Фонд ДАМУ: «Важно не допустить массовых дефолтов»

10222

Эффект от господдержки компаний в рамках программы «Дорожная карта бизнеса - 2020» (ДКБ) не всем кажется очевидным. Многие бизнесмены критикуют работу институтов развития. Особенно достается Фонду развития предпринимательства «ДАМУ». В интервью Forbes.kz председатель правления фонда Ляззат Ибрагимова ответила на претензии со стороны участников рынка

Ляззат Ибрагимова.

Она также рассказала, кто может получить господдержку, кто не может и что нужно сделать, чтобы не лишиться доступа к уже одобренным субсидиям со стороны государства.

F: Ляззат Еркеновна, давайте начнем с самого интересного. Там, где решают, кому давать деньги, всегда существует риск коррупции. Так?

- Я сразу скажу, что наш фонд в процессе отбора - кому давать деньги - принципиально не участвует. Все риски принимают на себя 28 частных банков и 11 лизинговых компаний, подключившихся к программам господдержки бизнеса. Именно они первоначально одобряют проекты предпринимателей. Затем региональные координационные советы (РКС) при акиматах решают, кому дать право на финансовую поддержку со стороны государства. Наш фонд лишь замыкает эту цепочку.

Для предпринимателя мы - сторона, которая подписывает договор, организует процесс перечисления средств и проводит дальнейший мониторинг проекта. Для банкиров мы - агент, который предоставляет им фондирование по ставкам ниже рыночных и оплачивает часть ставки вознаграждения банку в рамках программы ДКБ.

Только в случае, когда фонд выступает гарантом заемщика перед банком, если недостаточно залогового обеспечения по кредиту, мы можем отказать. Но это не означает, что бизнесмен не получит денег банка, ему просто придется искать дополнительное обеспечение по кредиту.

F: Почему нельзя выдавать деньги бизнесменам напрямую, хоть от банков, хоть от фонда?

- Раньше наш фонд занимался прямым кредитованием. Это продолжалось с 2004 по 2007, но система оказалась малоэффективна. Тогда было выдано около 30 млрд тенге кредитов. В масштабах рынка - капля в море, около 2% от всего объема коммерческого кредитования. Многие кредиты выдавались избранным клиентам и не отличались качеством. До сих пор наши региональные филиалы занимаются возвратом таких проблемных займов.

В октябре 2007, когда  акционером «ДАМУ» стал холдинг «Казына», было принято решение о запрете прямого кредитования. После этого количество заемщиков выросло в разы! Так, на 1 апреля 2013 года субсидировалось 2 658 проектов с общим кредитным портфелем почти 500 млрд тенге. Можно сказать, что мы выстроили систему, продвигающую частного предпринимателя к частному кредитору. Кроме того, новый подход позволяет снижать коррупционную составляющую, так принятие решения не зависит от одного лица.

F: Не верится, что почвы для коррупции совсем нет. Так не бывает, когда речь идет о больших деньгах.

- Возможность для коррупции появляется, если непрозрачна система распределения финансовых ресурсов. Именно поэтому мы с 18 октября 2010  и по настоящий момент еженедельно обновляем списки компаний-участников госпрограмм с указанием сумм кредитов, банка, региона и целей проекта. Любой желающий может увидеть эту информацию по адресу: http://www.damu.kz/14343. Позже мы стали публиковать ФИО начинающих и действующих предпринимателей, которые прошли обучение на бесплатной основе и прошли стажировку за рубежом: http://www.damu.kz/2371.

F: Как часто фонду приходится сталкиваться с нецелевым использованием средств?

- Мы подвергли мониторингу более тысячи заемщиков, участвующих в ДКБ более года. Выяснилось, что не все до конца выполняют условия программ. В таких случаях мы приостанавливаем процесс выделения субсидий. Санкциям сейчас подвергаются более 10 проектов. Считаем, что позиция фонда в данном случае как юридически, так и государственной точки зрения правильная.

F: Какие нарушения встречаются чаще всего?

- Во-первых, это просроченная задолженность более чем на 90 дней со стороны клиента перед банком, выдавшим кредит. Согласно утвержденным правительством правилам, в таких случаях фонд не имеет права перечислять деньги заемщику, пока заем не будет реструктурирован и предприниматель не согласует с РКС новый график погашения долга. За три года по этой причине приостанавливалось субсидирование около 60 компаний.

Во-вторых, это нецелевое использование кредитных средств. К примеру, сейчас в Алматы приостановили субсидирование заемщика, который приобрел несколько гостиниц. Бизнесмен обязался развивать гостиничный бизнес, а вместо этого начал сдавать площади в коммерческую аренду.

В-третьих, это несоблюдение условий собственного участия в проекте. В Актюбинской области мы приостановили субсидирование крупного логистического центра, который в свое время получил займ и должен был вложить в реализацию проекта 10 % собственных средств, но не выполнил это условие.

В-четвертых - несоблюдение уровня валютной выручки. Компании, которые являются экспортерами и у которых 10% и более приходится на валютную выручку, имеют право на субсидии не только по инвестиционным кредитам, но и кредитам на оборотный капитал. Если выясняется, что компания год не вела экспортных операций, субсидирование ставки вознаграждения приостанавливается.

F: Насколько обоснованы жалобы представителей бизнес-сообщества о том, что фонд поддерживает преимущественно крупный бизнес, а не МСБ?

- Анализ сумм кредитов, получаемых в рамках программы, показывает, что 91 % - это заемщики, у которых сумма кредита до $5 млн. Оставшиеся - это заемщики, получившие кредит на сумму от $5 до $30 млн. Статистика четко показывает, что мы работаем в основном с малым и средним бизнесом. Если посмотреть историю других программ, то за последние пять лет кредиты в банках по линии ДАМУ получили 12 тыс. субъектов МСБ. И когда банк под видом кредитования МСБ выделяет средства крупному бизнесу, он штрафуется. В прошлом году были оштрафованы три банка, в этом - один банк в Астане. Штрафы в таких случаях исчисляются десятками миллионов тенге.

Но надо признать, что жалобы возникли не на пустом месте. В программе ДКБ 2020 критерии по отбору только субъектов МСБ изначально не утверждались. До мая нынешнего года, согласно постановлению правительства, максимальная сумма одного кредита, по которому предоставлялись субсидии в рамках ДКБ 2020, составляла 4,5 млрд тенге. Причем предприниматель мог взять несколько таких кредитов и по каждому из них получить субсидирование. В результате на 1 апреля 2013 года субсидировалось 2 658 проектов, с общим кредитным портфелем почти 500 млрд тенге. Из них 72 - в сумме свыше 1,5 млрд тенге. Это всего 3% от общего количества проектов, но в совокупном объеме субсидий порядка 40% выделенных средств. То есть, оставшиеся 60% средств приходились на 97% одобренных проектов.

F: А с мая ситуация как поменялась?

- Правительство ограничило верхнюю планку кредита, по которому можно получить субсидии в общеустановленном порядке, на уровне 1,5 млрд тенге. Если больше - до 4,5 млрд, - то придется пройти через особый порядок рассмотрения заявки. Кроме того, теперь общая сумма субсидий каждой компании не может превышать 4,5 млрд тенге. Раньше такого ограничения не было.

Есть и другие изменения. Ставка по кредиту, выдаваемому банком в рамках ДКБ 2020, не может быть выше 14%. Но раньше государство (через «ДАМУ») субсидировало 7%, остальное платил бизнесмен. По факту получалось, что кто-то берет кредит под 14%, а фактически платит 7% (остальное - фонд), а кто-то берет под 8% и фактически платит только 1%. Участники рынка говорили, что это несправедливо. Теперь, по новому порядку, предприниматель в любом случае платит 7%, а разницу доплачивает государство. Теперь все участники ДКБ 2020 равны.

F: В СМИ сообщалось о конфликте между Фондом «ДАМУ» и палатой «Атамекен». В чем его причина?

- На самом деле, подобная информация появилась лишь в одной уважаемой газете. Никакого конфликта не было и нет. Члены Национальной экономической палаты «Союз «Атамекен» являются независимыми директорами в составе совета директоров фонда « ДАМУ». Мы проводим совещания и мероприятия, тесно взаимодействуя друг с другом.

Я предполагаю, что журналист этой газеты присутствовал на одном из таких собраний, в ходе которых случаются жаркие споры, направленные на улучшение условий программы. Он и написал, что якобы Фонд «ДАМУ» в одностороннем порядке изменил условия господдержки по ДКБ 2020. Это невозможно в принципе - у нас нет таких полномочий. Только правительство РК может их менять. Об этих изменениях я уже рассказала.

Задача фонда - все изменения и дополнения обсуждать с участниками программы, чтобы новые механизмы начинали сразу работать. Вспоминаю, что, когда в 2010 году разрабатывались Правила гарантирования кредитов в Ассоциации финансистов Казахстана, было проведено 14 совещаний с банками, где диалог был всегда сложным, потому что фонду необходимо отстаивать интересы государства в первую очередь. А сейчас как раз палата «Атамекен» поднимает вопрос о выделении дополнительных ресурсов для субсидирования кредитов бизнесменам.

F: Денег не хватает?

- В этом году для субсидирования кредитов было выделено 10 млрд тенге, дополнительно в мае было выделено еще 14 млрд. Но уже за первые полгода сумма принятых обязательств по подписанным и одобренным проектам составила 25 млрд тенге. То есть многие регионы исчерпали свой лимит, соответственно, во второй половине года одобрений субсидирования проектов не будет. Поэтому «Атамекен» и поднял вопрос о дополнительных средствах - чтобы программа работала без остановок и дальше развивалась. Надеемся, что эта проблема будет решена.

F: Можно ли оценить эффективность использования средств, полученных по госпрограммам, реализуемым фондом «ДАМУ»?

- Промониторив 929 компаний из числа участников программ господдержки мы вывели, что за прошлый год они выпустили продукции на 728 млрд тенге. За последний год этот показатель увеличился на 19%. Общая сумма налогов, выплаченных этими же 929 компаниями в 2012 году составила 42 млрд тенге, что превышает сумму всех выплаченных субсидий не только за 2012, но и за все предыдущие годы. Объем налоговых выплат увеличивается примерно на 30 %. Эти компании становятся более жизнеспособными. У них появляется шанс выстроить наиболее модернизированное предприятие, что позволяет выпускать более конкурентоспособную продукцию. А самое главное на этих предприятиях работало 86 тыс. человек. В процессе освоения инвестиционных кредитов было создано еще 7 тыс. рабочих мест, а фонд оплаты вырос за год на 17 %.

F: Не у всех есть шанс получить доступ к господдержке. На интернет-форумах есть жалобы бизнесменов, которые получают от фонда отказ…

- Сейчас ведется работа над интернет-порталом, который будет запущен в декабре. Каждый сможет направить жалобу и получить публичные объяснения. Мы будем давать исчерпывающие ответы, дополнительно привлекать госорганы, заинтересованные лица, банки. Такого рода ликбез очень важен, чтобы ошибки не повторяли другие.

Но я могу точно сказать, что повсеместной выдачи гарантий не будет. В фонд за 3 года поступило 345 заявок на гарантирование кредитов. Из них: одобрено фондом - 279 проектов, отказано фондом - 53 предпринимателям, отказано региональным координационным советом по 1 проекту, на рассмотрении фонда или отправлено на доработку 12 проектов. Очень важно сейчас не ошибиться и не навыдавать гарантий, которые приведут к массовым дефолтам.

Могу заявить, что на данный момент по выданным гарантиям не было еще ни одного дефолта, потому что идет тщательный отбор проектов и учет всех рисков. Впереди более глобальная задача, сделать выпуск гарантий массовым продуктом для малых предприятий. Но тогда надо заранее планировать определённый уровень невозвратов таких кредитов. В общем, могу сказать, что проблем не бывает только у тех, кто ничего не делает. Но мы работаем над совершенствованием системы. Я всегда говорю нашим сотрудникам, что сейчас почти исторический момент: если выстроим эффективную схему гарантирования банковских кредитов, она будет беспроигрышно работать десятилетия, как это происходит в других странах.

Беседовала Александра Санатарчук

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить