанского бизнеса. Система настраивается административными механизмами под конкретное предприятие, а не дописывается. По сути, каждая компания-клиент получает индивидуальный продукт. Среднее количество внедрений – 10 в год, большинство из которых приходится на корпоративный сектор.

Собираются компьютеры LogyCom в собственном цехе с конвейерной линией, оборудованной термокамерой для проверки работы ПК в условиях повышенной температуры. Производственно-складской комплекс компании располагается на площади 8,3 тыс. кв. м. Компания выпускает не только персональные компьютеры, но и серверы, а также сетевое оборудование под брендом Logynet. Объем продаж LogyCom за третий квартал прошлого года составил почти $100 млн.

Сергей Швалов убежден, что IT-рынок Казахстана продолжает формироваться, на нем присутствуют уверенные игроки с серьезными позициями. В целом, по оценке Швалова, годовой оборот рынка составляет «существенно более $1 млрд». Рост отмечается практически во всех сегментах, за исключением персональных настольных решений – в данном сегменте рост идет планомерно, но медленно. Если говорить о ситуации на рынке в целом, то сработал отложенный спрос 2009–2010 годов, и в 2011 году рост превысил 20%. В 2010-м доля рынка компании LogyCom в сегменте компьютерной техники составила 24%, по итогам 2011 года – 27%.

«Мы работаем на трех сегментах рынка, по типу покупателя: розничная сеть, большой корпоративный сегмент (большие промышленные предприятия класса «Казахмыс», «Казахстан темир жолы», «Казахтелеком») и дистрибуция (в качестве покупателей выступают профессиональные игроки рынка, которые перепродают оборудование). Остальные компании, как правило, не работают сразу в трех сегментах. Одни сильны в корпоративном секторе, но у них нет розницы, другие, напротив, сильны в рознице, но почти не работают в корпоративном секторе», – говорит о расстановке сил на рынке Сергей Швалов.

Поиск новых форм

Сотрудники LogyCom в приватной беседе гордятся: мол, шеф любит читать, развиваться, применять новое, на планерках сыплет цитатами, и, чтобы понимать, о чем идет речь, им нужно читать книги, невольно рекомендованные руководителем, заниматься самосовершенствованием. «Последняя работа, которую я прочитала, это «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд, даже выписала и выучила несколько цитат, чтобы при случае ответить на высказывание директора», – делится результатом воспитательной работы своего шефа сотрудница LogyCom, пожелавшая остаться неназванной.

LogyCom в настоящее время расширяет производство, выходит на новые рынки, где без серьезной команды профессионалов нечего делать. Команда – важнейшее достижение компании, это главное для Швалова. Он подчеркивает, что в LogyCom много людей, работающих в компании десять и более лет, всего это свыше 800 человек. Здесь собрана сильнейшая в Казахстане группа разработчиков программного обеспечения, высокопрофессиональные специалисты в подразделениях производства, логистики, отделах, реализующих эксклюзивные проекты для корпоративного сектора «под ключ».

Управление в компании осуществляется по международному стандарту ISO 9001:2001. Централизованное ведение бизнеса в компании в режиме онлайн ведется с использованием внутреннего программного обеспечения КИС Astrum, которое позволяет эффективно и точно выполнять работу во всех регионах. В компании работают инициативные, творческие, ответственные и увлеченные люди, старания и вклад которых всегда достойно оцениваются топ-менеджментом, а различные формы обучения и мотивации способствуют карьерному росту – так начинающие специалисты уверенно шагают вверх по карьерной лестнице. Персоналу обеспечены высококомфортные условия труда и оснащенность рабочих мест, питание и развозка.

Мнение

Архив пресс-службы

Ближайшими конкурентами LogyCom являются Alser, «Технодом», Sulpak. Тенденции рынка характеризуются тем, что ниша реализации IT-товаров, которая изначально исходила из специализированных магазинов, теперь кочует в крупные ретейлерские торговые центры, которые могут существенно манипулировать ценовой политикой (могут позволить себе более низкую маржу, но реализацию больших объемов). Мелкие магазины позволить себе такого не могут, соответственно, будут вынуждены перепрофилироваться в продавцов специальной компьютерной техники либо уходить с рынка.

Мы полагаем, что сборочное производство на текущий момент не является серьезным видом бизнеса из-за малого объема рынка и высокой себестоимости. Экономический эффект, безусловно, имеется, однако перепродажа техники всегда была и будет более выгодным предприятием, нежели выпуск товаров отечественного производства. 

Эффективно работает учебный центр, где реализуются программы тренингов, действует система внутренних стажировок. Для вновь принятых работников проводится вводное обучение и адаптация персонала. Для сплочения команды и повышения корпоративного духа регулярно проходят праздничные мероприятия, в которых каждый работник может проявить свои таланты.

«В бизнесе приносит успех командная работа, и только тот, кто сумеет собрать, сплотить и замотивировать команду, добьется серьезного успеха», – считает Сергей Швалов.

Новые рельсы

«В этом году мы запускаем линию по сборке ноутбуков и планшетников, – раскрывает свои планы Швалов. – Понятно, что сейчас не может идти речи о том, что мы создадим устройство с нуля – это утопия. Мы встроены в систему мировой кооперации, и изобретать велосипед не имеет смысла. Казахстан в мировом масштабе – очень маленький рынок, и нет необходимости делать на нем что-то особенное. Помимо Казахстана LogyCom с оптимизмом посматривает на север, рассчитывая в будущем выйти на рынки России, Киргизии и Узбекистана. C компанией Intel, которая продвигает по всему миру программу по производству специальных нетбуков для школ, так называемых Classmate PC, под управлением ОС Windows, LogyCom будет производить для нашего рынка компьютер, разработанный специально для школьников. Он имеет массу преимуществ, например, рассчитан на падение с полутораметровой высоты, вандалоустойчив. Цена такого гаджета не будет превышать $350».

В настоящее время LogyCom везет в Казахстан линию для производства новых устройств. По словам менеджеров компании, это будет не просто сборочная линия, а комплекс станков по производству корпусов, широкого ассортимента гаджетов и IT-систем, то есть производство на порядок выше сборочного.

«Эти устройства мы будем производить и для государственного сектора, и для розницы. Такие простые мобильные устройства нужны многим, не только школьникам, но и, например, контролерам, которые проверяют счетчики тепла, энергии и воды», – размышляет Сергей Швалов.

Модернизация нового производства проходит в несколько этапов. Стоимость первого этапа – собственно поставки оборудования – около $1 млн, инвестиции в остальные этапы существенно выше. Швалов также пояснил, что компания инвестирует собственные средства, не прибегая к кредитным инструментам.

На рыночной волне

Казахстанский IT-рынок в планетарном масштабе, безусловно, мал, при этом развитие IT-отрасли весьма далеко от технологического и конъюнктурного тупика, развиваться есть куда, и Швалов уверен, что мы еще станем свидетелями не одной инновационно-технологической революции. Поэтому производить те же чипы для потребностей казахстанской IT-индустрии нецелесообразно.

По мнению Швалова, на IT-рынке в нынешнем году продолжится изменение в структуре спроса. Во-первых, все больше потребителей проявляют интерес не к оборудованию обособленно как к некоей игровой или офисной «машине», а к готовым комплексам услуг, решающим набор задач потребителя и включающим именно системные решения, профессиональный сервис. Это как минимум персональный компьютер с пакетом программного обеспечения по индивидуальным потребностям клиента и сервисным обслуживанием.

Сегодня даже простой пользователь хочет иметь разнообразные лицензионные программные продукты, и, что не менее важно, он стал готов их приобретать и с ними работать. Доля такого спроса увеличивается. Покупатели и пользователи IT-продуктов стали намного интеллектуальнее в силу развития отрасли и просто активного мирового научного и производственного прогресса. Поэтому все больше потребителей начинают интересоваться качественным программным обеспечением, антивирусной защитой, графическими, развлекательными и прочими программами, а также комплексными решениями и профессиональным сервисом.

ПК и ноутбуки с лицензионным программным обеспечением, то есть уже настроенные, например Windows 7, или с антивирусной защитой пользуются все большей популярностью, особенно у городских жителей. По сравнению с 2011 годом доля такого спроса, по собственным данным компании, увеличилась в два раза. Спрос на лицензионные программы отдельно также растет.

В первом квартале 2012 года по сравнению с первым кварталом 2011-го увеличение составляет около 10%. Это означает, что применение IT-технологий дает больший эффект, чем раньше, что в результате ускоряет развитие отрасли и повышает отдачу от использования информационных технологий.

Во-вторых, одна из самых ярких тенденций, продолжающаяся последние два года, – мощнейший рост интереса населения к мобильным решениям, которые на сегодня внедряются практически во все сферы жизни человека.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить