Фантазия за $100 млн: как создатель Cirque du Soleil ушел из культового цирка и придумал новое уникальное шоу

10740

Создатель легендарного Cirque du Soleil Ги Лалиберте — уникальный предприниматель, сочетающий в себе творческий талант и бизнес-чутье. Почему канадцу надоело главное детище его жизни, и чем он собирается удивить зрителей в своем новом проекте — шоу-пирамиде PY1, претендующей на статус полноценного феномена поп-культуры?

ФОТО: Cirque du Soleil

Ги Лалиберте стоит на причале в старом порту Монреаля и всматривается в горизонт. Перед основателем легендарного циркового шоу Cirque du Soleil вся панорама канадского «города ста колоколен», с 60-метровым колесом обозрения La Grande Roue de Montréal и построенным 90 лет назад мостом Жака Картье, который славится необычной подсветкой цвета морской волны. Также с причала отличный вид на гору Мон-Руаяль — на ее вершине установлен 30-метровый стальной крест.

Справа от Лалиберте — цирковой шатер в сине-белую полоску, где выступает Cirque du Soleil. «Это мое первое детище», — говорит 59-летний предприниматель, указывая на постройку. Слева видна 25-метровая сверкающая пирамида. «А это мое новое детище», — добавляет Лалиберте.

Его новый грандиозный проект носит название PY1. Площадь огромной белой пирамиды составляет почти 1400 кв. м. Строительство обошлось в $30 млн. Днем зрители могут насладиться иммерсивным светозвуковым шоу «По ту сторону эха» (Through the Echoes). А с вечера и до самого утра в пирамиде проводятся тематические вечеринки «Мир сладостей» (Candy World), «Тонкий мир» (Astral Plane) и «Научная фантастика» (Sci-Matic), на которых выступают известные диджеи. Наряды посетителей должны соответствовать теме мероприятия. Например, на «Мир сладостей» нужно надеть что-нибудь яркое и флуоресцентное, чтобы выглядеть, как кислотный вариант феи Драже из «Щелкунчика». «Будь милым, будь злым, будь дерзким! Будь кем хочешь! Просто не стесняйся этого!» — так звучит рекламный слоган вечеринок в PY1.

Построив пирамиду, Лалиберте вновь дал волю своей безграничной фантазии, благодаря которой в 1980-х сумел вдохнуть новую жизнь в цирковое искусство. Именно тогда он основал Cirque du Soleil — один из самых известных и прибыльных проектов индустрии развлечений XX века. Несколько лет назад руководство цирка запустило франшизу. Теперь Cirque du Soleil гастролирует по всему миру с множеством шоу-программ, посвященных, к примеру, Майклу Джексону, Лионелю Месси и The Beatles. Артисты научились выступать даже под водой. Проект принес Лалиберте огромное состояние, но спустя несколько десятков лет неизбежно наскучил собственному демиургу.

В 2015 году тот продал большую часть акций Cirque du Soleil и покинул цирк, выручив около $1,5 млрд. Часть средств ушла на покупку недвижимости и создание семейного офиса. Пару лет предприниматель инвестировал в стартапы и коллекционировал предметы искусства. А два года назад основал компанию Lune Rouge Entertainment и запустил новый проект — ту самую пирамиду PY1 с психоделическими светозвуковыми шоу. Вся инфраструктура стоила Лалиберте незначительные по сравнению с суммой «выхода» из Cirque du Soleil $100 млн. Этих денег хватило не только на строительство пирамиды, но и на разработку всех спецэффектов. Однако Lune Rouge продолжит развиваться: у Лалиберте есть грандиозный план по созданию нового феномена индустрии развлечений. Учитывая успех Cirque du Soleil, к идеям канадца стоит прислушаться максимально внимательно.

Единственный подарок, который уготовила мне судьба, — это мой мозг

- Он победитель. Его имя ассоциируется с победой. И он добьется успеха. Люди следуют за ним, даже не зная, куда он направляется. Все просто знают, что он приведет к победе, — нахваливает Лалиберте гендиректор компании Tourisme Montréal Ив Лалюмьер.

Монреаль — только начало. PY1 открылась там в июне и закроется в сентябре. Осенью пирамиду разберут и перевезут в Майами, а затем, скорее всего, в Нью-Йорк. Лалиберте не стесняется амбициозных планов: «Я намерен построить по пирамиде в каждом городе».

Основатель Cirque du Soleil с самого детства сочетал в себе черты артиста и предпринимателя. «Я вырос в семье, в которой мир бизнеса находился в балансе с миром творчества. Мать была очень творческим и даже эксцентричным человеком. А отец был рекламщиком и настоящим мастером хитрых деловых схем», — рассказывает Лалиберте, сидя за рулем Range Rover. И добавляет: «Считаю, единственный подарок, который уготовила мне судьба, — это мой мозг. Я могу мыслить творчески, но при этом остаюсь бизнесменом».

Еще в пять он начал продавать бейсбольные карточки во дворе начальной школы. В 1978 году бросил учебу в университете, чтобы стать уличным музыкантом. Лалиберте играл на аккордеоне, который нашел в шкафу отца. На следующий год покинул родной город и отправился автостопом по Европе. Там освоил новые навыки: научился ходить на ходулях и дышать огнем. Несколько лет спустя вернулся домой и присоединился к профессиональной цирковой труппе Les Échassiers (в переводе с французского — «Ходулисты»), которая выступала в канадском городке Бэ-Сен-Поль, на берегу реки Святого Лаврентия. Лалиберте быстро стал одним из руководителей труппы. В его обязанности входили организация представлений и привлечение инвестиций.

Успех настиг Les Échassiers в 1983 году, когда руководство провинции Квебек выделило труппе грант на $1 млн для создания представления, посвященного 450-летию со дня открытия Канады. «Мы столкнулись со множеством проблем. Шатер обрушился в первый же день. У нас было мало посетителей. Мы выжили только благодаря смелости и самоуверенности», — говорил Лалиберте в интервью Forbes в 2004-м.

В итоге труппа получила прибыль в $40 000. Вскоре артистам удалось создать еще более увлекательное шоу: благодаря государственным займам «Ходулисты» приобрели причудливые костюмы и пригласили талантливых акробатов. Труппа начала давать представления под более эмоциональную музыку. Так родился знаменитый Cirque du Soleil.

- Я помню, что только на открытии нашего цирка моя мама поняла, что за подобными представлениями кроется серьезная работа. А отец осознал это лишь два года спустя, — с ухмылкой рассказывает Лалиберте.

Cirque du Soleil постепенно расширялся. Однажды труппа решила пойти на риск и отправилась на фестиваль искусств в Лос-Анджелесе. Там артисты впервые выступили с шоу «Цирк, изобретенный заново» (Le Cirque Réinventé), по сюжету которого обычные люди попадали в таинственную параллельную вселенную, где присоединялись к цирку. Это была настоящая авантюра: Лалиберте и его коллегам хватило денег только на билеты в Калифорнию в один конец. Если бы шоу не понравилось зрителям, артисты отправились бы обратно в Канаду автостопом.

Это напоминает мои первые дни в Cirque du Soleil. Только сейчас у нас больше денег

Но они произвели фурор — и могли лететь домой хоть первым классом. Вместо этого Cirque du Soleil устроил гастроли по Калифорнии. Все билеты на Le Cirque Réinventé были раскуплены. Затем артисты отправились в мировое турне, которое продлилось три года. В 1993 году руководство отеля-казино Treasure Island пригласило Cirque du Soleil выступать в Лас-Вегасе на постоянной основе. В следующем году выручка цирка составила $30 млн, а два года спустя превысила $110 млн. К началу нового тысячелетия артисты давали в Городе грехов по пять разных представлений за ночь. Cirque du Soleil обзавелся постоянными аренами в Диснейуорлде во Флориде, а также в Китае и Японии. У цирка также появилось множество спонсоров масштаба American Express и AT&T. Руководство наладило продажу различных товаров с символикой Cirque du Soleil, от чайников до кожаных курток. Это приносило еще несколько миллионов долларов доходов в год.

В 2015 году Лалиберте решил продать контрольный пакет акций Cirque du Soleil. К тому моменту количество зрителей, ежегодно посещающих красочные представления, выросло до 10 млн человек. Труппа увеличилась до 4000 человек: в крупных компаниях вроде Airbnb или Hasbro, к примеру, работает гораздо меньше сотрудников. Годовая выручка Cirque du Soleil достигла $845 млн.

Но Лалиберте устал от роста масштабов собственной бизнес-империи и конвейера хитовых шоу. Он попытался найти покупателя в Монреале, но в итоге заключил сделку с инвестиционной компанией TPG Capital из Сан-Франциско. В 2015 году предприниматель продал большую часть акций. При этом он сохранил 10% цирка и оставил за собой право участвовать в принятии творческих решений.

Что же будет дальше? «Я поставил перед собой цель: я действительно скучал по выступлениям. Когда создал Cirque du Soleil, перестал выступать на сцене. Я очень хотел снова стать артистом», — рассказывает Лалиберте.

После «выхода» из Cirque du Soleil предприниматель получил целое состояние и множество свободного времени, чтобы подумать о будущем. Он инвестировал сотни миллионов долларов в недвижимость — купил остров во Французской Полинезии, а также комплекс из семи офисных зданий в Монреале общей площадью в 25 000 кв. м. Также Лалиберте приобрел несколько работ современных художников, например, неоконцептуалистки Дженни Хольцер. Часть вырученных средств инвестировал в «зеленые» стартапы вроде FoodHero и такие маркетинговые компании, как HelloStrategy (Лалиберте отказался более подробно комментировать конкретные инвестиции).

Но Лалиберте жаждал заниматься творчеством. Будучи диджеем-любителем, он решил построить карьеру и в этой сфере. В ноябре 2016-го предприниматель впервые выступил в Нью-Йорке. Он не признается, где именно сыграл первый сет, «чтобы спасти репутацию клуба». Ведь когда Лалиберте пришел в банк, чтобы обналичить чек на $4000, который ему выписало руководство клуба, бумагу не приняли.

- Я будто бы вернулся в те дни, когда был простым уличным музыкантом. Я решил сделать все возможное, чтобы эти люди не смогли выйти сухими из воды, не заплатив мне, — говорит он, потягивая сигарету.

Так или иначе, Лалиберте не суждено было стать профессиональным диджеем. Он начал думать о создании нового творческого проекта наподобие Cirque du Soleil. В этом могли помочь новые технологии, которых и в помине не было в 1980-х, когда канадец основал цирк. Он также хотел, чтобы новое детище можно было бы адаптировать под новые идеи. «Мне хотелось создать проект, который я бы мог творчески развивать в течение следующих десяти или пятнадцати лет», — вспоминает Лалиберте.

Что бы это могло быть? На протяжении столетий артисты давали представления в помещениях с огромным куполом. Это казалось слишком банальным. «Мы хотели создать проект, в котором главное действие происходило бы в помещении абсолютно другой формы», — рассказывает предприниматель, попивая эспрессо. Лалиберте решил в пользу пирамид — духовных символов, почитаемых во всем мире.

В отличие от египетских пирамид, в которых захоронены мертвые фараоны, пирамида Лалиберте наполнена жизнью. По ее периметру установлены массивные экраны, 126 динамиков, 32 проектора, 948 ламп и 39 лазеров. Внутри также есть дымовая установка и генератор мыльных пузырей. Первое шоу «По ту сторону эха» само по себе можно назвать праздником жизни. Во время часового представления зрители знакомятся с историей Земли от Большого взрыва до появления человеческой цивилизации. Лалиберте называет шоу «технологической и эмоциональной одиссеей». «Это напоминает мои первые дни в Cirque du Soleil. Только сейчас у нас больше денег», — отмечает продуктовый менеджер Майкл Андерсон, который работал в Cirque du Soleil с середины 1990-х.

Если хочешь изменить правила игры, нужно идти на риск

Во время «По ту сторону эха» зрители лежат на полу — им под голову выдают подушки. У некоторых может создаться впечатление, будто они находятся внутри лавовой лампы. По всему периметру мигают лазерные лучи. На все четыре грани пирамиды проецируются абстрактные изображения. В один момент зритель переносится в космос и видит перед собой Млечный путь. Затем пирамида будто загорается, затем — превращается в футуристический сад. Представление сопровождается то плавной, то напряженной музыкой.

- Я всегда хотел создать что-то, чего еще никогда не было. PY1 станет для зрителей нашего шоу тем же, чем желто-синий шатер в свое время стал для посетителей Cirque du Soleil, — рассказывает Лалиберте.

Ожидается, что за три месяца работы в каждом городе дневные представления в пирамиде посетят около 200 000 человек. Стоимость билета на дневное шоу составляет от $21 до $45. Тематические вечеринки по четвергам, пятницам, субботам и воскресеньям скорее всего принесут гораздо больше прибыли, возможно, десятки тысяч долларов за вечер. Лалиберте считает, что по утрам в пирамиде можно заниматься фитнесом, йогой или медитацией. В светозвуковых шоу задействовано не так много людей, как в цирковых представлениях. Кроме того, ему не придется платить роялти, как, например, в случае шоу, посвященного Майклу Джексону. Команда Lune Rouge также работает над созданием комиксов, подкастов, видеоигр и телешоу на основе представления в PY1.

- Я не дурак. Я оцениваю риски, но верю в то, что все будет хорошо. Я считаю, что мы не просто так приняли это решение. Если хочешь изменить правила игры, нужно идти на риск, — заключает Лалиберте.

Перевод: Полина Шеноева

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube