Деньги и власть

12690

Влиятельность бизнесменов в Казахстане зависит не только от их состояния

Первый рейтинг Forbes из 30 фамилий самых богатых американцев опубликовал в военном 1918 году иммигрант из Шотландии Берти Чарльз Форбс. С 1982 года его сын Малькольм С. Форбс начал публиковать рейтинги на регулярной основе. С тех пор любое издание Forbes в любой стране мира публикует списки богатых и влиятельных людей — и Forbes Kazakhstan не стал исключением.

В первый рейтинг Forbes вошли самые влиятельные бизнесмены Казахстана. У нас для развития бизнеса не меньшее (если не большее) значение, чем деньги, имеет влиятельность бизнесмена, доступ к власти.

Один из первых экономических советников Ельцина Владимир Найшуль называл это «административным рынком» — на нем идет торг за влиятельность. Такого рода сделки совершаются вдали от общественности. Многие влиятельные бизнесмены малоизвестны широкой публике.

Еще эффективнее личные связи. Родственники в правительстве и областном акимате, однокурсники и друзья, ставшие министрами и прокурорами — это мощнейший ресурс на всем постсоветском пространстве. Казахстан тут не исключение. Составляя рейтинг влиятельности бизнесменов, на первое место мы поставили не деньги, а наличие связей (родственных и дружественных) в политическом истеблишменте.

Влиятельные родственники и друзья — это мощнейший ресурс

Неудивительно, что в первую десятку рейтинга вошли друзья и родственники членов политической элиты. Например, зять президента Тимур Кулибаев. Но вы не увидите в рейтинге высокопоставленных политиков. Тут нет ни правительственного чиновника, владеющего телекоммуникационными активами, ни влиятельного акима, вокруг которого при каждом перемещении возникает целый рой бизнес-проектов. Эти люди не создают прибавочный продукт, а перераспределяют его. Поэтому мы не можем считать их бизнесменами.

Точно так же в рейтинге нет топ-менеджеров: мы разграничиваем понятия «владелец» и «управленец» и собираемся посвятить последним отдельный рейтинг.

Вес бизнесмена в экономике страны определяется прежде всего размером его бизнеса. Здесь главный критерий — выручка предприятий. Прибыль зависит от множества факторов, но именно выручка определяет размер денежных потоков, которые генерирует конкретный бизнес. В тех случаях, когда компания не раскрывала свою отчетность, размер бизнеса определялся по косвенным признакам и экспертным оценкам.

Влияние имеет значение только тогда, когда им пользуются. Мы учитывали, насколько активно бизнесмен принимал участие в ключевых событиях в жизни страны.

Некоторые фигуранты при этом активно пользовались продвижением своих интересов с помощью СМИ. Количество упоминаний в массмедиа стало четвертым фактором при составлении рейтинга. Пятый фактор тоже носит публичный характер — руководство деловыми ассоциациями. Мы не переоцениваем его: многие сообщества существуют лишь на бумаге. Но есть и те, что на самом деле эффективно лоббируют интересы своих участников.

Мы проранжировали всех претендентов на попадание в рейтинг по следующим параметрам:

А. Наличие крепких дружеских или родственных связей в политической элите на республиканском уровне (источники: списки аффилированных лиц АФН, экспертный опрос).

В. Выручка компаний, принадлежащих фигуранту списка (источники: отчеты компаний, данные KASE. У непубличных компаний — экспертные оценки по аналогии с публичными компаниями той же отрасли).

С. Количество ключевых событий прошедшего года, в которых фигурант рейтинга принимал участие как значимый самостоятельный актор (источники: список 20 самых важных для экономики страны событий, сформированный редакторами «Forbes Казахстан», данные мониторинга СМИ).

D. Количество упоминаний в массмедиа (мониторинг СМИ).

E. Руководство деловыми ассоциациями и общественными объединениями.

В каждом из списков бизнесменам был присвоен балл соответственно занимаемому ими месту. Места суммировались с повышающими и понижающими коэффициентами по формуле: 0,5A + В + C + 1,5D + 2E = СI (сoefficient of influence).  Чем меньше был итоговый коэффициент СI — тем выше оказывалось среднее место фигуранта в каждом отдельном списке, соответственно, тем выше в шорт-листе он поднимался.

Учитывая, что официальные данные не всегда корректны, мы предоставили шорт-лист 15 экспертам (экономисты, представители инвесткомпаний) и по согласованию с ними скорректировали окончательную расстановку бизнесменов.

Наверняка не все согласятся с окончательным ранжированием бизнесменов. Данный рейтинг не догма, а приглашение к обсуждению. Если у вас есть своя точка зрения по этому вопросу или комментарии, пишите нам на адрес: rating@forbesmagazine.kz.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить