Как казахстанский паблик о городской жизни стал успешным медиахолдингом

Общая аудитория ресурсов «Давай сходим» – порядка 4 млн человек

ФОТО: © Андрей Лунин

Информационное изобилие – феномен недавний. Используя новые информационные каналы, основатели холдинга «Давай сходим», участники рейтинга «30 до 30» Алишер Тойгулиев, Бакдаулет Исаев, Бакдаулет Бекжанов и Нурсултан Кипшакбаев рассказывают о том, чем живут города в Казахстане и Центральной Азии.

10 лет назад, когда двоюродные братья-тезки Бакдаулет Бекжанов и Бакдаулет Исаев хотели куда-нибудь сходить, они были вынуждены выбирать одни и те же места: информации о происходящем в городе было катастрофически мало. Так жило большинство студентов, приехавших в Алматы и другие крупные города на учебу. «Тем, кто приехал из маленьких городов, было очень тяжело сориентироваться», – говорит Бакдаулет. Чтобы разнообразить свою социальную жизнь и заодно помочь другим, братья открыли тематический паблик «ВКонтакте». Над названием мудрить не стали – «Давай сходим».

За 10 лет «Давай сходим» вырос из паблика в полноценный информационный холдинг. Сегодня он включает в себя страницы «Давай сходим» для крупных казахстанских городов в основных социальных сетях, новостные ресурсы Almaty Today, Astanovka98, Shymkent Online, Qumash, Bishkek.Online и Instagram-страницу о культуре Abay Qonandoyle. Деятельность холдинга не ограничивается городскими новостями и мемами. С 2015 года действует веб-сайт sxodim.com (до 2020 года – sxodim.kz), который сами основатели называют сервисом по поиску и приобретению впечатлений. На sxodim.com доступна афиша городских мероприятий для Нур-Султана, Алматы, Шымкента, Туркестана и Бишкека, на которые можно купить билеты. Кроме того, на базе sxodim.com действует туристический сервис Sxodim Travel – он предназначен для тех, кому интересен активный отдых в Казахстане и соседних странах.

Общая аудитория ресурсов холдинга – порядка 4 млн человек. Из них первое место по популярности занимает Instragram-страница Almaty Today, которую читают около 800 тыс. человек. Страницы, посвященные другим городам, хоть и отстают от алматинских, насчитывают сотни тысяч подписчиков. «Многие компании начинают продвигаться в соцсетях уже после того, как наладили основной бизнес, – говорит Алишер, исполнительный директор холдинга. – У нас было наоборот: мы сначала раскрутились в соцсетях, а потом уже пришли в «большой» интернет».

Четверо в лодке

Алишеру – 30 лет, обоим Бакдаулетам и Нурсултану – по 29. Ребят роднит как возраст, так и биография. Трое из них учились в алматинском Международном университете информационных технологий (Исаев – единственный из четверки выпускник КазНУ). Все, кроме алматинца Нурсултана, переехали в Алматы в 2000-х. Бакдаулет Бекжанов и Бакдаулет Исаев делили на двоих квартиру на Бухар жырау – Ауэзова. Здесь в марте 2012 года им и пришла идея создать паблик «Давай сходим». В 2015-м к команде присоединились Алишер и Нурсултан. «У всех нас бэкграунд в технических науках, а это особый способ мышления, – замечает Бекжанов. – К любой проблеме мы подходим аналитически, с точки зрения логики и алгоритмов. Это помогает и в менеджменте, и в творчестве».

Ребятам не тесно вчетвером – каждый взял на себя определенный участок работы. Алишер отвечает за операционное управление, Бакдаулет Бекжанов – за стратегическое руководство и привлечение инвестиций, Бакдаулет Исаев – за столичный офис, а Нурсултан – за создание видеоконтента и прочий креатив. Команда холдинга рассредоточена по четырем городам: в Алматы и Нур-Султане работают по 20 человек, в Шымкенте и Бишкеке – еще десять. По словам Алишера, команды на местах – ключ к успешной работе всей компании. «Очень важно, чтобы были местные ребята, которые знают, где что происходит, – поясняет он. – У нас есть паблик «Давай сходим – Ташкент». Одно время мы вели его силами шымкентской команды. Потом поняли: это неправильно. Нужна локальная команда. Теперь будем пересматривать стратегию запуска в узбекской столице».

ФОТО: © Андрей Лунин

Уверенности команде придает успешный запуск в Бишкеке. В 2020 году «Давай сходим» открыл в Кыргызстане полноценный офис, и дела резко пошли в гору. У страницы «Давай сходим – Бишкек» почти 200 тыс. подписчиков. «Наш проект – единственный такой в Бишкеке. Он сразу хорошо пошел», – отмечает Алишер. В крупных казахстанских городах существуют схожие по формату издания, однако они гораздо более нишевые – по охвату аудитории до «Давай сходим» им далеко.

Полный цикл

Нацеленность на массовую аудиторию – одно из главных конкурентных преимуществ «Давай сходим». Ребята полушутя-полусерьезно говорят, что сыграли роль в нынешней популярности внутреннего туризма в Казахстане. «Заметили, сколько людей стало ходить в горы? В том же Иссыке раньше пусто было, а теперь по выходным припарковаться негде. Думаю, отчасти это наша вина», – смеется Бакдаулет Бекжанов. Действительно, sxodim.com пестрит статьями вроде «Где отдохнуть зимой в Алматы» (78 тыс. просмотров). Билеты на многие мероприятия можно купить здесь же, на сайте. «Мы и сами ходим на ивенты, о которых пишем. В последнее время реже, конечно: работы много. Но поначалу тусовались много», – улыбается Алишер.

Интеграции сервисов в холдинге уделяют большое внимание. Ребята осознают необходимость создания полноценной экосистемы – за этим будущее. Опыт работы со сторонними разработчиками оказался неудачным, и в «Давай сходим» теперь трудятся трое штатных разработчиков и один UX-дизайнер. Специалистов искали долго: спрос на IT-профессионалов превышает предложение. Ситуация усугубляется тем, что удаленка стала в этой сфере почти нормой: многие казахстанские разработчики трудятся в зарубежных компаниях, физически находясь в Казахстане. «Получать зарплату в долларах гораздо выгоднее, согласитесь, – говорит Алишер и подумав добавляет: – Для многих ребят важнее команда и задачи, над которыми им нужно работать. Да, мы обеспечиваем конкурентную зарплату, но и другие преимущества у нас есть».

Без отрыва от реальности

Команда в «Давай сходим» действительно выглядит сплоченной. Как только в конце 2020 года ослабили локдаун, менеджмент получил необходимые для работы «вживую» разрешения. «Для нас очень важно живое общение, возможность обсуждать идеи, поэтому удобнее находиться в офисе», – говорит Алишер. Контент для «Давай сходим» – самое главное. Две трети сотрудников заняты его созданием. Ищут везде – не только онлайн. «Ходим по городу, читаем вывески, подмечаем новые места, следим, где что меняется», – рассказывает сооснователь.

Близость к реальной жизни нравится рекламодателям. Кроме малого и среднего бизнеса в «Давай сходим» размещают рекламу крупные международные компании. Цены на рекламные посты начинаются от 60 тыс. тенге. Это приносит холдингу неплохие деньги. Рекламный оборот компании – 25 млн тенге в месяц. Ребята работают «в плюс», что считают важным достижением, учитывая, что все девять лет холдинг существует без внешних инвестиций. Единственным исключением стал стартовый заем от отца Бакдаулета Бекжанова: тот одолжил ребятам $12 тыс., которые они быстро вернули.

Алишер Тойгулиев
ФОТО: © Андрей Лунин
Алишер Тойгулиев

Взрослеть по-разному

На десятом году жизни холдинга его основатели задумались о привлечении дополнительных инвестиций, хотя «Давай сходим» может развиваться и без них. В прошлом году сайт sxodim.com стал участником технопарка Astana Hub. Это, помимо прочего, дает ряд налоговых преференций. Послабления особенно важны для компании сейчас: ребята инвестируют основную часть свободных средств в налаживание собственной технологической платформы. В разговоре снова всплывает модное слово «экосистема». Ее без крупных денежных вливаний настроить сложно – это отнимает много времени и сил. Уже несколько месяцев сооснователи «Давай сходим» думают над тем, как в короткие сроки совершить качественный скачок. Многое упирается в пресловутую проблему дефицита IT-специалистов, которую в компании планируют решать за счет амбициозных задач для потенциальных сотрудников и конкурентоспособного вознаграждения.

С точки зрения контента перспективным направлением команда считает англоязычный сегмент. Информации о Казахстане для иностранных туристов катастрофически мало. Пока англоязычная аудитория малочисленна по сравнению с русскоязычной и казахоязычной. Но в информации она нуждается остро: узнать, что и где происходит в наших крупных городах, иностранцам сегодня очень сложно. В «Давай сходим» уверены, что смогут заполнить эту нишу. Поможет же холдингу в этом включенность в современную казахстанскую повестку. «Мы – продукт нового Казахстана, – рассуждает Бакдаулет Бекжанов. – Говорим на языке, понятном молодежи».

Бакдаулет Бекжанов
ФОТО: © Андрей Лунин
Бакдаулет Бекжанов

Демографические процессы в стране говорят в пользу его аргумента: согласно результатам переписи 2021 года, доля молодежи в общей численности населения – почти 20%. Многие молодые люди переезжают в крупные города, становясь как потребителями культуры, так и ее создателями. К последним себя причисляют и сооснователи «Давай сходим». «Мы создали новый новостной язык: стали писать о происходящем с иронией, использовать мемы, – говорит Бакдаулет Бекжанов. – Это и привлекло к нам аудиторию. Мы пишем тем языком, которым говорим в жизни: мешаем казахский с русским, ссылаемся на всякие приколы. Недавно я стал замечать, что крупные новостные ресурсы стали перенимать этот стиль». Наблюдение, пожалуй, соответствует реальности: соцсети и вправду во многом стали определять культурную и даже политическую повестку. Конвертировать это влияние в вес в деловом мире – вот сверхзадача, над которой сегодня трудятся в «Давай сходим».

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19507 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить