Булат Утемуратов о девальвации тенге и повышении налогов

23813

Человек №1 в рейтинге «50 самых богатых людей РК-2015», известный казахстанский бизнесмен Булат Утемуратов дал оценку событиям в экономике страны и планируемым изменениям в законодательстве

Фото: Андрей Лунин
Булат Утемуратов.

- Булат Джамитович, вы один из крупнейших бизнесменов в нашей стране. Какова ваша оценка последних изменений, происходящих в экономике: введение свободно плавающего курса тенге, освобождение цен на топливо, предполагаемое освобождение цен на хлеб? Насколько они были необходимы?

- Ни для кого не секрет, что с падением цен на нефть и металлы – основных статей экспорта нашей страны – и кризиса в соседней России в экономике Казахстана накопились значительные проблемы. Наибольшему давлению подвергся обменный курс тенге. Какое-то время углубление проблем на внутреннем рынке удавалось сдерживать за счет резервов Национального банка и ограничительных административных мер. Это привело к дефициту тенге и поставило на грань банкротства многие из казахстанских бизнесов. Бизнес предпочитал лёгкое решение - работать с государственными компаниями и участвовать в государственных тендерах. Но долго так продолжаться не могло. По моему глубокому убеждению, негативные процессы в экономике были хорошо видны гораздо раньше начала нынешнего года. Правительству и Национальному банку нужно было своевременно принимать меры по постепенному выравниванию нарастающих дисбалансов в экономике.

Банки были перегружены плохими кредитами после кризиса 2008-2009. У правительства и Нацбанка был шанс очистить балансы банков от плохих кредитов и перезапустить кредитование экономики. Однако в силу разных причин этого не было сделано, и Национальный банк в уже привычной манере предпочёл провести обвальную корректировку курса. Сама корректировка курса и переход к так называемому «инфляционному таргетированию» нужны нашей экономике. Но такой переход также означает полный отказ от государственного контроля цен и процентных ставок. Это ещё только предстоит сделать.

Нужно чётко отдавать себе отчёт в том, что устранение дисбалансов в экономике – это остро необходимый первый шаг. Дальше нужны глубокие структурные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Без этого все перечисленные меры не принесут сколько-нибудь заметного долговременного успеха.

- Мы вступили в новую жизнь: тучные годы позади, нам надо научиться экономить, жить в условиях непредсказуемости и волатильности. Как изменение ситуации отражается на вашем бизнесе? Какие вы предпринимаете меры, чтобы минимизировать потери?

- Совершенно верно сказано, что тучные годы остались позади. В принципе я всегда - за максимально эффективный подход к любому делу, но требования текущего времени заставляют более внимательно относиться к затратам и прогнозам выручки. Поэтому в компаниях были более или менее готовы к такому сценарию. Есть общий вектор на повышение операционной эффективности бизнеса, но в каждом активе менеджмент принимает решения в зависимости от конкурентной ситуации на профильном рынке, уровня развития и стратегии компании. Например, в Forte Bank мы решили индексировать заработную плату на 15%. Казцинк индексировал зарплату производственных рабочих на 10%. С другой стороны, каждая компания работает над разработкой новых решений и продуктов, для того чтобы оптимизировать операционные затраты и увеличить выручку.

- Основная часть вашего бизнеса находится в Казахстане, многие проекты ориентированы на розничного потребителя – мобильная связь, банки… Вы предполагаете снижение доходов? Как его можно будет компенсировать?

- Рынок мобильной связи во всём мире сейчас меняется. Масштабный рост абонентских баз позади, в сетях операторов в геометрической прогрессии растут объемы трафика. Всё это оказывает давление на выручку операторов и её баланс с капитальными затратами. Как развиваться дальше - это вопрос, решением которого занимаются все операторы мира. В Казахстане конкуренция на телекоммуникационном рынке растёт вне зависимости от кризиса. Мы видим снижение розничных и оптовых тарифов. Эта тенденция будет сохраняться. Объём трафика в сетях операторов увеличивается, набор услуг за одни и те же деньги растёт, что приводит к увеличению затрат. Мы видим, что в этих условиях некоторые операторы предпринимают ещё и попытки демпинга. Результат таких действий будет один - ещё большее сужение рынка и, как следствие, снижение доходов всех операторов. Поддержку со стороны государства я вижу только в создании равных условий для всех операторов – в возможности доступа к частотам для всех, в единых лицензионных условиях.

Банковский бизнес – это один из самых конкурентных и самый зарегулированный вид бизнеса в нашей стране. Состояние банков - зеркало общего состояния бизнеса. Конечно же, резкие колебания обменного курса отрицательно скажутся и на банках. В основном через их кредитные портфели - и финансовое состояние заёмщиков. Меня очень беспокоит крайне негибкая позиция Национального банка в отношении некоторых мер регулирования банков. В ближайшие несколько месяцев банки будут страдать от ухудшения своих кредитных портфелей. Это может больно ударить по уровню их капитализации. Этот процесс неизбежен. И им нужно помочь.

- Если до перехода к свободно плавающему курсу тенге сумма сделок на KASE иногда превышала даже $1 млрд, то сегодня объёмы едва доходят до $300 млн. Эксперты говорят, что при столь малых объемах торгов валютой на бирже любой владелец определённого количества свободных денежных средств (например, банк) может управлять курсом в своих интересах. Что, на ваш взгляд, необходимо изменить в регуляторной политике, чтобы снизить риск такого манипулирования рынком? Участвуют ли принадлежащие вам банки в таких валютных спекуляциях?

- Такое регулирование уже есть. Банки не могут покупать или продавать валюту бесконечно. Для этого существуют нормативы, установленные Нацбанком. Покупать валюту себе в портфель можно не более определённого процента от собственного капитала. Соответственно, банки ограничены таким образом. По сути, всё, что происходит на бирже, – это исполнение заявок клиентов банков. Конечно, какие-то торговые операции банки совершают от своего имени, но я бы не стал называть это спекуляцией.

- На рассмотрение мажилиса внесен правительственный вариант законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования». В нём заложены серьезные налоговые изменения, ставшие сюрпризом для казахстанских предпринимателей. В частности, предлагается ввести 5-процентный налог с продаж и розничный налог со ставкой 5-12%, сделать плательщиками НДС даже самый мелкий бизнес и т.п. Национальная палата предпринимателей РК "Атамекен" уже выступила с обращением к парламенту, в котором сказано, в частности: «Не исключено, что в этой ситуации в самой ближайшей перспективе многие предприятия начнут сворачивать свою деятельность либо возвращаться к "серым схемам"». Как вы оцениваете нововведения, предлагаемые правительством? Насколько они оправданны и своевременны? Действительно ли последствия могут быть такими катастрофическими или НПП сгущает краски?

- В этом вопросе нужно действовать взвешенно, тем более в кризис.

Не все озвученные НПП инициативы уже поступили в парламент. Насколько я знаю, сейчас предложены меры по изменению НДПИ, введению дополнительных пенсионных отчислений, снижению порога для поставки на учет по НДС и другие.

Из всех озвученных предложений уменьшение предельного размера облагаемого оборота при постановке на учет по НДС, на мой взгляд, - это самое «токсичное» изменение. Его категорически нельзя принимать. Это просто убьёт малый и средний бизнес, который и так находится у нас не в лучшей форме. А ведь в малом и среднем бизнесе задействована значительная часть трудоспособного населения Казахстана. Именно развитие этого сегмента - одна из новых задач по реформированию нашей экономики. Кроме того, нужно понимать, что НДС – это косвенный налог, и платит его, в конечном счёте, потребитель. Таким образом, снижение порога по уплате НДС приведёт к росту цен на товары и услуги малого и среднего бизнеса. Учитывая тот факт, что в условиях кризиса спрос не повышается, а снижается, это приведет к банкротству многих таких предприятий. Сегодня малый бизнес больше всего страдает из-за девальвации, и дополнительное налоговое бремя только ухудшит его положение. В этой ситуации малый бизнес скорее всего начнёт скрывать обороты по реализации, а значит, бюджет станет терять деньги, а не зарабатывать.

Что касается замены НДС на налог с продаж. Из обращения бизнес-сообщества к парламенту, подготовленного НПП, можно понять, что НДС будет сохраняться наряду с налогом с продаж. Нужно внести ясность. Однозначно должно быть что-то одно. Это во-первых.

Во-вторых, моё мнение, что отмена НДС и переход к налогу с продаж приведёт к значительному сокращению государственных затрат по администрированию этого налога. НДС сложно считается, сложно проверяется. Содержится огромный штат налоговиков.

Налог с продаж потенциально может увеличить нагрузку на бизнес в целом, но это заставит оптимизироваться. Например, крупные холдинги вынуждены будут уйти от внутренних трансфертных операций и консолидироваться, чтобы не платить лишний раз налог, который взимается с оборота. В малом и среднем бизнесе уйдут неэффективные и ненужные посредники. Введение налога с продаж может быть позитивным действием с точки зрения повышения эффективности нашей экономики. Но есть ещё вопрос размера ставки налога, которая не должна превышать порог нынешнего НДС.

Если говорить в целом об увеличении налоговой нагрузки на бизнес, то, на мой взгляд, это крайне неэффективная мера в текущих условиях. Сейчас нужно поддерживать и стимулировать предпринимателей, сохраняя преемственность принятых ранее решений по поддержке бизнеса и экономики в целом.

Увеличение налоговой нагрузки однозначно негативно повлияет на инвестиционный климат страны. Казахстан много лет демонстрировал инвесторам привлекательность своей налоговой платформы. Это был один из основных «продающих» аргументов в диалоге с потенциальными инвесторами. Сейчас, в период низких цен на нефть, утяжелять налоговую нагрузку недальновидно: это снижает интерес к Казахстану, который мы могли бы потенциально усилить на фоне проблем России и с учётом нашего плана по созданию единого финансового центра с английским правом.

Но если всё же требуется увеличение каких-то видов налогов, и это реально вынужденная мера, то нужно это делать единоразово. Бесконечное «отрезание хвоста по кусочкам» разрушит доверие бизнеса и инвесторов к нашему рынку. К увеличению налогов и введению новых следует подходить с крайней осторожностью, делать это, тщательно взвесив все «за» и «против».

- Стало известно также о законопроекте, который предусматривает, что работодатель будет обязан отчислять 5% фонда оплаты труда в виде обязательных пенсионных взносов и еще 2% (а в последующие годы – с увеличением до 5%) – в виде взносов в фонд обязательного медицинского страхования. С точки зрения простого работника, эти меры выглядят привлекательно, даже слишком привлекательно. А с точки зрения бизнеса? Сможет ли наш бизнес выплачивать такие взносы или он перейдет на «зарплату в конвертах», и рядовые казахстанцы больше потеряют, чем приобретут?

- Вопрос в том, кто за это будет платить и к чему это приведёт. На первый взгляд, увеличенные пенсионные отчисления и взносы медстрахования должны пойти на пользу работнику, но дело в том, что сам сотрудник будет получать только косвенные выгоды от этого, а не прямые, а то и вовсе не сможет воспользоваться ими. Сотрудники компаний вряд ли согласятся на уменьшение заработной платы, и придётся увеличивать зарплатные начисления. В конечном итоге, это приведет снова к увеличению налоговой нагрузки на бизнес.

Инвестиционный климат страны становится привлекательным не только из-за налогового режима. Тут важны разные факторы. Дополнительные отчисления в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования приведут к увеличению затрат на оплату персонала и в целом операционных затрат бизнеса. Такое движение имеет мало общего с привлекательностью инвестиционного климата.

Источник: Informburo.kz.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить