Всемирный банк рассказал, легко ли делать бизнес в Казахстане

8115

В понедельник, 17 июня, международный финансовый институт в Нур-Султане презентовал отчёт Doing Business

Фото: Depositphotos.com/2707066

Отчёт Doing Business («Ведение бизнеса») в Казахстане был подготовлен Всемирным банком во второй раз, спустя два года после первого доклада. Это один из самых авторитетных и объективных инструментов оценки ведения бизнеса в той или иной стране. В нём рассматриваются вопросы регулирования предпринимательской деятельности с точки зрения малых и средних отечественных фирм. Отчёт измеряет наличие в стране соответствующих правил и процессов, оказывающих благоприятное воздействие на предпринимательскую деятельность и рост экономической активности.

Одновременно Doing Business признаёт важнейшую роль государства в стимулировании развития частного сектора и направлен на продвижение разумного регулирования. Идея авторов проста: если законы и правила ясны, они дают предпринимателям больше уверенности и возможностей для инвестирования. И правила эти должны быть эффективными, прозрачными, доступными и исполнимыми.

В этом году Всемирный банк сравнил правила ведения бизнеса для местных компаний в Казахстане с показателями 189 стран. Финансовый институт констатирует: казахстанские власти с 2008 провели в стране 43 реформы, учтённые в исследовании Doing Business.

В разбивке по регионам упрощённые данные выглядят следующим образом. Легче всего для бизнесмена в Казахстане:

- зарегистрировать предприятие в Нур-Султане;

- получить разрешение на строительство в Алматы и Кызылординской области;

- подключиться к электрическим сетям в Алматы, Мангистауской области и Актюбинской области;

- оформить передачу собственности в Восточно-Казахстанской области (Усть-Каменогорске) и Павлодарской области.

В целом, по четырём рассмотренным сферам, регулирование в Алматы является наиболее благоприятным для бизнеса, а в Жамбылской области - наименее благоприятным, считают авторы доклада. Как и в исследовании Doing Business 2017, Алматы возглавляет рейтинг по двум наборам индикаторов. В сфере подключения к электрическим сетям, он вышел в лидеры благодаря двум реформам. Во-первых, город уменьшил сроки получения технических условий с семи до пяти дней, сократив число должностных лиц, участвующих в согласовании и выдаче разрешений. Во-вторых, он повысил надежность энергоснабжения, сократив частоту отключений электроэнергии с 1,2 до менее 1 на потребителя в год. В результате, город получил максимальные 8 баллов по индексу надежности энергоснабжения и прозрачности тарифов.

Город Алматы также лидирует в сфере получения разрешений на строительство. У предпринимателей теперь уходит меньше времени на прохождение процесса получения разрешения на строительство через госорганы и лицензированные частные компании. Отчасти это было достигнуто за счет жёсткого надзора и более чёткого соблюдения установленных законодательством сроков, по сравнению со многими другими регионами Казахстана.

«Казахстан опережает многие страны по темпам улучшений, касающихся времени и затрат на ведение бизнеса, но регулирование, как правило, остаётся сложным. Для регистрации предприятия в Казахстане в среднем нужно меньше половины времени, чем в других странах Европы и Центральной Азии (ЕЦА) и странах ОЭСР с высоким уровнем дохода, а для передачи собственности — меньше четверти времени. Кроме того, затраты на ведение бизнеса также, как правило, ниже, за исключением затрат на получение разрешения на строительство. Затраты на открытие предприятия, подключение к электрическим сетям, регистрацию собственности в Казахстане на порядок меньше, чем в ЕЦА и странах ОЭСР с высоким уровнем дохода», - сказано в отчёте.

Например, затраты на подключение к электросетям в Казахстане составляют 46,7% дохода на душу населения, что почти в семь раз меньше, чем во всех странах ЕЦА в среднем.

Несмотря на относительную скорость и более низкие затраты, сохраняются сложности прхождения процедур. «Процесс выполнения регулятивных требований в Казахстане всё ещё более обременительный, чем в странах ОЭСР и ЕЦА. Проблемные места сохраняются, в частности, в сфере получения разрешений на строительство, так как предпринимателям необходимо получить большое число согласований и одобрений до и после строительства. В то время как для получения разрешения на строительство в странах ОЭСР с высоким уровнем дохода требуется в среднем пройти 13 процедур, а в странах ЕЦА – 16 процедур, в Казахстане этот процесс состоит в среднем из 18 процедур. В Алматы, где этот процесс наименее обременителен, предпринимателям, тем не менее, нужно выполнить 17 требований, чтобы получить разрешение на строительство», - констатируют эксперты.

На региональном уровне есть пробелы в реализации реформ центрального правительства, полагают во Всемирном банке. Некоторые положения улучшились на бумаге, но не были реализованы на практике. Как частный сектор, так и государственные органы едва успевают за темпом реформ, что может объяснять некоторые недостатки в реализации новых положений. Например, портал электронного правительства, используемый для регистрации компаний, был усовершенствован путём добавления функции открытия банковского счёта через интернет и оформления обязательного страхования от несчастных случаев для работников - всё за одну сессию. Однако на практике предприниматели продолжают лично ходить в банк для предоставления образцов подписей и печати компании.

В результате восьми реформ, реализованных с 2016 до 2018, сроки открытия предприятий по всем регионам, рассмотренным в исследовании Doing Business, в среднем сократились более чем наполовину.

Все услуги по регистрации собственности в регионах Казахстана были объединены и переданы в управление гокорпорации «Правительство для граждан». Это изменение, введённое в июле 2018, помогло оптимизировать процесс передачи собственности в результате объединения нескольких услуг в одной организации. «Однако одним из отрицательных последствий реформы, которое, как ожидается, является временным, было добавление одного этапа – уплаты государственного регистрационного сбора. На данный момент предпринимателям приходится возвращаться к нотариусу, чтобы загрузить квитанцию за платёж, сделанный в отделении Казпочты или в коммерческом банке. Это необходимо для того, чтобы можно было привязать платёж к файлу договора передачи собственности. Раньше все платежи, сделанные в отделении Казпочты или в коммерческом банке, напрямую привязывались к файлу договора передачи собственности», - считают докладчики.

Другие изменения были положительными, например, в сентябре 2018 регистрационный сбор был снижен на 85% и достиг 0,03% стоимости собственности, в результате чего Казахстан вошёл в число стран с наименьшей стоимостью регистрации собственности в мире.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить