«Даму» запустит программу по поддержке бизнеса по франшизе

17127

Об этом стало известно во вторник, 3 ноября, в Алматы, где прошла третья выставка KazFranch-2015, организованная Фондом «Даму» в партнёрстве с Евразийской ассоциацией франчайзинга

Фото: Серикжан Ковланбаев

Франчайзинг – покупка готового бизнес-решения с известным на рынке именем – один из самых популярных видов бизнеса. Годовой оборот рынка франчайзинга в мире составляет $2,5 трлн. В этой сфере задействовано более 20 тыс. сетей; в открытых по франшизе предприятиях работает более 33 млн человек. Причём 90% франшиз приходится на рестораны и фастфуд.

В Казахстане рынок франчайзинга активно развивается и растёт на 15% в год. 4,5 тыс. франчайзи представляют в РК 500 брендов (80% из них - зарубежные). Оборот рынка составляет $3 млрд в год.

Габит Лесбеков.

- Франчайзинговая система применяется в 80 странах, доходы от неё составляют до 13% от ВВП, то есть потенциал у этого инструмента очень большой, - объяснил, открывая выставку KazFranch-2015, управляющий директор Фонда «Даму» Габит Лесбеков.  – Мы акцентируем внимание именно на казахстанских франчайзинговых системах, которые учитывают специфику аудитории и экономики страны, потому что они уже работают и имеют рынки сбыта.

Франчайзинг с социальным акцентом

Управляющий алматинского фонда «Эльдани» Екатерина Жигитжанова 10 лет назад научилась бисероплетению. Теперь она не только создаёт очаровательные безделушки, но и помогает организовать работу фонда.

Екатерина Жигитжанова.

- Наша идея заключается в том, чтобы обучить людей с ограниченными возможностями какому-то ремеслу и создать для них рабочие места, - объясняет Екатерина. – Десятки людей проходят у нас обучение, а сейчас у нас трудятся 8 человек – это немного, но у нас очень маленькое помещение. Расшириться мы пока не можем – финансы не позволяют.

Мастера «Эльдани» делают различные сувениры: и матрёшек (можно заказать «семью» с изображением домочадцев или любимых киногероев), и сувениры из дерева, и керамические вазы, и модные нынче цветы из войлока. Цены выставляют адекватные: от 500 тенге. Проблема – со сбытом. В основном мастера продают свою продукцию от случая к случаю, на различных выставках и ярмарках. Открыть свою торговую точку ребята не могут, а реализаторы так накручивают цены, что товар никто не покупает.

Несмотря на все сложности, в Евразийской ассоциации франчайзинга считают,  что отработанная схема фонда «Эльдани» по обучению и адаптации людей с ограниченными возможностями вполне может быть использована в других регионах Казахстана.

Бекнур Кисиков.

- Многие региональные компании, желающие реализовать какие-то социальные проекты, обращаются за помощью в «Эльдани», которые умеют организовать обучение и производство. Поэтому у нас появилась идея создания так называемой социальной франшизы, - рассказал президент Евразийской франчайзинговой ассоциации Бекнур Кисиков. – Конечно, это больше социальный, нежели коммерческий проект, но если компании, которые хотят заниматься благотворительностью, будут покупать – даже за небольшие деньги – франшизу у благотворительного фонда, они поддержат и «Эльдани» тоже.

Кофе с «Кренделем»

Компания «Крендель» работает в Павлодаре с 1995. Сегодня в этом городе работает 2 кофейни и один кондитерский магазин «Крендель». Пару лет назад специалисты «Даму» предложили кондитерам продавать франшизы. Так «Крендель» появился в Астане, а скоро откроется в Семипалатинске и Экибастузе.

Светлана Шевченко.

- Мы очень известны в Павлодаре и узнаваемы в других городах на севере Казахстана, - рассказала специалист по маркетингу ТОО «Крендель» Светлана Шевченко. – Я думаю, что покупка франшизы может стать удачным решением, ведь бизнес уже налажен и эффективно работает. Мы продаём полный пакет – от рецептуры до салфеток – и готовы сопровождать франчайзи на всех этапах подготовки к открытию бизнеса.

Минимальные вложения – на открытие экспресс-бара – начинаются от $25 тыс. и окупаются в течение полугода.

- Мы не боимся конкуренции, потому что наша продукция – особенная. Вся продукция (более 300 наименований) изготавливается исключительно по собственной рецептуре из натуральных ингредиентов. Кроме того, мы делаем конфеты ручной работы из бельгийского шоколада, что уникально для Казахстана, - подчеркнул менеджер по франчайзингу ТОО «Крендель» Сергей Сенчушкин.У нас также работает лаборатория, где специалисты разрабатывают новые десерты, пирожные и торты.

Пицца с приложением

Уральская сеть пиццерий Nexxio (7 торговых точек в городе) приехала на KazFranch с уникальным предложением: предпринимателям предлагается приобрести франшизу без паушального взноса.

Денис Серегин.

- Мы пошли на такой шаг, чтобы получить опыт. Я считаю, несправедливо брать деньги с предпринимателей, на которых мы будем учиться, - признался основатель пиццерии Nexxio Денис Серегин. – Мы в этом деле тоже новички, хотя на любой вопрос, касающийся специфики нашего бизнеса, можем ответить в срок от часа до суток.

Денис признаёт, что конкуренция на рынке фастфуда в Казахстане очень высока, поэтому он решил сделать ставку на разработанное в Nexxio бизнес-приложение, которым сможет пользоваться франчайзи.

- Руководитель в режиме реального времени следит за тем, что происходит на его торговых точках. Он знает, какой заказ пришёл, что делает повар, чем занят кассир. Известно, во сколько поступил заказ, когда он пришёл на кухню, и сколько времени понадобилось для того, чтобы обслужить клиента, - рассказал глава компании. – Это наше конкурентное преимущество.

Приложение помогает анализировать продажи и оценивать эффективность персонала.

- В своё время я столкнулся с проблемой воровства: кассиры продавали клиентам свой чай и напитки, пытались своровать всё, что плохо лежит. В итоге я пришёл к выводу, что надо уделять больше внимания работе с персоналом и сделать так, чтобы у людей, помимо зарплаты, каждый день появлялись «живые» деньги, - подчеркнул Денис Серегин. – Теперь каждый сотрудник компании ежедневно получает бонусы от продаж – от 1 до 10 тыс. тенге. Он следит за своим рейтингом в бизнес-приложении и знает, что если будет хорошо работать в этом месяце, то в следующем попадёт в самую прибыльную точку. Желание воровать отпало, зато появилась мотивация.

Подобная система работы с персоналом прописана во франшизе Nexxio. По примерным расчётам уральского бизнесмена, первоначальные инвестиции на открытие одной торговой точки составляют от 5 млн тенге. вложенные деньги окупятся за 10-16 месяцев.

- Кроме того, мы запускаем бесплатную обучающую программу для начинающих предпринимателей, желающих попробовать себя в этом бизнесе. Они могут стажироваться у нас, изучить бизнес-процессы, - подчеркнул Денис. – Расчёт прост: мы надеемся, что какая-то часть из них потом вернётся к нам за франшизой.

Покупка франшизы по льготной программе

В Фонде «Даму» заметили растущий интерес к франчайзингу и взялись за разработку специальной программы, поддерживающей этот вид бизнеса. Планируется, что «Даму Франчайзинг» (это рабочее название проекта) стартует в 2016.

Мая Кайгородцева.

- Программа «Даму Франчайзинг» будет реализована без отраслевых ограничений, - сообщила  директор департамента корпоративного развития Фонда «Даму» Мая Кайгородцева. – Льготное финансирование в рамках этой программы можно будет направить на любые цели: от покупки бренда до аренды или покупки помещения.

Кроме того, программа, как планируют сотрудники фонда, будет включать в себя и нефинансовую составляющую.

- Что касается льготного кредитования, то мы пока ставим максимальный срок по этой программе до 84 месяцев, хотя продавцы франшиз, как правило, настроены более оптимистично, - подчеркнула глава департамента. – Мы предполагаем, что в кредит можно будет взять до 90% необходимой суммы, а максимальный заём составит 80 млн тенге.

Проект программы ещё разрабатывается; свои предложения по проекту могут внести все желающие.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить