Джонатан Ортманс: Казахстану надо вдохновить бизнесменов

7000

Всемирно признанный эксперт по построению предпринимательской экосистемы Джонатан Ортманс рассказал Forbes.kz о трендах в предпринимательстве и дал рекомендации, с чего начать стартап

Джонатан Ортманс.

Президент Всемирной недели предпринимательства, старший советник Фонда Кауффмана Джонатан Ортманс прибыл в Казахстан для участия в панельной сессии, организованной фондом развития предпринимательства «Даму» и посвященной МСБ, в рамках Астанинского экономического форума.

F: Г-н Ортманс, в своих выступлениях вы отмечали, что небольшие экономики с меньшим числом госучреждений могут обладать конкурентным преимуществом в деле развития МСБ. Может ли это утверждение относиться к Казахстану?

- Да, небольшие страны с меньшим количеством учреждений могут динамично расти в условиях, когда развитием идей занимаются отдельные люди или неформальные группы. Мы не говорим о каких-то институтах, мы говорим о личности и команде. Сейчас с помощью социальных сетей можно довольно быстро сформировать команду из любых стран, которые преуспеют в реализации идеи либо трансформируются в другую команду с новой идеей. Основная трудность, которую нужно преодолеть Казахстану - как мотивировать людей к созданию своего дела, вдохновлять их, делиться идеями и знаниями для создания и развития компаний. Занятие бизнесом должно считаться в обществе достойной карьерой. Хочу привести цитату: «Предпринимательство вышло за рамки предмета, имеющего сугубо коммерческое значение, превратившись в важный культурный феномен, наглядно демонстрирующий, как усилия одного человека могут принести пользу всему человечеству».

Это такой процесс, который поднимается снизу вверх. Сегодня во всем мире наблюдается тенденция роста числа стартапов, развития частной инициативы, рост энтузиазм предпринимателей. Это не затратно, не требует больших инфраструктурных  ресурсов, но в тоже время это, на мой взгляд, самый важный аспект в деле развития МСБ. И в таком случае уровень между Казахстаном и более развитыми странами выровняется. Именно малый и средний бизнес — и в особенности молодые инновационные фирмы — сейчас становятся двигателями экономики в развитых странах, поэтому при таком подходе в долгосрочном плане ваша республика может стать более конкурентоспособной. И, конечно, на данном этапе развития вашей страны необходимо развитие различных программ поддержки предпринимателей, главная задача которых - научить выбирать оптимальные методы, инструменты и формы существования бизнеса, создавать команду, привлекать инвесторов, находить путь к коммерческому успеху. При этом создание одних лишь программ малоэффективно, необходима реальная заинтересованность государства. Без интереса со стороны государства все усилия по созданию благоприятных базовых условий и стимулов для развития бизнеса бесполезны.

Для примера приведу данные статистики из своего выступления на панельной сессии VII Астанинского экономического форума, организованной Фондом развития предпринимательства «Даму» «Конкурентные предприятия в конкурентной экономике». В  США, к примеру, чистый прирост новых рабочих мест обеспечивается исключительно за счет стартапов. По статистике, с 1980 по 2008 именно молодые компании – не старше 5 лет – обеспечивали рост числа рабочих мест. Старые компании сокращают ежегодно по 1 млн рабочих мест, а молодые уже в первый год работы создают 3 млн новых. В США в 2010 было зарегистрировано рекордное за последние 15 лет количество новых фирм - 565 тыс. в месяц, однако новые компании стали нанимать меньше сотрудников. Средний возраст предпринимателей, открывших свое дело в 2010, составил от 35 до 44 лет. Вместе с тем, по прогнозам,  в нынешнем году безработица среди молодых людей до 25 лет достигнет 73 млн человек в мире. Поэтому создание новых компаний актуально как никогда. При этом, конечно, необходимо уделять особое внимание внедрению инноваций. Все усилия государства по поддержке развития предпринимательства будут бессмысленны, если не научить людей, как открывать, развивать свой бизнес и позиционировать свою продукцию на рынке.   

 F:  Предпринимательская культура формируется десятками лет. Как Казахстан может ускорить  этот процесс?

- Это проблема есть во всем мире, но, как я вижу, с каждым годом власти в Казахстане стараются улучшить предпринимательскую культуру и меры поддержки, хотя настоящие предприниматели, на самом деле, не всегда готовы брать деньги у государства.

Предпринимателя можно сравнить с маленьким ребенком. Ему надо помочь встать на ноги, а также выявить те трудности, которые мешают ему развиваться. Представьте себе деревню - нужно просто изначально создать здоровую предпринимательскую экосистему. Это сообщество должно быть организовано предпринимателями,  но при поддержке других институтов: университетов, государства и крупного бизнеса. Каждый играет свою роль в этой экосистеме, и здесь молодежь изначально росла бы в духе такой креативности, захотела бы организовать что-то инновационное.

F: Г-н Ортманс, расскажите, пожалуйста, о глобальных трендах предпринимательства.  Изменились ли они каким-то образом за последние несколько десятилетий?

- Самая увлекательная  новость в том, что предпринимательство вышло за рамки  исключительно коммерческих  целей, превратившись в важный культурный феномен, наглядно демонстрирующий, как усилия одного человека могут принести пользу всему человечеству. Настала эпоха предпринимательства с новым названием «приносить пользу и преуспевать», и вот что я вижу. Люди, которые хотят быть предпринимателями, уже не намерены становиться акулами в бизнесе, скорей это люди, которые начинают заниматься этим из любопытства.

Они гораздо более щедрые, готовы делиться знаниями и опытом, глобально соединены друг с другом благодаря технологиям, и у них есть желание заниматься  бизнесом так, чтобы это было интересно. Нынешние предприниматели не будут заниматься бизнесом, если только не достигнут чего-то значительного, что позволит улучшить жизни других. И да, конечно, они не извинятся, если в этом процессе они заработали деньги.

Еще один тренд – сейчас молодым людям и в Казахстане, и в любой другой стране мира гораздо легче, чем мне в 19 лет, когда я создал свою первую компанию, стать предпринимателем. Существуют социальные сети и не нужно нанимать компанию для проведения маркетингового исследования и продвижения продукта. Социальные сети позволяют людям из разных стран быстро формировать команды, которым суждено добиться успеха или распасться, чтобы затем собраться вновь и приступить к работе над новыми идеями. Бизнес сейчас открыт для всех, тогда как раньше мог существовать лишь закрытый семейный бизнес. Можно жить где угодно, а  не только там, где сосредоточена промышленность. Клиенты более открыты новым решениям – соответственно, и изменения происходят быстрее. Можно получать образование онлайн, не выезжая из страны. Очень много плюсов.

F: Дайте, пожалуйста, рекомендации, с чего начинать свой бизнес.

- Во-первых,  ни в коем случае не занимайте денег для открытия своего бизнеса, только в случае крайней необходимости. Старайтесь как можно дольше использовать собственные ресурсы; венчурный капитал не является главным двигателем предпринимательства. Заемные средства можно брать, когда уже бизнес действует и нужно сделать рывок, но в самом начале брать деньги не советую.

Во-вторых, когда вы открываете бизнес, не думайте о том, что вы хотите создать компанию. Старайтесь к этому подходить как к созданию формулы, с помощью которой вы будете решать задачи. Это для вас – как эксперимент. У вас есть ваша формула, вы ее тестируете – подставляете данные, пытаетесь решить определенную задачу. Это своего рода исследование, но к нужному решению вы придете в процессе решения.  

И, если вы видите, что идея не работает – не нужно опускать руки. Вы просто тестировали формулу, и пришли к такому результату, и это не ошибка. Это всего лишь этап, когда вы искали решение и формула не сработала. Чтобы сделать проект успешным, нужно сформировать  новую команду и претворять в жизнь новые идеи. Старайтесь постоянно проверять на прочность свою концепцию – тестируйте, меняйте ее, просчитывайте, учитесь. А затем повторяйте этот процесс снова и снова. Но не забывайте, что предпринимательство всегда непредсказуемо: можно делать расчеты, но никогда нельзя быть уверенным в конечном результате.

К слову, о самой команде. Очень важным является этап поиска соучредителя. Важно найти опытного человека с хорошим пониманием отрасли, способного превратить вашу уникальную идею в инновационный продукт. Используйте социальные сети для того, чтобы найти лучших сотрудников. Личные связи всегда помогут привлечь талантливых работников, менторов, качественные инвестиции и завоевать новые рынки.

Справка Forbes

Джонатан Ортманс курировал мероприятия Всемирной недели предпринимательства -  координировал работу по организации мероприятий в более 135 странах мира, воспитывал новое поколение предпринимателей и выступал в роли наставника. Эксперт участвовал в создании неформальной коалиции, которая включала 8 тыс. организаций и занималась стимулированием МСБ. Ортманс консультирует Фонд Эвинга Мариона Кауффмана по вопросам глобального присутствия и ведет диалог с политиками по вопросам предпринимательства. Свой первый бизнес он основал в 19 лет в Великобритании, где родился, второй — в 34 года после работы в Постоянном бюджетном комитете Палаты представителей Конгресса США по вопросам торговой политики. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить