Дело в шляпе

Как казахстанскому модельеру покорить иностранного покупателя

Фото из личного архива

«В модной индустрии  дизайнеры прозвали меня “Крейзи”. Это потому, что я  могу одновременно делать множество дел: вести цикл проектов, создавать серию линий одежды, продумывать новую коллекцию. Мне это нравится, пусть будет так», – говорит основатель и руководитель собственного Дома моды Kuralai Куралай Нуркадилова.

Сегодня Kuralai – это бренд, по франшизе которого в Казахстане и России работают  десятки людей.  Производство Нуркадиловой успешно выставляется на модных международных подмостках, ее клиентами являются звезды мирового и отечественного шоу-бизнеса и… казахстанская армия. Сегодня по опыту и становлению ее бизнеса в институтах по технологической и индустриальной  отрасли студенты защищают дипломные работы.

«А началось все 18 лет назад  с $15 тыс., которые я взяла в долг у брата,  и с желания создать свое дело. Мой вид деятельности не дает быстрого перехода от стадии стартапа до полноценного бизнеса с устоявшимся и сильным брендом. Поэтому я, конечно, понимала, что начала заниматься не простой коммерцией, где процесс перевода в прибыльную компанию происходит проще и быстрее. Сложным был рост от стратегии, от идеи до реального продукта. Однако меня это не пугало. Производить что-то сразу было утопической идеей. Долго приходилось работать на базе простого ателье и мечтать, что когда-нибудь твои изделия начнут  покупать», – вспоминает она.

Самые первые коллекции  слабо продавались и были имиджевыми. В частности,  дебютный продукт – вышитое свадебное платье, на создание которого ушло больше полугода, был продан по своей себестоимости – за $600.

«Не зная принципов ценообразования, мы хватались за первого покупателя и в итоге несли убытки», – сетует Нуркадилова.

С  самого начала деятельности она ставила правильную задачу – создать престижный бренд, потому как этого требовал рынок: одежду от нашего производителя никто не носил. «Я  выступала на крупных подмостках и зарабатывала имя за границей, – продолжает она. – Это сейчас существует  понятие российский, украинский и казахстанский дизайнер. А тогда этого не было. Одежду советского времени считали самой низкопробной. Поэтому необходимо было создать площадку для модной отечественной одежды.  Естественно,  я понимала, что один в поле не воин, и прилагала все усилия к тому, чтобы в сегменте появились и другие дизайнеры».

Это был  момент распада и развала  крупных постсоветских фабрик, хорошо налаженной системы советского строя, когда хлопок выращивали и собирали в Узбекистане, ткань плели  в Литве, на Украине, модели одежды разрабатывали в Грузии, Казахстане, утверждали в России и производили потом  на всю страну, а порой и зарубежье. «Мне пришлось  потрудиться разработчиком таких изделий на этих фабриках. Это уже позже было открытие своей маленькой фирмы из пяти сотрудников», – вспоминает Нуркадилова.

Customer develoрment

В день открытия ателье в 1994 году Куралай сидела  в центре помещения и думала о том, как теперь завести клиентов. Конечно, при существующем на рынке малом выборе, который стоял перед потребителем, и маленькой конкуренции сделать это было несложно, но сказывалась естественная нехватка доверия потребителя к новой фирме и к ней, как молодому специалисту. «В тот вечер я написала красивые письма с моей личной росписью каждому потенциальному клиенту и спустя несколько дней получила результат, правда краткосрочный», – делится своим маркетинговым ходом дизайнер.

В поисках постоянной работы для своих сотрудников ей приходилось придумывать каждый раз новое или использовать то, что уже ранее работало на результат.  

Желая расширить свое дело,  она научилась организации бизнеса в целом. «Сейчас с легкостью  могу  провести анализ, консалтинг, расписать все реальные и потенциальные возможности, указать на слабые и сильные стороны в развитии любого дела», – перечисляет Нуркадилова.

Только за последние годы компанией  созданы графики производств и ввода в продажу нескольких линий: «50+» , «от-кутюр» – вечерние и эксклюзивные изделия, «прет-а-порте» – одежда на каждый день,  «де-люкс», Wedding dress – свадебные платья и «Кыз узату» – аксессуары.

Кроме того, несколько лет назад она провела ребрендинг. Этим шагом модельер хотела сломать стереотипы, связанные с брендом Kuralai.

 

Компания в цифрах

Стартап$15 тыс.

 Количество клиентов – свыше

5 тыс.

Количество брендов –

2

География франшизы –

Казахстан, Россия

Количество показов в год –

от 4 до 9

Количество новых коллекций –

от 7 и выше

Самая дешевая модель одежды –

5 тыс. тг.

Самая дорогая модель – эксклюзив с мировых подиумов –

170 тыс. тг.

Аксессуары –

от 1,5 тыс.

до 35 тыс. тг.

«Считалось, что мои изделия доступны только людям с уровнем достатка выше среднего. Несмотря на то что я  всегда стремилась к тому, чтобы цены на мою продукцию были доступными, это не работало: чем больше я трудилась над имиджем бренда, тем больше укреплялись стереотипы, что он элитный и дорогой. Поэтому я решила оставить все как есть, пусть все считают, что Kuralai – это одежда только для богатых, и создала второй  бренд  “АруАй” – одежда массмаркет, для всех слоев населения», – рассказывает она.

Название неслучайно – оно  состоит из начальных букв имен двух ее дочерей – Ару и Айым. «Коллекция этого бренда уникальна тем, что была создана исключительно по эскизам моей 8-летней дочери. Изначально я планировала, что его целевой аудиторией станет только Казахстан, но так сложилось, что его полюбили и за рубежом. В России, например, уже активно обсуждают, что самым молодым дизайнером является не Кира Пластинина, а дочь Куралай, которая в 8 лет уже нарисовала коллекцию одежды», – с удовольствием подмечает собеседница.

Как закалялась…

«Как и большинство рыночных компаний, мы тяжело перенесли кризис. Я консультировалась с экономис­тами, банкирами, консалтинговыми компаниями, посещала тренинги. Моей целью было знать “врага” в лицо. Я поняла, что бездействие может только отбросить на несколько шагов назад, поэтому решила не пережидать, пока кризис пройдет. Такие экономические изменения во всем мире только стабилизируют рынок, делают его более реальным. К примеру, уйдет в историю тот период, когда цены на брендовые вещи накручивались от 200 до 1000%. Сейчас наступило время, когда покупатель доверяет только производителю с реальной стоимостью. Моя стратегия оказалась верной, сегодня количество моих клиентов насчитывает тысячи покупателей по всему миру. Я не козыряю именами звезд, одевающихся “от Куралай”. Ими хвастают обычно те, кто только начинает бизнес. Но если раньше моими клиентами были только именитые персоны, то сейчас я горжусь тем, что продукция стала доступной для всех слоев населения», – радуется она.

К другим своим антикризисным достижениям Нуркадилова относит возможность сохранить в полном составе штат: «Помню, каких сил мне стоило не просто объявить своему коллективу на первом собрании в начале 2009 года, что я не буду никого сокращать, но и выполнить это обещание. Сейчас я горжусь тем, что сдержала свое слово и даже больше – количество сотрудников за это время увеличилось».

Анализируя пройденный этап своей жизни, Куралай отмечает,  что добиться признания и успеха помог  характер. Стойкость была заложена от природы, а сложные жизненные обстоятельства просто простимулировали и дали мощный толчок к становлению и развитию  личности. «Все видят только верхушку айсберга: успешный дизайнер, художник, стилист, руководитель собственного Дома моды Kuralai, но при этом мало кому известно, сквозь какие тернии мне пришлось пройти, – делиться дизайнер. – Хотя если бы в моей жизни все было ровно и гладко, то перед вами, скорее всего, сидела бы просто Куралай – просто мать, жена и не более, как я часто иронизирую. Я верю, что случайностей в жизни не бывает, и те многочисленные сложности, которые встречались мне на пути из-за известной фамилии отца – неприятие общества и неверие в мои способности, только подстегивали меня двигаться вперед, заставляли действовать и искать пути решения».

Шагая в армию

В 2007 году Куралай  стояла на перепутье: остаться на «рынке» или принять  заманчивое предложение, которое поступило из Италии, преподавать три года стилистику в школе и институте моды в студенческом городе Урбино.  «Тогда я даже представить себе не могла правильность выбора, который сделала в пользу “открытого” рынка,  оставшись здесь и продолжив начатое. Скорее всего, компания без моего руководства перестала бы существовать. Забегая вперед, в 2008–2010 годы, я скажу, что больше года ушло на то, чтобы команда могла работать самостоятельно. Для этого мне пришлось отказаться от постоянных командировок и поездок. Нужно было компенсировать отсутствие выездов и показов и  заняться крупными разработками и проектами», – рассказывает Нуркадилова.

Неожиданно поступило  предложение заняться разработкой перспективной одежды для военно­служащих казахстанской армии.

«Сегодня я запросто занимаюсь разработками одежды для бортпроводников и олимпийцев, для военнослужащих и певцов. Задачи разные, и подход должен быть разный. Также у моего бренда много линий и подлиний, например у линии “50+” имеются  подлинии  “одежда на  каждый день”, “одежда на выход”, “одежда класса люкс”. И для каждой необходимы свой подход и разные знания. Каждая продукция имеет своего клиента и свой целевой сегмент», – говорит она.

Грядут перемены

 В маркетинге принцип, когда человека или бренд можно охарактеризовать пятью-шестью словами, называется «созданная история», и что бы он уже впоследствии ни предпринимал, поменять стереотип сложно. «Конечно, это дает своего рода преимущества, ведь хорошая история помогает ее владельцу. А в бизнесе нет ничего важнее прочной репутации. Например, Билл Клинтон в своей “истории” имеет такие  определения, как “президент”, “Хиллари“, “саксофон”, “импичмент”, “Моника”. И чтобы ни делали его жена или сам он после, это уже не имеет никакого значения. Мою историю вы, наверное, знаете больше, чем я, – смеется Куралай. – Но пришло новое время и пора писать новую историю».

Так, в первый рабочий день этого года она объявила сотрудника своей компании, что прошло время «полумер» и пора выходить на новый этап – качество, мобильность, переосмысление.

«Есть золотое правило ведения бизнеса: “Каждый день становись на 1% лучше”, но это лишь маленькая толика того, что  теперь предстоит сделать.  На это меня подтолкнула прочитанная книга про жизнь и деятельность Стива Джобса. До этого момента мной было перелопачено огромное количество  литературы, но все это были лишь общие фразы, опыт и новаторство их авторов не всегда подходили мне, и эйфория предлагаемого успешного производства быстро проходила.  После Стива Джобса меня трясло от адреналина, от нетерпения все сделать сразу и немедленно, от кучи идей и мыслей, от задачи кардинально поменять подход к своей работе. До этого дня, не буду скрывать, я часто соглашалась на то качество, которое мне предлагали, боясь обидеть сотрудника. Теперь для моего бизнеса и меня лично будет время перемен. Я наконец вывела свою идеальную формулу. Именно поэтому в этом году иду на нужные кредиты и еще на четкие партнерские отношения», – рассказывает Куралай Нуркадилова.

Путь в инновации

В активе Куралай набралось несколько ноу-хау, которые требуют патентирования. «Инновации я вводила почти в каждую свою новую коллекцию. Их уже по достоинству  оценили знатоки и критики моды. Например, в Москве после моего показа в мою шоу-рум подходили модельеры, рассматривали изделия и говорили: “Вот теперь видно, как это сделано, а издалека создается впечатление, что это просто плиссе”. Мне нравится выставлять коллекции в России, потому что там много специалистов и ценителей настоящих инноваций. У нас же пока отдают предпочтение в большинстве своем более классическим и принятым формам и дизайну», – констатирует Нуркадилова.

Свежие инновации в виде  нового продукта Дом моды Kuralai представит во втором квартале текущего года. «Прописывая новый проект, в котором отразится вдохновение от книги про Стива Джобса, я впервые пожалела, что не произвожу технологии. Но еще не все потеряно, вдруг когда-то что-то подобное внедрят мои дети вместе со мной. Ару сейчас учится в физико-математической школе, а сын хочет поступить в университет по технологии или инженерии», – с надеждой восклицает собеседница. 

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6227 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
9 июля родились
Галим Хусаинов
председатель правления АО «БанкЦентрКредит»
Даулетхан Килыбаев
главный директор по инвестициям Al Falah Capital Partners
Айдын Кульсеитов
заведующий отделом стратегического планирования администрации президента РК
Ричард Эванс
бывший независимый директор АО «Самрук-Қазына»
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить