Больше казахстанских детей смогут обучиться робототехнике

30306

Основатель школы робототехников Роботек Санжар Шалкарбеков рассказал об особенностях развития бизнеса

Согласно исследованию KPMG среди ИТ-директоров по Казахстану и Центральной Азии, «нехватка талантов является №1 барьером для инвестиций компаний во внедрение новых технологий в Казахстане и Центральной Азии» 

Чтобы решить кадровый вопрос «в корне», необходимо растить будущих специалистов буквально с детского садика. Воспитание высококлассных ИТ специалистов и инженеров, как и профессиональных спортсменов, начинается не в университете, а гораздо раньше, еще в школьном возрасте, когда ребенок проявляет свои склонности и таланты.

Шалкарбеков уже 7 год занимается подготовкой детей инженеров-робототехников в рамках проекта Роботек в Астане. Он рассказал об особенностях ведения такого бизнеса.

- Школа робототехники — это капиталоемкий бизнес, принципиально отличающийся от других секций дополнительного образования как шахматы, рисование или футбол. Имея малокомплектные группы (до 8-10 детей в классе) школы робототехники требуют приобретения дорогостоящих робототехнических конструкторов, лицензированных ПО, ноутбуков, проекторов, найма высококвалифицированных преподавателей со знаниями в ИТ сфере, разработки многоуровневой системной методики обучения, - делится опытом предприниматель.

Робототехника требует хороших знаний у учеников в математике, физике и в программировании. Рентабельность таких проектов находится на уровне 10-15%, причем каждые 3-5 лет необходимо обновлять оборудование из-за его физического или морального износа. Поэтому этот бизнес не для тех, кто ищет высокомаржинальный проект с коротким сроком окупаемости, а для тех, кто готов инвестировать в развитие человеческого капитала, разделяет высокую миссию - вырастить новое поколение казахстанских инженеров, дать возможность детям найти себя в новом технологичном мире.

Именно ради этой миссии Шалкарбеков, проработав 15 лет в Лондоне и Москве в таких международных банках и компаниях как EBRD, McKinsey, Sistema, вернулся в Казахстан в 2015 году и основал образовательный проект - казахстанскую школу робототехники «Роботек». Начав с 1-2 точек по городу, сейчас «Роботек» обучает более 700 учеников ежегодно на базе филиальной сети и школ-партнеров.

- Моя цель - воспитать казахстанских илонов масков через создание современного образовательного робототехнического хаба в Казахстане, где могут учиться и развиваться дети с дошкольного возраста до студенчества. Хочу, чтобы такое образование позволило им стать востребованными инженерами-робототехниками на мировом рынке. Верю, что однажды создадим глобальный бренд «казахстанский робототехник» - делится основатель школы Роботек.

Вдохновленный такой миссией, Санжар вместе с командой единомышленников задает самые высокие стандарты обучения и работы в Роботеке - и они уже дали свои результаты. В его школе, благодаря уникальной авторской методике, требовательному подходу к занятиям, системе отбора сильных детей за 7 лет подготовили 54 призера различных турниров по робототехнике, из которых 13 уже участвуют на мировых чемпионатах по робототехнике. Команды Роботека трижды выезжали на мировые финалы по робототехнике в составе сборной страны с 2018 года и в ноябре готовятся принять участие на мировом финале World Robot Olympiad в городе Дортмунд, Германия. Уже есть свои выпускники Роботека, поступившие в международные технические университеты: на инженерный факультет Duke University, на факультет робототехники в Новосибирске, в Назарбаевский Университет. Все выпускники выбирают нишу робототехники, инженерии и развиваются в них, потому что приобрели качественные навыки и хорошую базу для дальнейшего развития.

Дорогое обучение (средний чек 39,000 тенге в месяц) сужает целевую аудиторию клиентов, однако Роботек ищет способы удешевить обучение и придать массовость этому направлению, чтобы вовлечь больше детей в секцию робототехники.

К примеру, в Роботеке разработали собственную онлайн-платформу, в которой находится в оцифрованном виде авторский курс по робототехнике. Цифровой двойник преподавателя (аватар) позволит школам и детским центрам Казахстана обучать робототехнике большее количество детей.

Платформа решает ставшие традиционно «узким горлышком» факторы, как наличие квалифицированного преподавателя и учебная методика. Успешно решив эти преграды, платформа в буквальном смысле оживляет кабинеты робототехники в школах и центрах. Эту платформу Роботек планирует презентовать на Digital Bridge 2022, в надежде найти инвесторов.

Большой потенциал Санжар видит в сотрудничестве с крупными отечественными промышленными и логистическими компаниями, будущее которых связано с роботизацией. Пока в Казахстане единицы компаний, которые нуждаются в инженерах-робототехниках и смотрят настолько далеко вперед, поддерживая школы робототехники.

- Малый и средний бизнес отзывчивее на сбор денег, когда мы делаем фандрайзинг для наших мероприятий, они перечисляют небольшие суммы и реагируют моментально. Что касается крупных корпораций, то им нужно серьезное обоснование, чтобы финансово помочь. Если это серьезная организация, она может быть заинтересована в открытии кружка по робототехнике для детей своих сотрудников. Мы все время пытаемся привлечь внимание работодателей к школьникам и дошкольникам, - рассказывает президент Казахстанской федерации образовательной и спортивной робототехники «КазРоботикс» Айжан Жекеева.

У Роботека есть кейсы успешного сотрудничества с благотворительными фондами. К примеру, в этом году Роботек при поддержке Фонда Нурсултана Назарбаева внедряет бесплатные кружки робототехники в городах Семей и Жезказган на базе 10 школ. В основе проекта лежит трансфер собственной методики обучения, материалов и методики преподавания робототехники. Также Фонд Нурсултана Назарбаева поддержал проект по повышению квалификации в области спортивной робототехники преподавателей-информатиков Акмолинской области и г. Кокшетау, который был успешно реализован Роботеком в августе 2022 г.

- Сейчас мы завершили процесс отбора школ-участниц проекта, с которыми будем работать в этот учебный год (2022-2023 гг.). Во время осенних каникул две наши команды поедут в Жезказган и Семей, где проведут обучение и запустят кружки робототехники на базе нашей методики. В каждом городе мы планируем вовлечь по 250 детей в кружковую работу. Обучение будет длиться до апреля месяца следующего года, - рассказывает Шалкарбеков.

Он уверен, что происходящие в мире тектонические изменения, в том числе четвертая промышленная революция, не обойдут мимо ресурсоориентированную экономику Казахстана, казахстанские бизнесы будут развивать инновационную отрасль робототехники во всех ее проявлениях и инвестировать в человеческий капитал, где отечественные школы робототехники будут играть важную роль в подготовке будущих талантов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить