Чистый рынок

17270

Как продукция отечественного производителя женских средств гигиены экспортируется на российский рынок и как преодолеваются проблемы ее продвижения на казахстанском

Фото: Андрей Лунин

Спрос на казахстанском рынке женской гигиенической продукции в основном удовлетворяется зарубежными компаниями. Дело в том, что на сегодняшний день в стране открыто только одно предприятие по производству одноразовых предметов личной гигиены, соответствующих западным стандартам качества. Которое тем не менее за полтора года сумело зайти в крупные торговые сети Казахстана и России.

О создании производства Айгуль Сыргабекова, учредитель ТОО «АЛВИ плюс» (с собственной торговой маркой Linos), задумалась еще в 2003 году. На тот период она владела магазином Style по продаже одежды и обуви известных брендов, таких как Just Cavalli, Ferre’ Milano, Trussardi и другие, а также была дистрибьютором мебели и предметов интерьера премиум-класса Versace Home Collection. Всерьез воплощать давнюю мечту по обеспечению соотечественниц доступной и качественной гигиенической продукцией Айгуль начала в 2009 году.

В посткризисный период налаживание производства с нуля являлось непростой задачей, к тому же рост продаж женских прокладок на мировом рынке снизился на 10–15%. Заниматься непосредственно выпуском продукции подтолкнуло желание предложить массовый товар для повседневного применения. Маркетинговый анализ рынка показал, что казахстанских производителей в этой нише не представлено, на 90% она заполнена продукцией западных компаний, таких как Always, Carefree, Kotex и другие. «Расходные материалы», использующиеся людьми на каждодневной основе, такие как прокладки, салфетки, бумага, должны производиться местными компаниями и быть доступными по цене для потребителей», – убеждена бизнесвумен. Но для открытия собственного производства, что в нашей стране осложнено рядом факторов – от непомерно высоких процентных ставок по кредитам для предпринимателей до немалых «входных» на прилавки магазинов, требовалось немало знаний в этой сфере. Поэтому Сыргабекова начала поиск такого специалиста, который помог бы не только разъяснить специфику подобного рода бизнеса, но и в будущем стать партнером. Так, в 2009 году она начала сотрудничать со Стефано Романелли (компания Ade Srl), международным экспертом, который консультировал компанию в вопросах производства, выборе поставщиков оборудования и сырья, разработки структуры и состава конечного продукта.

Средства для стартового капитала компании в основном были привлечены с продажи магазина Style. В первый год Айгуль инвестировала в создание производства и материально-технической базы почти $12,5 млн. Строительство предприятия в Алматы было крупнейшим вложением компании за последние три года. Завод построен с перспективой расширения производства и изначально оснащен двумя линиями по выпуску женских гигиенических прокладок для критических дней и одной линией по изготовлению ежедневных прокладок.

«Мы понимали, что для создания качественной и конкурентоспособной продукции нельзя экономить на оборудовании. Так как для нас это был совершенно новый бизнес, подошли к нему ответственно и выбрали ту технику, которая идеально подходила нам в плане соотношения цены и качества, – рассказывает Сыргабекова. – Поэтому выбор был сделан в пользу инновационной итальянской технологии автоматизированного, бесшумного и непрерывного процесса изготовления – от загрузки сырья до выхода готовой продукции, на которую мы потратили около $2 млн». На сегодняшний день производство осуществляется под контролем итальянской компании Adе Srl. Проектная мощность завода составляет 1,7 млн штук прокладок для критических дней и 800 тыс. штук ежедневных прокладок в сутки. 

Что касается сырья, то с его выбором помог Романелли, который посоветовал таких поставщиков, как Fitesa, Bostik, Tredegar и другие. Сырье этих компаний поставляется из Германии, Франции, Италии и американских заводов в Китае. С целью более рационального использования ресурсов компания решила параллельно создавать продукцию для оптово-розничных торговых сетей под их собственной торговой маркой. Контрактное производство для частных торговых марок также помогает находить дополнительные рынки сбыта, к тому же не требуя материальных затрат на трейд-маркетинговое и рекламное продвижение, поскольку этим занимается сам заказчик. Клиентами именно такого сотрудничества в основном являются российские компании. Сегодня продукция под брендом Linos экспортируется в Россию через такие торговые компании, как ООО «Астраханская центральная дистрибуторская компания», ООО «Дигидон», а также напрямую в крупные торговые сети и магазины бытовой химии, такие как ТД «Аникс» (268 торговых точек), ООО «Альбатрос» и другие. Кроме того, руководство компании ведет переговоры с крупными региональными дистрибьюторскими фирмами и планирует войти в федеральные торговые сети, такие как «Лента» и «О'КЕЙ».

Данный механизм работы позволил «АЛВИ плюс» увеличить долю продаж на российском рынке до 50% от своих общих. Чего, как это ни парадоксально, не скажешь о Казахстане. Говоря о реализации готовой продукции внутри страны, Айгуль отметила сложности в ведении переговоров с местными торговыми сетями и дистрибьюторами. «У них до сих пор стереотипное мышление в части товаров, произведенных в Казахстане. Они считают, что казахстанские товары по качеству хуже аналогичных продуктов зарубежных компаний. Нам же хочется доказать обратное, чего мы и добиваемся все эти годы, – поясняет Сыргабекова. – Мы просто продолжаем производить качественный товар, пытаемся сделать все возможное, чтобы наш продукт не лежал на самых дальних полках магазинов и был представлен не только в Казахстане, но и в России».

В планах компании на ближайшие два года начать производить другие виды санитарно-гигиенических товаров. К 2015 году в проекте завода общее количество производственных линий: четыре линии – гигиенические прокладки для критических дней, по две линии – ежедневные гигиенические прокладки и детские подгузники, одна линия – подгузники для взрослых. Кроме того, планируется производство широкого спектра одноразовых санитарно-гигиенических изделий бумажных и нетканых: влажные салфетки, одноразовые простыни, санитарный и промышленный обтирочный материал, прочая бытовая бумажная продукция (салфетки, туалетная бумага и т.д.).

По словам Айгуль, сейчас эти ниши также заняты марками западных производителей. «У нас уже есть опыт производства женских прокладок, поэтому мы хотим расширять нашу продуктовую линейку и создавать новый, доступный, качественный товар. Мы также ведем переговоры о закупке специального оборудования и решаем технологические вопросы по моделированию ассортимента», – говорит она. Для реализации планов необходимы не только новое оборудование, но и гарантия более выгодных условий для развития и расширения бизнеса. По словам Сыргабековой, не все инструменты поддержки предпринимателей в стране по-настоящему работают, есть очень много барьеров, одним из которых являются таможенные пошлины. «При ввозе в Казахстан для производства товаров каждый вид сырья облагается таможенными пошлинами до 15% от стоимости, а для ввоза аналогичной готовой продукции импортного производителя – лишь 5%, – указывает она. – Поэтому совершенно очевидно, что импортировать готовый товар выгоднее, чем выпускать его на ввозимом сырье».

Фонд «Даму» предлагает хорошие условия кредитования для МСБ, но одобрение кредитов банками, по словам Сыргабековой, затягивает процесс их получения. «Для развития бизнеса необходимо около трех лет, и поэтому нам хотелось бы на этот период иметь некие послабления в налогообложении и таможенные льготы, чтобы расширять производство дальше и обеспечивать местный и зарубежные рынки», – заключила она. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить