Экокожу из кофе научились делать в Казахстане

23341

Автор стартапа – 24-летний Шынгыс Жакенулы – рассказывает, как с помощью своего проекта планирует преобразить индустрию моды в стране и поддержать движение по защите окружающей среды

ФОТО: архив пресс-службы

Проект Urpaq – это натуральная кожа на растительной основе, которая пригодна для производства обуви и аксессуаров. При этом в процессе ее производства не страдают животные и в промышленных масштабах экономятся природные ресурсы, например вода.

Проект на стыке отраслей

Шынгыс Жакенулы окончил КазНУ, факультет механики и математики, специальность «механика и робототехника», сейчас учится на МВА в Narxoz Business School, и вместе с партнерами развивает уникальный экостартап - кожа из кофе. Кстати, жмых из локальных кофеен стартаперам достается бесплатно, то есть вопрос сырья для запуска производства у них уже решен.

«Биокожа, произведенная из жмыха, подходит для любых изделий из кожи, начиная с обуви, картхолдеров, портмоне и заканчивая одеждой. Особенность нашего проекта в том, что любые другие виды экокожи состоят из полиуретана, а это уже синтетика, в нашем же продукте такого химического элемента нет, то есть наш продукт абсолютно «веганский» и полностью биоразлагаемый», - говорит Шынгыс.

Шынгыс Жакенулы
Шынгыс Жакенулы
ФОТО: архив Urpaq

Похожие производства, по словам предпринимателя, есть, например, в Германии, там из остатков кофе делают кружки, или в Тайване, где интегрируют переработанный пластик с переработанным кофе и создают текстиль. По словам молодого предпринимателя, помочь найти интересную бизнес-идею им помогла игра на стыке отраслей – естественных наук, мехмата и бизнеса.

«Это дало такой сплав, который позволил родиться необычному проекту. Я с мехмата, мой партнер – химик, а еще я с первого курса изучал различную бизнес-литературу, участвовал в многочисленных стартап-баттлах от крупных международных компаний. Там я получал знания, практику плюс отличный нетворкинг. Также помогло участие в кейс-чемпионатах, которые дают большой скачок в понимании бизнес-процессов», - рассказывает он.

Urpaq: экологичное решение

Цель стартапа на данный момент – запустить полноценную производственную линию, которая позволит перерабатывать около 10% остатков кофе в Алматы. Не менее важная задача – показать пример экологичного производства.

«Традиционное производство натуральной и искусственной кожи чрезвычайно вредно для окружающей среды, потому что в процессе используются разные химикаты, что в конечном итоге приводит к загрязнению почвы, воды и воздуха. Как пример, для дубления 1 кг кожи расходуется 17 тысяч литров воды. Urpaq предлагает экологичное решение, где фокус делается на экологически чистые материалы. Химический состав кофейного жмыха уникален. Микроскопические поры жмыха являются щитом, защищающим от UV (ультрафиолета), из него также можно извлекать наноцеллюлозу, масло. Такие свойства кофе стали главным фактором при выборе ингредиента для создания альтернативной кожи», - рассказывает Шынгыс.

ФОТО: архив Urpaq

Структура производства в проекте похожа на стандартную линию по созданию искусственной и экокожи. Основная разница – в экологичности производства и экономии расходных материалов:

«В первую очередь, мы сушим остатки кофе, извлекаем из них масло, которое в дальнейшем может использоваться для создания косметики. Дальше происходит процесс смешивания натуральных ингредиентов на растительной основе, процесс прокатки и сушки. Производство такой кожи требует на 60–70% меньше воды, чем обычно, экономит электроэнергию и имеет минимальные выбросы CO2.

На данный момент у нас работают две технологии и, соответственно, создаются два продукта: Urpaq future и Urpaq main. Первый материал – Urpaq future – производится на основе биополимеров и других растительных элементов. Его технологические характеристики пока находятся в процессе улучшения, а образцы мы тестируем, соединяя с натуральными текстильными остатками, такими как органический хлопок. Urpaq main уже тестируется в маленьких изделиях, проходит эксперименты с шитьем и нанесением гравировки, имеет сильную водонепроницаемую структуру. Сейчас мы фокусируемся на Urpaq main и планируем в ближайшее время реализовать первые продажи кожаных аксессуаров», - говорит предприниматель.

Производственный процесс проекта Urpaq локализирован в Алматы и на данный момент имеет ограниченную техническую базу, поделились создатели стартапа.

«Мы сейчас активно участвуем в международных и крупных национальных инкубаторах, акселераторах в Казахстане. Это улучшает наше знание, расширяет нетворкинг и приближает к получению грантовых и других инвестиционных возможностей для совершенствования нашей технологической базы и формирования полноценной производственной линии. Успешное закрытие preseed-стадий в районе $60 тыс. сняло бы лимиты по объему производства и позволило улучшить текстуру», - считает Шынгыс.

Перспективы экостартапа

По международным данным, в мире рынок кожаных изделий имеет огромный потенциал и, по прогнозам, достигнет $720 млрд к 2030 году (Straits Research).

В Казахстане в 2020 году доля легкой промышленности в ВВП страны составляла 0,1%. За годы независимости в этой отрасли произошел существенный откат назад по ряду объективных причин. Так, в 90-е годы из-за низкого качества отечественной продукции и серого импорта (преимущественно из Китая), объемы производства в легкой промышленности падали катастрофическими темпами: в текстильном производстве в среднем на 18%, в производстве одежды – на 37%, а в производстве кожаных изделий – на 43%. В целом же за 30 лет выпуск, например, кожевенных изделий сократился в Казахстане в шесть раз, обуви – в 34 раза.

ФОТО: архив Urpaq

Однако, несмотря на такую картину, создатели проекта Urpaq не теряют надежду, даже видят возможности для роста.

«Тенденция роста рынка и спроса на разнообразие в индустрии моды дает нам возможность внедрить экологическую часть и продвигаться прогрессивно с рентабельностью 65%. Рентабельность рассчитана на основе прогнозируемой выручки и эффективной себестоимости выше всего лишь на 6–11% по сравнению с неэкологичными и быстро рвущимися аналогами искусственной кожи. Доступность в цене, безопасность, растительная основа, защита от UV, продлевающая жизнь коже, и биоразлагаемость являются ключевыми особенностями Urpaq. Эти преимущества уже привлекают потенциальных партнеров: нам поступают предложения от представителей индустрии моды», — отмечает Шынгыс.

Проект Urpaq, благодаря его экологической составляющей, можно смело назвать примером социального предпринимательства в Казахстане.

«В процессе анализа нашей бизнес-идеи, во время изучения похожих проектов и прохождения курса по биоматериалам, я связывался с мастерами и предпринимателями из разных стран. В основном это страны Европы и Латинской Америки. Там ежегодно проходят мероприятия по развитию крупных экостартапов, выпускаются разные аналоги биопластика и кожи на растительной основе, создаются креативные лаборатории и рабочие места в университетах.

ФОТО: архив Urpaq

В Казахстане приоритеты развития экостартапов и тенденции использования биоматериалов только начинают набирать обороты. В перспективе хотелось бы создать сообщество людей, которые будут нацелены на создание различных биоматериалов и инновационных технологий по их разработке. Уверен, это поможет нам развить собственные производства, которые уже в начальной стадии будут иметь экосоставляющую.

В свою очередь, это подстегнет рост креативных индустрий, креативности в целом, а также даст результат сразу в нескольких направлениях: поиск и использование новых биоразлагаемых, многоразовых материалов; эффективная утилизация отходов, что позволит достигнуть полноценного результата в концепциях net zero (достижение углеродной нейтральности – F). Ведь ключевой результат всех экорешений в индустрии моды – это не просто переход на натуральные материалы, но также улучшение качества используемых материалов и решение проблемы fast fashion», - считает молодой предприниматель Шынгыс Жакенулы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить