На правах рекламы

Чего ждет средний бизнес Казахстана от государства

13851

Чем сегодня живет и на что надеется средний бизнес, рассказала Forbes.kz директор столичной компании Stone Decor Кымбат Арслан

Компанию Stone Decor, в которой работает более 100 человек, можно назвать типичным представителем среднего бизнеса. Вот уже 15 лет предприятие занимается производством различных изделий из натурального камня – травертина, гранита, мрамора, оникса, и уже успело зарекомендовать себя на рынке Астаны. Stone Decor принимает  частные заказы,  сотрудничает со многими строительными компаниями, работает по муниципальными заказам.  Глава компании Кымбат Арслан, описывая положение дел в своей сфере и в бизнесе в целом, любит повторять известное высказывание легендарного американского магната Дональда Трампа: «Плохие времена дают прекрасные возможности». 

Фото: Оспан Али, Aray Media Group
Кымбат Арслан.

F: Кымбат, расскажите о становлении вашей компании. Как вы выходили на первых клиентов и получали первые заказы?

- Когда мы начинали наш бизнес, о натуральном камне, о его декоративных и функциональных свойствах мало кто знал. Соответственно, не существовало и спроса. Интенсивного строительства в Астане еще не было, горожане не имели понятия о современной архитектуре, стилях, материалах и тенденциях.

На первых порах приходилось очень непросто. Необходимо было постоянно переубеждать клиентов, отчаянно доказывать, казалось бы, совершенно понятные вещи, ломать стереотипы, порой уговаривать.

F: Что послужило толчком для развития?

- Начало деятельности нашей компании совпало с началом фантастического строительного бума в нашей столице. И у нас, к счастью, хватило знаний и упорства развиваться в унисон динамично менявшейся Астане. Наши первые крупные клиенты и, так сказать, наши «проекты развития», появились и осуществились только благодаря строительству новых и современных зданий и комплексов на Левом берегу Астаны. Поставляемый и обрабатываемый нами натуральный камень применялся для наружной и внутренней отделки многих крупных объектов. Параллельно мы развивали и розничный сегмент. Начали активно сотрудничать с дизайнерами и архитекторами по многочисленным индивидуальным проектам.

F: Как обстоит дело сейчас?

- Можно сказать, что за эти годы мы сумели «раскачать» всю отрасль. Выросло благосостояние государства, изменились представления об архитектурной красоте, повысились, соответственно, требования отцов наших городов к качеству применяемых материалов. В прошлое уходят низкокачественные искусственные материалы. Сейчас практически уже во всех проектах при отделке фасадов и интерьеров применяется натуральный камень – таковы мировые тренды.

Наш опыт показывает, что развитию бизнеса помогает и сотрудничество местных производителей с администрацией городов. В качестве примера могу смело назвать столичные проекты в которых мы участвовали, это проект благоустройства прилегающей территории комплексов  «Байтерек» , «Отан Коргаушылар», частичная поставка камня для Водно-Зеленого бульвара.

F: Наверное, такие проекты очень прибыльны…

- Все средства, заработанные на этих объектах, были инвестированы в производство – в нашем бизнесе очень важно применение высокотехнологичного оборудования. Только представьте себе весь процесс: первичная резка гигантских каменных глыб, последующая раскройка и обработка дорогостоящих плит, изготовление раковин, столешниц, подоконников, ступеней , каминов, полок, арок, колонн, пилястр, балясин и всего остального архитектурного декора, гидрообразивная резка, сборка, полировка, шлифовка, состаривание, монтаж декоративных панно, порталов… В целом за 15 лет работы мы вложили в развитие производства, в обучение кадров до $10 млн.

F: Как сейчас чувствует себя средний бизнес? Не пугают ли вас разговоры о наступающих тяжелых временах? Будет ли возможность идти вперед или сейчас главное – просто переждать?

- На уровне личных ощущений у бизнесменов давно сформировалось и окрепло понимание того, что в условиях нарастающей экономической турбулентность на внутренние неразрешенные проблемы накладываются глобальные внешние напряжения (от цивилизационных вызовов третьей мировой индустриальной революции до кризиса глобальной экономики, падения цен на нефть и краха российского рубля). В ближайшее время малый и средний бизнес будут нуждаться в мощной поддержке. Без всепроникающего участия государства рассчитывать на сколько-нибудь позитивные структурные ожидаемые сдвиги невозможно.

Кымбат Арслан с супругом в новом шоуруме компании вокруг изделий, изготовленных на их производстве.

F: Государство активно помогает бизнесу – есть «Дорожная карта бизнеса», ПИИР. Разве этого мало?

- Вы правы, государство сейчас много делает для развития МСБ. Но одна из основных проблем заключается в том, что население Казахстана малочисленное. Соответственно, не так много и платежеспособных клиентов, и все мы бьемся за каждого. Например, в нашей компании розничный сектор отработан хорошо. Но доходы от розницы не дают возможности инвестировать – их хватает только на выплату хороших зарплат, закуп материалов, то есть поддержание бизнеса, а не его развитие.

Для того, чтобы идти вперед, нужны хорошие кредиты. Благодаря программам поддержки и развития МСБ, которые продвигает фонд «Даму», они тоже есть. Но чтобы платить по долгам, нужны постоянные, долгосрочные  проекты.

F: Неужели их нет?!

- Такие программы тоже есть. Государство в лице национальных компаний, городских ведомств инициирует отличные проекты. Но участие в них отечественных производственников не гарантировано, и в этом, я считаю, большой пробел в политике поддержки МСБ.

F: Что вы имеете в виду?

- Забота государства, я считаю, должна выражаться не только в создании прекрасных условий кредитования. Хорошо, если государство будет включать инновационно зрелые субъекты МСБ в реализацию крупных государственных проектов.

Например, сейчас Астана активно готовится к проведению ЭКСПО. Регуляторами этого проекта выступают крупные иностранные и казахстанские компании. Они нанимают субподрядчиков, и зачастую ими становятся также зарубежные фирмы, а местные часто остаются за бортом. Несомненно, иностранные  – турецкие, прибалтийские, китайские, албанские, корейские генподрядные компании –  в настоящий момент предлагают технологически и культурно более развитые услуги, и без их участия в процессе реализации крупных проектов не обойтись. Но дело даже не в этом.

В иностранных компаниях  решения принимаются на уровне головных офисов, достучаться до которых невозможно. Исходя из опыта, могу констатировать, что чаще всего нам перепадает работа уже в конце реализации проекта, когда иностранные субподрядчики не успевают к назначенному сроку, или когда необходимо переделать уже сделанное. Между тем, компаниям, имеющим свое производство, обеспечивающим стабильной работой 100 человек и более, нужны постоянные заказы, чтобы не сокращать зарплаты и не увольнять сотрудников. Например, мы, производственники, не имеем никаких преимуществ перед компаниями, которые  занимаются торговлей только камня посредством каталогов, хотя приносим гораздо больше пользы – не только платим налоги, но и обеспечиваем рабочие места. Естественно, что если казахстанские предприятия будут простаивать, они не смогут рассчитываться даже по очень выгодным кредитам «Даму». Мы тесно сотрудничаем с местными строительными компаниями. Но те занимаются в основном строительством жилых домов, и мы облицовываем для них подъезды и входные группы. Чаще всего такие работы рассчитаны на один-два месяца, а что будет через два, три месяца? Когда имеешь производство, основные, базовые заказы должны быть распределены минимум на полгода, в идеале – на год, чтобы станки не простаивали…

F: Что же вы предлагаете?

- На мой взгляд, государство способно уже сейчас создавать отечественные консорциумы полного цикла с участием независимых частных компаний, либо продвигать последние в структуре вендоров. Это можно сделать на базе НПП, управлений предпринимательства при  акиматах, на базе NADlog при Министерстве по инвестициям и развитию. Пока, к сожалению, эти организации не имеют никаких основании или  интересов для продвижения отечественных производителей в государственных национальных проектах.   

 Такая протекционистская политика государства одномоментно позволит местному бизнесу выходить на новые проекты и уровни развития и успешно поднять статус отечественного производителя как гештальт новой индустриальной реальности. В конечном итоге, эта поддержка поможет и обеспечивать социальную стабильность путем сохранения и увеличения рабочих мест, и активнее диверсифицировать национальную экономику в целом. 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить