Евгений Больгерт: В РК производить научились, а продавать – ещё нет

20834

Что может реально повлиять на процесс замещения импорта в нашей стране? Насколько возможно снизить импортную зависимость? Сможет ли Казахстан добиться успехов в политике импортозамещения? На эти вопросы отвечает исполнительный секретарь Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Евгений Больгерт

Евгений Больгерт.
Евгений Больгерт.

Евгений Андреевич, какая отрасль в Казахстане сегодня в первую очередь  нуждается в импортозамещении?

- Существует целый ряд отраслей, которые нуждаются в импортозамещении. Согласно анализу, проведенному НПП в 2015 исключительно по закупкам государственного и квазигосударственного  сектора и недропользователей, в 10 отраслях выявлено 147 товарных позиций. Мы определяли приоритетные товары, исходя из таких факторов, как наибольший объем импортируемых товаров, наличие отечественных производителей данных товаров и экономическая целесообразность их производства в РК. В пересчете на деньги, по нашим оценкам, выходит более 150 млрд тенге.

По этим позициям средний показатель импорта превышает 90%, а в некоторых отраслях он достигает 95%. То есть по целому ряду товарных позиций наша экономика является импортозависимой. Когда мы посмотрели, сколько из этого общего объема производится в Казахстане и есть ли у нас производители, способные закрыть импорт, то увидели, что больше ста производителей выпускают ту товарную позицию, которая на сегодняшний день импортируется практически стопроцентно. Причем ни по качеству, ни по цене продукция местных товаропроизводителей не уступает импортной. И это не просто слова. Мы убедились в этом, проводя анализ по выявлению приоритетных товарных позиций.

НПП уже провела несколько «стыковочных» встреч отечественных товаропроизводителей с закупщиками, организациями, которые импортируют продукцию. И выяснилось, что у нас очень слабые коммуникации и кооперация внутри Казахстана. Зачастую некоторые крупные компании попросту не знают, что в их регионе, иногда даже в их городе, выпускают то, что они ищут на рынке за рубежом, импортируют, тратят время, средства на транспортировку и т.д.  Когда они узнавали, что необходимый им товар хорошего качества уже выпускается в нашей стране, удивлялись. И сожалели о том, что не обратились раньше в НПП.  То есть формат таких встреч оказался эффективным. Мы планируем теперь такие встречи проводить на еженедельной основе.

В чем причина такого неведения: незнание рынка сбыта, слабый маркетинг или другие факторы?

- Во-первых, у наших производителей слабо поставлена работа по продаже производимой продукции. Да, мы научились производить качественную продукцию, но, надо честно признать, продавать пока не умеем. Меры господдержки направлены на поддержку производства. Но у нас мало оказывается помощи именно в плане стимулирования роста продаж. И здесь мы вступаем в жесткую конкуренцию и по многим позициям проигрываем. Один из примеров - это легкая промышленность. 93-95% в ретейле  - это импорт, притом что у нас формируются неплохие швейные производства, есть свои дизайнеры, которые востребованы не только в Казахстане, но и за его пределами. Да, мы используем зарубежные ткани: в этом пока и заключается основная проблема для нас, и над этим следует работать в рамках импортозамещения.

Спросите любого производителя, занятого в сфере легкой промышленности, что мешает ему активно осуществлять продажи, и он на первое место поставит вопрос о перекосах в ставках арендных платежей в торговых центрах. Это проблема, которую пока решить не удается. НПП подготовила ряд предложений, представила свой небольшой анализ по перекосу в ставках, но, к сожалению, пока финансовыми инструментами из средств бюджета выровнять эту ситуацию не получается. Но, по крайней мере, до правительства мы информацию донесли.

Но и сам бизнес не бездействует. Так, по инициативе крупных швейных производств, в частности, компании «Ютария», продвигается формат магазинов «Универмаг КZ», которые предлагают потребителям продукцию казахстанских производителей. Пока в ассортименте – только продукция легкой промышленности. Но это уже большое дело!

Приказом Министерства образования и науки установлены четкие требования к школьной форме, и в рамках программы импортозамещения мы отдельно рассматриваем рынок школьной формы, который превышает 30 млрд тенге. Для сравнения: государственный оборонный заказ по пошиву обмундирования для Министерства обороны составляет 17- 17,5 млрд тенге. Арифметика достаточно простая. Ежегодно в школах страны обучается 2,5 млн школьников. Комплект качественной формы стоит 15-20 тыс. тенге, - вот и получаем 35 млрд тенге! Это огромные резервы. При этом, как ни печально, доля казахстанской школьной формы на рынке не превышает 7%. То есть проблема заключается в том, что у наших производителей нет доступа к потребителям.

Для решения этой проблемы НПП поддержала проведение 5 апреля большого форума с фокусом на демонстрацию школьной формы отечественного товаропроизводителя. Мы признательны Министерству образования и науки, которое нас поддержало, и также мы нашли поддержку и в правительстве. Свое участие в форуме подтвердила вице-премьер Дарига Назарбаева, которая достаточно хорошо осведомлена об этой проблеме. В парламенте также проводились слушания по развитию легкой промышленности. Думаю, такая поддержка позволит в этом году увеличить присутствие казахстанской школьной формы на рынке.

Государство выделяет какие-то средства на импортозамещение? Вообще, на фоне каких проблем проходит  импортозамещение в Казахстане? И есть ли у наших бизнесменов стимул заниматься замещением импорта в стране?

- Импортозамещение у нас, скажем так, непопулярно и не всегда воспринимается правильно. Многие считают, что когда заходит разговор об импортозамещении, речь автоматически идет о нарушениях конкуренции, ограничении доступа зарубежных поставщиков и производителей на рынок Казахстана. На самом деле это не так. Мы исходим из того, что, на внутреннем рынке имеются большие резервы, и далеко не все компании ориентируются на экспорт. А меры господдержки направлены, в основном, на конкурентоспособные предприятия, ориентированные на экспорт. И часто мы слышим тезис: если ты конкурентоспособен на внешнем рынке, то автоматически заменишь импорт внутри страны. К сожалению, в действительности эти два процесса зачастую не связаны между собой. Стратегия выхода компании на экспорт зачастую не предполагает активную работу на внутреннем рынке. И, напротив, те, кто работает на внутреннем  рынке, могут иметь проблемы с доступом к закупкам и т.д., но не рассматривают  на текущем этапе перспективу экспорта. Поэтому мы говорим о том, что нужно поддерживать конкурентоспособные производства, которые ориентированы как на экспорт, так и на внутренний рынок. 

Эффективно ли вкладывать сейчас большие средства в создание импортозамещающих производств? Ведь может случиться, что они не работают, а деньги ушли на ветер.  Может, правильно, что средства на эти цели не выделяются…

- Совершенно верно. Если мы не будем параллельно с поддержкой производства, востребованного внутри Казахстана, заниматься устранением барьеров, налаживанием кооперации внутри Казахстана в формате B2B, то это действительно будет выстрел по воробьям. Можно бесконечно субсидировать, но при этом никто не будет заниматься повышением компетенции в продажах,  качественным маркетингом, снижением себестоимости и т.д. Поэтому меры поддержки в части  компенсации затрат наших производителей на маркетинговые исследования и т.д. нужно увязать между собой и не рассматривать только потенциал внешних рынков. Многое можно производить и продавать в достаточно больших объемах внутри Казахстана. И речь, прежде всего, об МСП.

Но зачастую сами потребители не доверяют отечественным производителям…

- Это справедливый вопрос. И здесь, прежде всего, не дорабатывают сами производители. Большая часть успешных продаж заключается именно в  правильном позиционировании своей продукции на рынке, в том числе в определении четкого сегмента, определении своего покупателя, своей целевой аудитории и работы с ней. Совсем недавно мы встречались с Ассоциацией производителей мебели. Мало кто знает, что у нас в Казахстане производится мебель, которая по качеству может конкурировать с итальянской. У них актуальный дизайн, конкурентные технологии, оборудование по последнему слову техники, качественные материалы. И здесь, конечно, отчасти и задача НПП - посодействовать тому, чтобы сама идея  - приобретать казахстанское, как на деле показал сам глава государства, демонстрируя костюм, сшитый в Казахстане, была воплощена в реальность. Это нужно делать не разово, не в рамках какой-то акции в течение месяца. Нужно постоянно работать над созданием площадок, где можно было бы увидеть казахстанскую продукцию.

На ваш взгляд, насколько реально снизить импортную зависимость Казахстана?

- Только в том случае, если мы ее признаем и будем четко понимать, в каких отраслях  и по каким продуктам мы наиболее импортозависимы. На мой взгляд, нужно подходить к каждой  отрасли индивидуально. Первое - нужно провести анализ, начальный этап которого мы уже проделали и определили товарные позиции. Второе - подходы и какие-то меры поддержки ориентировать на процессы стимулирования импортозамещения, причем рассматривая их с точки зрения потенциальных возможностей для инвестиций для создания новых производств  в Казахстане.

НПП планирует разработать Концепцию программы импортозамещения в РК, связанную с Картой развития предпринимательства в регионах (как навигатор для инвесторов). Мы предполагаем, что это позволит снизить долю импорта в отраслях обрабатывающей промышленности, увеличить долю местного содержания в закупках государственных и квазигосударственных организациях и недропользователей, развивать новые производства на территории Казахстана.

Также НПП «Атамекен» тщательно исследует планы национальных компаний и госучреждений по закупу, выявляя административные барьеры, препятствующие сделкам с отечественными производителями и находя для них новые возможности.

Это не разовая компания. Это системная работа Национальной палаты предпринимателей.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить