Что бизнесмены из списка Forbes могут предложить Шымкенту

Об этом говорили на Silk Way Shymkent Summit в четверг, 18 апреля

Фото: Андрей Лунин

Открывая саммит, аким Шымкента Габидулла Абдрахимов рассказал: когда в 2018 первый президент Нурсултан Назарбаев подписывал указ о придании Шымкенту статуса города республиканского значения, Елбасы отметил: мегаполис должен стать центром притяжения инвестиций, технологий и интеллекта не только в масштабах страны, но и в разрезе Центрально-Азиатского региона. Все предпосылки для этого есть.

Градоначальник привёл несколько цифр: валовый региональный продукт города по итогам минувшего года составил около 1,7 млн тенге ($5 тыс.) на душу населения. Да, это меньше, чем в среднем по Казахстану, но гораздо больше многих городов Центральной Азии. И главное – динамика роста здесь хорошая.  В структуре экономики Шымкента 33% занимает промышленность, 35% - торговля и услуги, 31% - МСБ. При этом, по словам г-на Абдрахимова, промышленность в экономике города должна занимать не менее 50%.

В городе наблюдается бум строительства – за год оно выросло в два раза, инвестиции – в 2,5 раза. Да, огромную долю в этом резком росте инвестиций занимает Шымкентский НПЗ, где недавно завершилась модернизация. Тем не менее растут в городе и другие отрасли. Торговля, например, - на 6%.

Габидулла Абдрахимов
Фото: Андрей Лунин
Габидулла Абдрахимов

Активно увеличивается и население города - примерно на 50 тыс. человек в год, из них около 20 тыс. рождаются, а ещё 30 тыс. – приезжают.

- Город растёт в первую очередь за счёт торговли и логистики, сервиса и туризма, строительства жилья. Наши цели таковы: чрезвычайно важны экономический рост и повышение доходов населения, - отметил аким Шымкента. – Также наши приоритеты – здравоохранение и образование. Интересно, что многие люди, которые планировали уезжать в Алматы и Астану, остались после придания Шымкенту статуса города республиканского масштаба.  Наш город благоприятен для здоровья и бизнеса.

Фото: Андрей Лунин

Подробно градоначальник остановился на развитии инфраструктуры города. Он рассказал: с 2013 к Шымкенту было присоединено 40 населённых пунктов, там живет 200 тыс. человек. По сути это - аулы, которые нуждаются в развитии инфраструктуры. Поэтому город направляет туда весьма солидные средства.

Согласно генплану, в Шымкенте планируется строительство ЛРТ. Также к осени 2020 у города будет новый железнодорожный вокзал – КТЖ уже активно занимается этим проектом.

- Также мы передали аэропорт Шымкента в доверительное управление авиакомпании SCAT, которая начала строить новый терминал. Уже забиты сваи, - поведал Габидулла Абдрахимов. - Новый терминал будет площадью 30 тыс. кв. м в три этажа. У него будет четыре рукава. Акимат построит к аэропорту новую дорогу со стороны Тамерланского шоссе, возведём привокзальную площадь и парковку - аэропорт будет современным. Строительство планируем завершить к лету 2020 года.

Что касается городского транспорта, аким отметил, что он вызывает нарекания у горожан, поскольку обслуживается многими частными перевозчиками. Эта ситуация будет исправлена:

- Мы присоединились к программе правительства по обновлению парка, приняли решение купить для города 1000 автобусов через СПК «Shymkent». Первая партия прибудет в мае. С июня этого года будем переходить на электронное билетирование. Это большие инвестиции. Каждый автобус стоит около $90 тыс. Мы взяли кредит, покрываться он будет за счёт операционной деятельности. Поднимать оплату за проезд не планируем, но некоторые маршруты будут субсидироваться.

Также градоначальник рассказал, что Шымкент избран культурной столицей СНГ в 2020 году. К этому событию идёт активная подготовка. В частности, в городе будет построен конгресс-центр на 2200 мест.

Арманжан Байтасов
Фото: Андрей Лунин
Арманжан Байтасов

- BI Group строит. Иншалла, следующий саммит проведём там, - сказал глава города. - Нам приятно, что такие компании, как BI Group, пришли на наш рынок. Также в городе пройдёт реконструкция центрального стадиона им. Кажымукана на 20 тыс. посадочных мест. Он нам нужен, у нас есть свой футбольный клуб «Ордабасы», который сейчас неплохо играет. Также пройдёт реконструкция городища Шымкента – цитадели; это как Колизей для Рима, это наша история, и восстановить её очень важно.

Что касается первого казахстанского «диснейленда» - парка Happyland, то по его локации ещё нет точной определённости: пока решается, будет ли он ближе к Ташкенту или к Алматы.

В заключение своего выступления аким заявил:

- Silk Way Summit должен стать главным форумом юга Казахстана и должен стать регулярным.

Глава BI Group и известный марафонец, Ironman Айдын Рахимбаев в своём выступлении рассказал: когда он прилетел в Шымкент, то бросил клич в соцсетях: кто в городе может показать ему лучшее место для пробежки? На помощь пришли 30 человек, в том числе «женщины в возрасте» - с ними бизнесмен и совершил свою традиционную утреннюю пробежку. А потом приехал на саммит.

Айдын Рахимбаев
Фото: Андрей Лунин
Айдын Рахимбаев

- Шымкент давно заждался таких форумов – нам нужна диалоговая площадка, - заверил г-н Рахимбаев. - На севере много шутят про шымкентцев, но я скажу: более тёплого города я не встречал. Да, люди здесь, может, немного предприимчивее других, но это же хорошо! Каждый пятый казахстанец родился на юге страны – в Шымкенте или Туркестанской области. 24% населения Шымкента – молодёжь, и это главный потенциал города, у которого колоссальные преимущества.

Айдын Рахимбаев рассказал: BI Group как крупнейшая компания страны (в 5 раз больше ближайшего конкурента, выручка за 2018 - $1,2 млрд) рада выйти на рынок Шымкента.

Кайрат Мажибаев и Раимбек Баталов
Фото: Андрей Лунин
Кайрат Мажибаев и Раимбек Баталов

- Город всегда выигрывает, когда в него заходит BI Group, - не без гордости отметил бизнесмен. – У нас высокий уровень экспертизы, мы строим не только жильё, но и, например, объекты для нефтяных и железнодорожных компаний. При этом наши цены ниже.

Бизнесмен уверен, что у Шымкента большой потенциал развития рынка жилья. Да, сегодня большая часть населения живёт в «одноэтажном Шымкенте», но тенденция будет меняться. В компании сравнили три крупнейших города. Ежегодный ввод нового жилья в Алматы составляет 2 млн кв. м, в Нур-Султане - 2,4 млн, в Шымкенте пока всего 440 тыс., и городу есть куда расти. В BI Group считают, что продажа первичного жилья в городе будет расти на 20-30% в год, тем более с господдержкой.

Фото: Андрей Лунин

Бизнесмен призвал предпринимателей в Шымкенте и Туркестанской области активно сотрудничать со строителями.

- Мы для себя выбрали модель бизнеса как у компании Toyota, - поделился бизнесмен. – В этой корпорации только 15% работ делают сами – производят двигатели и осуществляют сборку авто, остальные 85% материалов и работ производят партнёры. Мы выбираем такую модель. Поэтому приглашаю компании работать вместе: у нас всё просто и легко. Например, мы строим стадион. Там задействовано 125 наших партнёров, каждый из которых выполняет свою часть работы, а наша задача - контролировать. Многое мы переносим в онлайн. Например, к этому моменту наша компания заключила 58 тыс. договоров онлайн.

Глава компании TS Серик Тульбасов своё выступление посвятил месседжу для молодёжи. Он рассказал, что сам к своей цели – строительству Dostyk Plaza и Shymkent Plaza - шёл 11 лет.

Серик Тульбасов
Фото: Андрей Лунин
Серик Тульбасов

- Мы с коллегами создавали бизнес, когда рынок был пустой, - объяснил г-н Тульбасов. - Сегодня же у бизнеса много конкуренции. Сейчас многие агитируют молодёжь заниматься бизнесом. А я бы посоветовал сначала поработать в сильной компании хотя бы 5 лет. Это позволит научиться чувствовать рынок, уметь анализировать. Закончить вуз и сразу начинать бизнес – это очень опасно, тем более когда стоимость заёмных денег очень высокая. И начинать бизнес важно не одному, а найти 2-3 партнёров. Пусть у них не будет опыта – важно, чтобы у вас жизненные принципы были одинаковые, иначе компания развалится.

Глава группы компаний «Аллюр» Андрей Лаврентьев вновь вернул внимание аудитории к Шымкенту. Он сказал, что у него для города есть деловое предложение:

- В США на 1000 человек приходится 914 авто, в России – 324, в Казахстане - 250. Страну ждёт большой рост автомобилестроения, до 150 тыс. авто (сейчас в год в стране производят более 30 тыс. машин). Я приехал на форум из Нур-Султана с предложением: в Шымкенте можно создать автомобильный кластер. Здесь небольшие частные компании могли бы производить запчасти и автокомпоненты, а автопроизводители гарантировали бы, что будут их покупать.

Андрей Лаврентьев
Фото: Андрей Лунин
Андрей Лаврентьев

Много интересных предложений поступило на саммите и от других предпринимателей. Участники мероприятия сошлись во мнении: предпринимательский дух в городе колоссальный, возможности – безграничные, условия для ведения бизнеса – благоприятные.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
7977 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:
Загрузка...
21 июля родились
Именинников сегодня нет
Самые Интересные

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить